Найти в Дзене
Мысли вслух

«Моя Нижняя Крепость: Битва в Плацкарте»

Поезд Москва–Казань. Вечер. Я вошла в плацкарт с одной четкой мыслью: 13 место моя полка нижняя. Я, как умный человек, взяла нижнюю полку в плацкарте. Почему? Потому что:
а) Я девушка, и лезть на верхнюю полку в юбке – это цирковой трюк уровня «смертельный номер»,
б) Мой рюкзак с ноутбуком и всеми моими мирскими ценностями должен был спать подо мной, а не висеть в небесах,
в) Я заплатила за это место кровными (вернее, карточными) деньгами. И вот я закатываю чемодан в вагон, улыбаюсь соседям и… вижу ЕЁ. Территорию моей нижней полки уже заняло "Грозное Счастье". Женщина лет сорока пяти, с грузным лицом, широкими габаритами, явно претендующими на звание «несущая стена». Она уже разложила салфеточку, поставила термос и уютно устроилась, словно ждала меня лет десять. Акт 1: Вежливая Атака (провал)
Я мило улыбаюсь, показываю билет:
– Простите, кажется, вы заняли мое место? Вот, нижнее, 13-е.
Женщина (назовем ее Валентиной Степановной, у нее было такое имя) окидывает меня взглядом сверху вн

Поезд Москва–Казань. Вечер. Я вошла в плацкарт с одной четкой мыслью: 13 место моя полка нижняя. Я, как умный человек, взяла нижнюю полку в плацкарте. Почему? Потому что:
а) Я девушка, и лезть на верхнюю полку в юбке – это цирковой трюк уровня «смертельный номер»,
б) Мой рюкзак с ноутбуком и всеми моими мирскими ценностями должен был спать подо мной, а не висеть в небесах,
в) Я заплатила за это место кровными (вернее, карточными) деньгами.

И вот я закатываю чемодан в вагон, улыбаюсь соседям и… вижу ЕЁ. Территорию моей нижней полки уже заняло "Грозное Счастье". Женщина лет сорока пяти, с грузным лицом, широкими габаритами, явно претендующими на звание «несущая стена». Она уже разложила салфеточку, поставила термос и уютно устроилась, словно ждала меня лет десять.

Акт 1: Вежливая Атака (провал)
Я мило улыбаюсь, показываю билет:
– Простите, кажется, вы заняли мое место? Вот, нижнее, 13-е.
Женщина (назовем ее Валентиной Степановной, у нее было такое имя) окидывает меня взглядом сверху вниз (что было несложно, учитывая ее позицию):
– Ой, деточка, ну ты же молодая, шустрая! Тебе на верхнюю – раз плюнуть. А мне-то как? Я и кости ломалые, и давление. – И для пущей убедительности она сокрушенно вздохнула, положив руку на внушительную грудь.
Я попробовала мягко:
– Я понимаю, но я тоже специально брала нижнее… Мне неудобно наверху.
– Неудобно?! – Валентина Степановна фыркнула. – Да тебе хоть на люстре спать – нормально! Уступи мне, золотце. Терпилы нынче пошли, ей-богу… – Последнюю фразу она бросила скорее в пространство, но адрес был ясен.

Акт 2: Война Нервов и Звонок Подкреплению
Вежливость не сработала. Внутри меня закипело что-то мелкое и злое. Я девушка, да. Но я не тряпка! И я знала свои права.
– Валентина Степановна, – сказала я уже без улыбки, но ровно, – место определяется билетом. Вот мой билет, вот мое место. «Я цитировала
п. 99 Правил РЖД: «Пассажир обязан занять указанное место». Также напомнила ст. 83 Устава ж/д транспорта: занятие места по билету — обязанность пассажира. Пригрозила вызовом полиции: по ст. 11.17 КоАП даже попытка захвата чужого места может обернуться штрафом».* Она махнула рукой, будто отгоняла назойливую муху:
– Правила, правила… Живи по-человечески! Я тебе говорю – мне тяжело!
Я поняла, что дипломатия кончилась. Пошла искать проводницу. Та пришла, посмотрела на монолит на моей полке, на мои несчастные глаза, и… развела руками:
– Девушка, ну вы же видите… Человеку реально сложно. Может, договоритесь? Может, полпопки вам уступит?
«Полпопки»?! Я заплатила за ВСЮ ПОЛКУ! Внутри все сжалось от бессилия. Но сдаваться было рано.

Акт 3: Тяжелая Артиллерия (Юридическая)
– Хорошо, – сказала я громко, чтобы слышали все вокруг. – Тогда позовите, пожалуйста,
начальника поезда. Или я сама вызову транспортную полицию на следующей остановке. Потому что незаконное занятие чужого места в поезде – это нарушение.
Я видела, как у Валентины Степановны дрогнула щека. Я продолжила, цитируя наизусть то, что быстро нагуглила в туалете:
– Согласно
Статье 108 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», пассажир обязан соблюдать правила перевозок, в том числе занимать место, указанное в проездном документе. А по Кодексу об административных правонарушениях РФ, Статья 11.17 (часть 1), нарушение пассажиром правил поведения на транспорте влечет предупреждение или наложение административного штрафа. Я не хочу никого штрафовать, но я хочу спать на своем месте.
Тишина в купе стала звенящей. Даже дед наверху крякнул как-то осмысленно.

Финал: Пиррова Победа (Но Победа!)
Проводница (который все же пришла) подтвердил мои слова, глядя куда-то поверх головы Валентины Степановны. Она кряхтела, вздыхала, бормотала про «молодежь пошла бессердечная», но…
ПОШЛА НА ПОПЯТНЫЙ!
Медленно, с театральными стонами, она собрала свой термос и салфеточку и поплыла в сторону своей верхней полки. Ее взгляд говорил: «Ты еще пожалеешь, гаденыш».

Я села на свою завоеванную нижнюю полку. Она была вся теплая. И пахла чужими пирожками. Но она была МОЯ. Я разложила подушку, укрылась пледом и прижала к груди рюкзак с ноутбуком. Сердце колотилось. Я чувствовала себя одновременно и героиней, и сволочью. Но больше – героиней.

Выводы:

  1. Знай свои права (и номера статей!). Закон – не абстракция. Им можно и нужно пользоваться, особенно когда ты метр шестьдесят против двух центнеров жизненного опыта.
  2. Вежливость – не синоним слабости. Начинай с нее. Но имей наготове тяжелую артиллерию.
  3. «Пожилая» ≠ «Беспомощная». Некоторые «пассажиры» могут дать фору борцу сумо в искусстве захвата территории.
  4. Плацкарт – это школа жизни. Иногда нужно сражаться за свое место. Буквально.
  5. Своя полка – святое. За нее стоит бороться. И спать потом на ней – невероятное блаженство.

(P.S. Валентина Степановна всю дорогу ворочалась наверху так, что "люстра дрожала". А утром демонстративно пила чай с моими печеньками, которые «случайно» перепутала со своими. Но моя полка подо мной была тверда и нерушима. И это главное).