Найти в Дзене

Тайны волжских полотен Василия Сурикова: зачем известный живописец приезжал в Самару и что здесь нашел

Кисти знаменитого художника Василия Сурикова принадлежат акварели «Самара» и «Дачи под Самарой». Они малоизвестны и выставлялись на выставке в Государственной Третьяковской галерее в Москве в 1998 году в акварельной серии работ живописца. Эти полотна он написал в Самаре в районе Винного оврага (ныне Постникова оврага) в июне 1880 года во время пребывания на лечении в кумысолечебнице Нестора Постникова. С тех пор прошло 145 лет, а вид на Волгу в этих местах почти не изменился. «КП-Самара» выяснила, как Суриков оказался здесь, что его связывало с нашим городом и почему он возвращался сюда снова и снова на протяжении почти 30 лет. Василий Суриков постоянно жил в Москве с 1877 года. В Самаре он впервые оказался в 1880-м вынужденно. Как выяснил искусствовед Владимир Володин (автор книги «Суриков и Самара»), художник приехал на Волгу летом по совету врачей для восстановления здоровья после перенесенного воспаления легких. Василий Иванович простудился весной 1880 года во время работы над карт
Оглавление
   Акварель Василия Сурикова "Самара", вид на Волгу от Винного оврага, 1880 год, и автопортрет. Фото: предоставлено Самарским областным художественным музеем.
Акварель Василия Сурикова "Самара", вид на Волгу от Винного оврага, 1880 год, и автопортрет. Фото: предоставлено Самарским областным художественным музеем.

Кисти знаменитого художника Василия Сурикова принадлежат акварели «Самара» и «Дачи под Самарой». Они малоизвестны и выставлялись на выставке в Государственной Третьяковской галерее в Москве в 1998 году в акварельной серии работ живописца. Эти полотна он написал в Самаре в районе Винного оврага (ныне Постникова оврага) в июне 1880 года во время пребывания на лечении в кумысолечебнице Нестора Постникова. С тех пор прошло 145 лет, а вид на Волгу в этих местах почти не изменился. «КП-Самара» выяснила, как Суриков оказался здесь, что его связывало с нашим городом и почему он возвращался сюда снова и снова на протяжении почти 30 лет.

   Акварель Василия Сурикова "Дачи под Самарой", вид с плато за Винным оврагом на усадьбу кумысолечебницы Нестора Постникова и Жигулевские ворота, 1880 год. Фото предоставлено Самарским областным художественным музеем.
Акварель Василия Сурикова "Дачи под Самарой", вид с плато за Винным оврагом на усадьбу кумысолечебницы Нестора Постникова и Жигулевские ворота, 1880 год. Фото предоставлено Самарским областным художественным музеем.

Суриков на самарском курорте

Василий Суриков постоянно жил в Москве с 1877 года. В Самаре он впервые оказался в 1880-м вынужденно. Как выяснил искусствовед Владимир Володин (автор книги «Суриков и Самара»), художник приехал на Волгу летом по совету врачей для восстановления здоровья после перенесенного воспаления легких. Василий Иванович простудился весной 1880 года во время работы над картиной «Утро стрелецкой казни» (завершена в 1881 году). Мастер то и дело выбегал из теплого помещения на холодный воздух для необходимого ему соприкосновения с природой. От натурных зарисовок он слег и долго не мог оправиться. Ему рекомендовали поехать в Самару к доктору Нестору Васильевичу Постникову, который лечил легочные заболевания кумысом, сочетая эту методику с благоприятными климатическими условиями края и лечебной физкультурой.

Самарский городской глава Петр Алабин так описывал эту лечебницу, находившуюся на территории, которую потом занимал завод имени Масленникова: «…темной тучей закрывает горизонт густая растительность садов и парков, облегающих скрытое в зелени заведение Нестора Васильевича Постникова. В тени парка тонут в зелени 12 дач… Центром заведения служит обширный, изящной архитектуры курзал, в котором собирается население… – пить кумыс, играть в карты и бильярд, слушать музыку и даже танцевать».

Суриков на лечение приехал с женой Елизаветой и двухлетней дочерью Ольгой. В лечебнице Постникова он немного писал акварелью, рисовал в альбоме. Выглядел он в то время примерно, как на автопортрете 1879 года. С полотна, написанного маслом, на нас смотрит, словно вглядываясь в будущее и образы еще не созданных картин, 31-летний художник.

Владимир Володин писал, что самарские акварели Сурикова отмечены богатством живописной культуры: «Вид на Волгу от Винного оврага – ее протоки и разливы – отрывает необозримые дали. Пейзаж пронизан неярким, ясным и мягким, утренним светом, так характерным для этих мест».

На акварели «Дачи под Самарой» изображено плато за оврагом, где держали лошадей и стояли юрты их хозяев.

– Слева на акварели видна дача, а справа – летние конюшни. Чтобы обеспечить больных кумысом, в табуне держали более пятидесяти кобылиц, – объяснял искусствовед.

