Кисти знаменитого художника Василия Сурикова принадлежат акварели «Самара» и «Дачи под Самарой». Они малоизвестны и выставлялись на выставке в Государственной Третьяковской галерее в Москве в 1998 году в акварельной серии работ живописца. Эти полотна он написал в Самаре в районе Винного оврага (ныне Постникова оврага) в июне 1880 года во время пребывания на лечении в кумысолечебнице Нестора Постникова. С тех пор прошло 145 лет, а вид на Волгу в этих местах почти не изменился. «КП-Самара» выяснила, как Суриков оказался здесь, что его связывало с нашим городом и почему он возвращался сюда снова и снова на протяжении почти 30 лет.
Суриков на самарском курорте
Василий Суриков постоянно жил в Москве с 1877 года. В Самаре он впервые оказался в 1880-м вынужденно. Как выяснил искусствовед Владимир Володин (автор книги «Суриков и Самара»), художник приехал на Волгу летом по совету врачей для восстановления здоровья после перенесенного воспаления легких. Василий Иванович простудился весной 1880 года во время работы над картиной «Утро стрелецкой казни» (завершена в 1881 году). Мастер то и дело выбегал из теплого помещения на холодный воздух для необходимого ему соприкосновения с природой. От натурных зарисовок он слег и долго не мог оправиться. Ему рекомендовали поехать в Самару к доктору Нестору Васильевичу Постникову, который лечил легочные заболевания кумысом, сочетая эту методику с благоприятными климатическими условиями края и лечебной физкультурой.
Самарский городской глава Петр Алабин так описывал эту лечебницу, находившуюся на территории, которую потом занимал завод имени Масленникова: «…темной тучей закрывает горизонт густая растительность садов и парков, облегающих скрытое в зелени заведение Нестора Васильевича Постникова. В тени парка тонут в зелени 12 дач… Центром заведения служит обширный, изящной архитектуры курзал, в котором собирается население… – пить кумыс, играть в карты и бильярд, слушать музыку и даже танцевать».
Суриков на лечение приехал с женой Елизаветой и двухлетней дочерью Ольгой. В лечебнице Постникова он немного писал акварелью, рисовал в альбоме. Выглядел он в то время примерно, как на автопортрете 1879 года. С полотна, написанного маслом, на нас смотрит, словно вглядываясь в будущее и образы еще не созданных картин, 31-летний художник.
Владимир Володин писал, что самарские акварели Сурикова отмечены богатством живописной культуры: «Вид на Волгу от Винного оврага – ее протоки и разливы – отрывает необозримые дали. Пейзаж пронизан неярким, ясным и мягким, утренним светом, так характерным для этих мест».
На акварели «Дачи под Самарой» изображено плато за оврагом, где держали лошадей и стояли юрты их хозяев.
– Слева на акварели видна дача, а справа – летние конюшни. Чтобы обеспечить больных кумысом, в табуне держали более пятидесяти кобылиц, – объяснял искусствовед.
Известна и еще одна самарская акварель Сурикова – рысак с пролеткой, на облучке которой сидит дремлющий кучер. Художник запечатлел один из прогулочных экипажей, которые были при лечебнице. Эти акварели хранились в семье художника и выставлялись в Государственной Третьяковской галерее.
В первый свой приезд в Самару Василий Иванович пробыл у Постникова до октября. Он писал брату: «Кумыс очень помог мне». Тогда на самарском курорте имя молодого Сурикова еще не было известным. Самарцы познакомились с ним, как художником, только в 1892 году, когда в городе открыли выставку Товарищества передвижников, на которой экспонировали его картину «Взятие снежного городка». К тому времени он уже написал «Утро стрелецкой казни», «Боярыню Морозову», «Меньшиков в Березове» и другие свои произведения, принесшие ему мировую славу.
