Найти в Дзене
КОСМОС

Забытая Библия, которая предшествует европейскому христианству

Оглавление

Самый древний христианский текст был подавлен Церковью

Эфиопский библейский манускрипт в Музее естественной и культурной истории Университета Орегона
Эфиопский библейский манускрипт в Музее естественной и культурной истории Университета Орегона

Библия в её привычном виде — это единый свод из 66 канонических книг, чаще всего в версии короля Иакова. Но у этой нормы есть противоположность — Эфиопская Библия, представляющая собой другой корпус текстов, который остаётся относительно неизвестным за пределами академических кругов.

Если вы хотите читать больше интересных историй, подпишитесь на наш телеграм канал: https://t.me/deep_cosmos

Содержащая от 81 до 88 книг, Эфиопская Библия включает свитки, которые появились до возникновения европейского христианства, и содержит материалы, противоречащие современным догматическим представлениям. Это делает её одной из самых загадочных и наименее понятых духовных книг в истории.

📍 Эфиопия — хранительница библейской памяти

Страна, где сохраняется этот материал, — Эфиопия — по-своему является хранилищем библейской памяти. Это одно из немногих африканских государств, которое не было колонизировано и смогло сохранить культурную преемственность без разрывов.

В отличие от многих обществ, где христианство было привнесено снаружи миссионерами или силой, Эфиопия восприняла веру органично в IV веке. Однако по мере того как укреплялась западная ортодоксия, более обширная, древняя и богатая Эфиопская Библия отошла в относительное забвение.

📖 Самый древний христианский текст, о котором вы никогда не слышали

Эфиопская Библия — это не просто расширенная версия Писания. Это одновременно архивный источник, религиозно-культурное явление и памятник эфиопской цивилизации.

Написанная на гээзе — ныне в основном литургическом языке Эфиопии — она включает произведения, не вошедшие в западный канон: Книгу Еноха, Юбилеи и другие послания и тексты, обычно классифицируемые как внебиблейские или псевдоэпиграфические.

Удивительно, что многие свитки на гээзе уже существовали в Эфиопии до официального введения христианства в регионе в IV веке. Эфиопские монахи и монархи хранили обширные собрания священных текстов задолго до того, как римская империя начала процесс канонизации христианского корпуса на церковных соборах.

Существуют также свидетельства того, что племенные группы в Эфиопии исповедовали христианство в той или иной форме уже более 3500 лет, что указывает на устойчивую, местную традицию, ставящую под сомнение универсальность западных теологических стандартов.

❓Почему мир предпочёл это игнорировать

Утрата Эфиопской Библии из поля зрения религиозного мейнстрима, по крайней мере в Европе, связана с решениями синодальных институтов, определивших границы ортодоксального христианства.

На Никейском соборе (325 г. н.э.) и на Первом Константинопольском соборе (381 г. н.э.) лидеры ранней Церкви формализовали список текстов, которые считались вдохновлёнными Богом. Любые тексты, не восходящие напрямую к апостолам или богословию I века, были исключены.

Однако эти решения были отчасти политическими. Современная Библия — это не только результат божественного вдохновения, но и плод политических игр, локальных интересов и имперских попыток объединения разрозненных групп.

Позднее король Англии Иаков I организовал создание единого авторитетного перевода Библии, чтобы прекратить религиозные распри в своём королевстве. Но этот перевод дополнительно отфильтровал священный текст через призму европейской политической идеологии.

📚 Канон внутри канона

В Эфиопии существует различие между двумя формами канона. Широкий канон включает до 88 книг, тогда как узкий канон — 72 книги. Широкий канон, последний раз издававшийся в начале XX века, содержит произведения, не использующиеся ни в одной другой христианской традиции.

Узкий канон был установлен при императоре Хайле Селассие и принят Эфиопской православной церковью как государственный канон.

Это внутренний конфликт между стремлением сохранить духовное наследие и необходимостью идти в ногу с модернизацией. Примечательно, что даже узкий канон уже шире западных аналогов.

Существование множественных канонов ставит под сомнение идею, что существует только одно правильное Писание. Это также указывает на необходимость критического пересмотра самого процесса канонизации священных текстов.

🏛 Политика, язык и власть

Эфиопская версия Библии, написанная на гээзе, долгое время оставалась в тени.

Гээз был чужд большинству мировых языковых систем, что мешало распространению этих текстов. Также сказывались нехватка переводов и ограниченный академический интерес к эфиопской традиции. Но лингвистическая изоляция — не единственная причина её маргинализации.

Другие структурные факторы сыграли важную роль. Раннее римское христианство отдавало предпочтение материалам, поддерживающим имперскую идеологию, и отбрасывало всё, что ей противоречило.

Так называемые еретические и "фанатские" тексты уничтожались. Открытие свитков Мёртвого моря в 1940-х годах подтвердило, что существовали иные формы христианства, намеренно вытесненные с исторической сцены. Эфиопская Библия, как один из таких вытесненных источников, не вписывалась в богословские и политические цели европейских держав.

🔚 Заключение

Несмотря на маргинализацию, обесценивание и почти полное исчезновение из христианской науки, Эфиопская Библия выжила. Она пережила мусульманские нашествия, итальянские колониальные притязания.

Она пережила поджоги монастырей, уничтожение библиотек и передавалась из века в век. Такое выживание — форма молчаливого сопротивления, как будто сама история заявляет: христианство не может быть ограничено одним континентом, одним собором или одной империей.

Растущий интерес к ранней истории христианства позволяет взглянуть на Эфиопскую Библию в новом свете — не просто как на текстовую альтернативу, но как на позитивный пример иных теологических традиций.

Её повторное открытие призывает нас признать: наше духовное наследие может быть гораздо более разнообразным, сложным и древним, чем мы привыкли думать.