Известна и еще одна самарская акварель Сурикова – рысак с пролеткой, на облучке которой сидит дремлющий кучер. Художник запечатлел один из прогулочных экипажей, которые были при лечебнице. Эти акварели хранились в семье художника и выставлялись в Государственной Третьяковской галерее.

В первый свой приезд в Самару Василий Иванович пробыл у Постникова до октября. Он писал брату: «Кумыс очень помог мне». Тогда на самарском курорте имя молодого Сурикова еще не было известным. Самарцы познакомились с ним, как художником, только в 1892 году, когда в городе открыли выставку Товарищества передвижников, на которой экспонировали его картину «Взятие снежного городка». К тому времени он уже написал «Утро стрелецкой казни», «Боярыню Морозову», «Меньшиков в Березове» и другие свои произведения, принесшие ему мировую славу.

   Самарцы познакомились с Василием Суриковым в 1892 году на выставке Товарищества передвижников, где экспонировали его картину «Взятие снежного городка» (1891 год, хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге).
Самарцы познакомились с Василием Суриковым в 1892 году на выставке Товарищества передвижников, где экспонировали его картину «Взятие снежного городка» (1891 год, хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге).

По следам Степана Разина

Из писем Василия Сурикова известно, что до и после лечения в Самаре он неоднократно бывал в Поволжье. Плыл по Волге на пароходе по пути в родной Красноярск и обратно. В этих поездках зародились и первые замыслы к «Степану Разину» (историческая картина Василия Сурикова, написанная в 1904–1906 годах и частично переписанная в 1910 году, хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге).

   В поездках по Волге у Василия Сурикова зародились первые замыслы к картине «Степан Разин».
В поездках по Волге у Василия Сурикова зародились первые замыслы к картине «Степан Разин».

В книге «Суриков и Самара» Владимир Володин приводит воспоминания неизвестного автора о путешествии Василия Ивановича по Волге, сохранившиеся в архиве Третьяковской галереи: «Еще утром я заметил художника, уже немолодого, с длинными волосами, который рисовал карандашом в альбоме. Он сказал, что делает коллекцию волжских типов для большой картины…».

В 1903 году в одном из писем Суриков упоминает Самарский край: «В июле ездил на Волгу, жил в Самаре, Симбирске. Писал этюды». Самара привлекала художника разнообразием типажей: через город двигались в поисках лучшей жизни переселенцы из Сибири, Средней Азии и других регионов. Сюда приходили из-за неурожая местные крестьяне.

В Самаре Василий Иванович ходил по людным местам, базарам, гулял на пристани. Среди работающих людей он находил нужные типы и детали. Например, в нашем городе в 1903 году он написал этюд «Перс» к картине «Степан Разин» (хранится в Самарском областном художественном музее). Еще одна его самарская работа «Гребец», написанная в 1904 году, хранится в Тверской картинной галерее. В самарском музее есть этюд головы седого гребца в белой рубахе. По типу он ближе к изображенному на монументальном полотне.

Другой этюд к «Степану Разину» «Казак в лодке» появился в Самаре прямо из мастерской художника. Он был написан, возможно, на Дону, а в наши края попал, как выяснил Владимир Володин, благодаря купцу Павлу Шихобалову, который приобрел его у Сурикова в Москве, как и другой этюд «Суворовский солдат» к известной картине «Переход Суворова через Альпы» (оба этюда хранятся в фондах Самарского художественного музея). Выяснилось и то, что Василий Иванович посещал дачу Шихобаловых в Самаре вместе с младшей дочерью Еленой в начале 1900-х годов.

- Очевидцы жизни Василия Ивановича Сурикова в Поволжье говорили, что он любил Волгу, подолгу бывал на ее берегах, ездил в Жигули, отыскивая типы для своей картины «Степан Разин», – писал Владимир Володин. – В Самаре встречался с разными людьми, лечился кумысом у прославленного доктора Постникова, жил на даче Шихобаловых, ходил по улицам нашего города, отдыхал в Струковском саду, жил в доме художника Михайлова, встречался с его друзьями.

В Самаре по адресу Льва Толстого, 89 сохранился трехэтажный дом самарского художника и фотографа Владимира Михайлова, где летом 1906 года Василий Суриков жил больше месяца, тогда на улице Москательной (об этом сейчас напоминает информационная доска). Здесь он работал над этюдами к картине «Степан Разин», часто выбирался на берег Волги, рисовал грузчиков, крючников и других самарцев. Здесь он создал портрет пастелью «Боярышня», которая сейчас хранится в Самарском художественном музее. У этого полотна любопытная история.