По следам Степана Разина
Из писем Василия Сурикова известно, что до и после лечения в Самаре он неоднократно бывал в Поволжье. Плыл по Волге на пароходе по пути в родной Красноярск и обратно. В этих поездках зародились и первые замыслы к «Степану Разину» (историческая картина Василия Сурикова, написанная в 1904–1906 годах и частично переписанная в 1910 году, хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге).
В книге «Суриков и Самара» Владимир Володин приводит воспоминания неизвестного автора о путешествии Василия Ивановича по Волге, сохранившиеся в архиве Третьяковской галереи: «Еще утром я заметил художника, уже немолодого, с длинными волосами, который рисовал карандашом в альбоме. Он сказал, что делает коллекцию волжских типов для большой картины…».
В 1903 году в одном из писем Суриков упоминает Самарский край: «В июле ездил на Волгу, жил в Самаре, Симбирске. Писал этюды». Самара привлекала художника разнообразием типажей: через город двигались в поисках лучшей жизни переселенцы из Сибири, Средней Азии и других регионов. Сюда приходили из-за неурожая местные крестьяне.
В Самаре Василий Иванович ходил по людным местам, базарам, гулял на пристани. Среди работающих людей он находил нужные типы и детали. Например, в нашем городе в 1903 году он написал этюд «Перс» к картине «Степан Разин» (хранится в Самарском областном художественном музее). Еще одна его самарская работа «Гребец», написанная в 1904 году, хранится в Тверской картинной галерее. В самарском музее есть этюд головы седого гребца в белой рубахе. По типу он ближе к изображенному на монументальном полотне.
Другой этюд к «Степану Разину» «Казак в лодке» появился в Самаре прямо из мастерской художника. Он был написан, возможно, на Дону, а в наши края попал, как выяснил Владимир Володин, благодаря купцу Павлу Шихобалову, который приобрел его у Сурикова в Москве, как и другой этюд «Суворовский солдат» к известной картине «Переход Суворова через Альпы» (оба этюда хранятся в фондах Самарского художественного музея). Выяснилось и то, что Василий Иванович посещал дачу Шихобаловых в Самаре вместе с младшей дочерью Еленой в начале 1900-х годов.
- Очевидцы жизни Василия Ивановича Сурикова в Поволжье говорили, что он любил Волгу, подолгу бывал на ее берегах, ездил в Жигули, отыскивая типы для своей картины «Степан Разин», – писал Владимир Володин. – В Самаре встречался с разными людьми, лечился кумысом у прославленного доктора Постникова, жил на даче Шихобаловых, ходил по улицам нашего города, отдыхал в Струковском саду, жил в доме художника Михайлова, встречался с его друзьями.
В Самаре по адресу Льва Толстого, 89 сохранился трехэтажный дом самарского художника и фотографа Владимира Михайлова, где летом 1906 года Василий Суриков жил больше месяца, тогда на улице Москательной (об этом сейчас напоминает информационная доска). Здесь он работал над этюдами к картине «Степан Разин», часто выбирался на берег Волги, рисовал грузчиков, крючников и других самарцев. Здесь он создал портрет пастелью «Боярышня», которая сейчас хранится в Самарском художественном музее. У этого полотна любопытная история.
Самарская «Боярышня»
Загадочный портрет долгое время не давал покоя исследователям. Хотя на его фоне стояла дарственная надпись: «Дорогому доктору Михаилу Павловичу Назарову на память. В. Суриков. 1906 г.», вопросов было много: кто изображен на портрете, при каких обстоятельствах он написан, кто такой доктор Назаров, и наконец - почему картина исполнена пастелью, техникой, малосвойственной художнику.
Раскрыть историю «Боярышни» помогла внучка Сурикова Наталия Кончаловская. На письмо музейщиков она ответила: «Спешу сообщить, что дед мой – Суриков – несколько раз бывал на Волге, между 1880-1906 гг. И, конечно, собирал материал для «Стеньки Разина», картина была закончена в 1905 году, но Суриков не мог ее выставить в тот же год из-за всех событий, а в 1906 году снова ездил на Волгу и дописывал картину».
