Найти в Дзене
Русь Изначальная

Мажордом Карл, ставший Мартеллом, битва при Пуатье и "выдуманная" кавалерия арабов.

Этот отпрыск Арнульфингов и предок будущих Каролингов вел непрерывные войны. Интенсивные войны приводят к нужде, вызванной содержанием большой армии. Как результат, военные расходы при Карле во Франкии были более чем значительны. Из-за нехватки звонкой монеты он вынужден был награждать своих воинов земельными наделами. Среди историков имеется мнение, что главной целью таких подарков в виде земли была в дальнейшем поставка для армии отрядов всадников. То есть кавалерии. Сколько-нибудь маленький феодальчик должен был привести с собой и пару-тройку конных оруженосцев. К такому повороту вещей Карла вынудили враги, появившиеся в южной части Галлии. Что за враги? Заметьте, он еще не был "Мартеллом". Его врагами были арабские и берберские захватчики, появившиеся из Африки. До этого они молниеносно овладели Испанией, которая до этого была под вестготами. И вот настал черед Галлии. А Карл был приспешником католической церкви. Так арабы и берберы подошли к Пиренеям. Их целью были богатые город

Этот отпрыск Арнульфингов и предок будущих Каролингов вел непрерывные войны. Интенсивные войны приводят к нужде, вызванной содержанием большой армии.

Как результат, военные расходы при Карле во Франкии были более чем значительны. Из-за нехватки звонкой монеты он вынужден был награждать своих воинов земельными наделами. Среди историков имеется мнение, что главной целью таких подарков в виде земли была в дальнейшем поставка для армии отрядов всадников. То есть кавалерии. Сколько-нибудь маленький феодальчик должен был привести с собой и пару-тройку конных оруженосцев.

К такому повороту вещей Карла вынудили враги, появившиеся в южной части Галлии. Что за враги? Заметьте, он еще не был "Мартеллом".

Его врагами были арабские и берберские захватчики, появившиеся из Африки. До этого они молниеносно овладели Испанией, которая до этого была под вестготами. И вот настал черед Галлии. А Карл был приспешником католической церкви.

Так арабы и берберы подошли к Пиренеям. Их целью были богатые города Аквитании и Септимании (ныне провинция Лангедок-Руссильон).

Карта Аквитании и Септимании
Карта Аквитании и Септимании

Один из отрядов этих захватчиков в октябре 732 года перешел через горы и направился к городу Тур.

Карл со своим войском разбил его вблизи города Пуатье. Целью настоящего очерка является не описание этого сражение, а обращение внимания читателя на один большой нюанс.

Исидор
Исидор

Хронист из Испании, не будучи, правда, современником тех событий, по имени Псевдо-Исидор, отметил, что:

"...арабская конница разбилась о франков, как о ледяную стену...".

Эта победа в то время произвела достаточно сильное воодушевление. Ее еще в Средневековье сравнивали с успешной обороной града Константина от тех же самых арабов в 717 году.

Битва при Пуатье, конечно же, не была всей войной, а только лишь отдельным успешным эпизодом той войны. Но эта битва показала местным олигархам из южных земель Галлии, что лучше уж сюзерены-Арнульфинги, нежели арабы и берберы.

В те времена считали, что сражение при Пуатье было выиграно с помощью Христа. Эта победа положительным образом отразилась на репутации мажордома Карла и всех его родственников.

Именно после сражения при Пуатье Карл стал "Мартеллом". Это прозвище означает "Молот". То ли он в том бою сражался боевым молотом, то ли его победы были подобны силе молота.

Карл с молотом
Карл с молотом

Но английский исследователь Дж.-М. Уоллес-Хедрилл в своей книге "Варварский Запад. Раннее Средневековье" выразил мнение, отличное от общепринятой версии сражения при Пуатье.

Он отметил, что, согласно мусульманским источникам, первые регулярные конные подразделения арабов появились в южной Галлии аж через восемь лет после произошедшей здесь битвы при Пуатье. Но даже через восемь лет они не сразу приняли участие в конном строю. Арабы и берберы в первых сражениях продолжали воевать как пехота. Так где же правда?

Вся суть этого большого нюанса заключается в том, что Дж.-М. Уоллес-Хедрилл не назвал конкретных источников. Наверняка его мысль об этом была связана с подозрительностью победы пешего войска Мартелла над тяжелой кавалерией арабов. Как франки могли победить конницу арабов и берберов, имея в качестве основы своей армии пехоту?

Далее Дж.-М. Уоллес-Хедрилл отмечает, что как арабская, так и франкская конница и дальше развивались медленными темпами. Поэтому не стоит считать, что пожалование Карла Мартелла земельными наделами воинов-франков было обязательно связано с появлением большого количества кавалерии.

По мнению Дж.-М. Уоллеса-Хедрилла, скорее всего, процесс создания кавалерии у франков происходил гораздо позже. А именно тогда, когда потомки Карла Мартелла схлестнулись в сражениях с конными подразделениями лангобардов, фризов и басков.