Самарская «Боярышня»

Загадочный портрет долгое время не давал покоя исследователям. Хотя на его фоне стояла дарственная надпись: «Дорогому доктору Михаилу Павловичу Назарову на память. В. Суриков. 1906 г.», вопросов было много: кто изображен на портрете, при каких обстоятельствах он написан, кто такой доктор Назаров, и наконец - почему картина исполнена пастелью, техникой, малосвойственной художнику.

   Василий Суриков "Боярышня" (1906 год). Хранится в Самарском областном художественном музее.
Василий Суриков "Боярышня" (1906 год). Хранится в Самарском областном художественном музее.

Раскрыть историю «Боярышни» помогла внучка Сурикова Наталия Кончаловская. На письмо музейщиков она ответила: «Спешу сообщить, что дед мой – Суриков – несколько раз бывал на Волге, между 1880-1906 гг. И, конечно, собирал материал для «Стеньки Разина», картина была закончена в 1905 году, но Суриков не мог ее выставить в тот же год из-за всех событий, а в 1906 году снова ездил на Волгу и дописывал картину».

Потом Владимир Володин выяснил, что доктор Назаров жил в Самаре и ему Василий Иванович подарил свою пастель в 1906 году. Жена этого врача – Александра – была сестрой самарского художника Владимира Михайлова, с которым Суриков был знаком.

Благодаря воспоминаниям Юлии Чекан, которая в начале XX века прислуживала в семье художника Михайлова, Володин узнал, что в тот приезд Василий Иванович поселился в мастерской хозяина. Тот часто работал пастелью, поэтому она и оказалась у Сурикова под рукой. Он простудился – принял холодный душ после возвращения из Жигулевских гор, куда выезжал работать каждое утро – и за ним несколько дней ухаживал доктор (вместе с женой он жил в том же доме). В благодарность за заботу и лечение Назаров и получил в подарок «Боярышню». Позже картину передали в музей по поручению его жены, а сам доктор в 1914 году уехал из Самары во Владикавказ как военнообязанный.

По воспоминаниям очевидцев, во время своего посещения Самары в 1906 году художник много гулял, часто бывал в Струковском саду, на берегу Волги и в театре. Город ему нравился, работал он с упоением. После прогулок любил попить чай и особенно был рад, когда самовар «звенел».

Оставалась неразгаданной тайна «Боярышни»: кто же эта юная девушка с задумчивыми голубыми глазами? Владимир Володин полагал, что образу прекрасной незнакомки Суриков придал черты Александры Емельяновой. Слишком велико было внешнее сходство.

   Портрет Александры Емельяновой кисти Василия Сурикова, 1903 год. Фото предоставлено Самарским областным художественным музеем.
Портрет Александры Емельяновой кисти Василия Сурикова, 1903 год. Фото предоставлено Самарским областным художественным музеем.

Василий Иванович познакомился с ней в начале 1900-годов. Потерявший жену еще в 1888 году, он долго хранил память о своей супруге и заботился о двух дочерях, а с Александрой Ивановной начал общаться после того, как старшая дочь Ольга объявила ему о своем переезде в Санкт-Петербург к Петру Кончаловскому, за которого потом вышла замуж.

Александра Емельянова была родом из купеческой семьи. Закончила в Москве классическую женскую гимназию. Со школы была дружна с Лидией Кондратовой, вышедшей замуж на самарского купца Петра Шихобалова.

Об Александре сохранились воспоминания современников, что она была общительной, веселой, хорошо знала французский язык, любила музыку, рукоделье и сама расписывала кувшины. Она дважды ездила с Суриковым за границу, была свидетельницей его работы над картинами «Степан Разин» и «Посещение царевной женского монастыря», жила с ним в Самаре у Шихобаловых. Емельянова стала прообразом произведений Сурикова «Горожанка», «Монашенка», «Царевна». Суриков написал несколько ее портретов. В облике «Боярышни» – тоже она: мягкие черты, глубокий взгляд и природная красота.

«Все это уже писал и знаю»

Последний раз Суриков приезжал в Самарский край в 1910 году и гостил в Ставрополе у семьи Добринских в период работы над царевной в монастыре. Там он занимался уже привычным для себя делом: искал в жизни нужные типы ему людей.

Для образа царевны ему позировала Анастасия Добринская, в то время учившаяся в московской гимназии. Знакомство с Добринскими и привело художника снова на Волгу. В тот год он писал своей дочери Ольге: «Вчера возвратился из Ставрополя, около Самары. Лето хорошо провел. Работал мало, да и ничего не было там особо. Все это я уже писал и знаю».

Как отметила главный хранитель Самарского областного художественного музея Светлана Шатунова, в собрании музея сегодня хранятся шесть работ Василия Сурикова. Их могло быть больше, ведь сотрудники музея неоднократно предпринимали попытки приобрести самарские акварели художника, но безуспешно. Родные Василия Ивановича не захотели с ними расстаться, бережно хранили, как семейную реликвию. От того для нас они еще более ценны, как память о самарских впечатлениях гения исторической живописи.

Автор: Татьяна ПЕТУНИНА