Потом Владимир Володин выяснил, что доктор Назаров жил в Самаре и ему Василий Иванович подарил свою пастель в 1906 году. Жена этого врача – Александра – была сестрой самарского художника Владимира Михайлова, с которым Суриков был знаком.
Благодаря воспоминаниям Юлии Чекан, которая в начале XX века прислуживала в семье художника Михайлова, Володин узнал, что в тот приезд Василий Иванович поселился в мастерской хозяина. Тот часто работал пастелью, поэтому она и оказалась у Сурикова под рукой. Он простудился – принял холодный душ после возвращения из Жигулевских гор, куда выезжал работать каждое утро – и за ним несколько дней ухаживал доктор (вместе с женой он жил в том же доме). В благодарность за заботу и лечение Назаров и получил в подарок «Боярышню». Позже картину передали в музей по поручению его жены, а сам доктор в 1914 году уехал из Самары во Владикавказ как военнообязанный.
По воспоминаниям очевидцев, во время своего посещения Самары в 1906 году художник много гулял, часто бывал в Струковском саду, на берегу Волги и в театре. Город ему нравился, работал он с упоением. После прогулок любил попить чай и особенно был рад, когда самовар «звенел».
Оставалась неразгаданной тайна «Боярышни»: кто же эта юная девушка с задумчивыми голубыми глазами? Владимир Володин полагал, что образу прекрасной незнакомки Суриков придал черты Александры Емельяновой. Слишком велико было внешнее сходство.
Василий Иванович познакомился с ней в начале 1900-годов. Потерявший жену еще в 1888 году, он долго хранил память о своей супруге и заботился о двух дочерях, а с Александрой Ивановной начал общаться после того, как старшая дочь Ольга объявила ему о своем переезде в Санкт-Петербург к Петру Кончаловскому, за которого потом вышла замуж.
Александра Емельянова была родом из купеческой семьи. Закончила в Москве классическую женскую гимназию. Со школы была дружна с Лидией Кондратовой, вышедшей замуж на самарского купца Петра Шихобалова.
Об Александре сохранились воспоминания современников, что она была общительной, веселой, хорошо знала французский язык, любила музыку, рукоделье и сама расписывала кувшины. Она дважды ездила с Суриковым за границу, была свидетельницей его работы над картинами «Степан Разин» и «Посещение царевной женского монастыря», жила с ним в Самаре у Шихобаловых. Емельянова стала прообразом произведений Сурикова «Горожанка», «Монашенка», «Царевна». Суриков написал несколько ее портретов. В облике «Боярышни» – тоже она: мягкие черты, глубокий взгляд и природная красота.
«Все это уже писал и знаю»
Последний раз Суриков приезжал в Самарский край в 1910 году и гостил в Ставрополе у семьи Добринских в период работы над царевной в монастыре. Там он занимался уже привычным для себя делом: искал в жизни нужные типы ему людей.
Для образа царевны ему позировала Анастасия Добринская, в то время учившаяся в московской гимназии. Знакомство с Добринскими и привело художника снова на Волгу. В тот год он писал своей дочери Ольге: «Вчера возвратился из Ставрополя, около Самары. Лето хорошо провел. Работал мало, да и ничего не было там особо. Все это я уже писал и знаю».
Как отметила главный хранитель Самарского областного художественного музея Светлана Шатунова, в собрании музея сегодня хранятся шесть работ Василия Сурикова. Их могло быть больше, ведь сотрудники музея неоднократно предпринимали попытки приобрести самарские акварели художника, но безуспешно. Родные Василия Ивановича не захотели с ними расстаться, бережно хранили, как семейную реликвию. От того для нас они еще более ценны, как память о самарских впечатлениях гения исторической живописи.
Автор: Татьяна ПЕТУНИНА