Найти в Дзене
Ещё один блог о кино

"Умру, но не дамся"

"Не ори! Наместник покладистых любит, будешь сопротивляться, хуже будет!", - увещевали упирающуюся Тотай солдаты. Девушка не слушала, сопротивлялась, повторяла, кусая губы: "Умру, но не дамся!".

Хоть и сильна была горяночка, но солдаты все же притащили ее к русскому "хозяину".

"Развяжите и ступайте", - приказал генерал солдатам.

В 1802 году семья узденя (то есть, феодала) Акая из дагестанского аула Како-Шура пополнилась крепкой и здоровой девочкой. Назвали малышку Тотай.

Когда девочке исполнилось пятнадцать лет, далеко за пределами Како-Шура было известно - смилостивился Аллах над старым Акаем, послал ему дочь-красавицу.

Тотай была статной, высокой девушкой с изумительными изгибами, которые и традиционная кавказская одежда в полной мере от взоров молодых и не очень молодых джигитов скрыть не могла.

Особенно восхищали глаза Тотай - черные, как воронье крыло, но с изумрудным отблеском. Взглянет девушка на прохожего - и тот, пораженный, остановится, долго еще будет смотреть вслед красавице.

Многие достойные отцы отправляли к Акаю сватов, но старик все предложения отклонял, так как считал, что дочь достойна большего.

-2

В 1819 году в ауле Како-Шура остановились по пути в Акушу войска русской военной экспедиции, командовал которыми сам Алексей Петрович Ермолов, наместник императора на Кавказе.

Алексею Петровичу исполнилось 42 года, в Тифлисе у него была "кебинная" (или же временная) жена по имени Сюйду.

Само понятие кебинной жены предполагало, что такое сожительство могло быть не единственным.

Ермолов, прибывший в Како-Шуру вместе с Мехти II, шамкалом (князем) Тарки, сообщил своему спутнику, что хотел бы взять кебинную жену и из этого селения.

Генерал Ермолов.
Генерал Ермолов.

Шамкал обратился к старейшинам с вопросом, какая девушка считается главной красавицей селения. Ответ старейшин был однозначным - 17-летняя Тотай, дочь Акая.

У Тотай к тому времени был жених - горец по имени Искендер. Однако родители, узнав об интересе к дочери Ермолова, немедленно дали Искендеру от ворот поворот.

По приказу отца Тотай надела лучшую одежду и отправилась в дом, где встали на постой шамкал Мехти и генерал Ермолов.

Мехти велел девушке прислуживать высоким гостям за столом, затем - танцевать. Тотай беспрекословно подчинялась приказам.

Ермолова красота молодой горянки потрясла до глубины души. Генерал заявил отцу девушки, что после завершения похода в Акушу, он желал бы увезти Тотай в Тифлис и заключить с ней кебинный брак.

Уздень Акай, предполагавший, что Ермолов заберет его дочь в ближайшее селение Тарки, был весьма опечален, но спорить с наместником не решился.

Однако, как только русские войска покинули Како-Шуры, Акай, уверенный, что генерал вскоре забудет его дочь, объявил о свадьбе Тотай с тем самым Искендером.

Вскоре состоялось бракосочетание.

-4

Отец красавицы Тотай ошибся: Ермолов не забыл девушку. 1 января 1820 года, следуя обратно из Акуши, Ермолов отправил из Шахмал-Янги-юрта в соседнее селение Како-Шуру джигита Альбора, сына шамхала Мехти. Молодому человеку было велено доставить в дом наместника "обещанную невесту" Тотай.

Альбор, прибыв в селение, обнаружил, что отец выдал Тотай замуж. Сын Мехти решил исполнить приказ наместника во что бы то ни стало. Узнав, что Акай с сыновьями выехал на куфыр-кумыкскую мельницу, Альбор забрался в дом узденя и выкрал Тотай.

Акай, вернувшись с мельницы, тут же поскакал вдогонку за похитителем, но настичь его в дороге не смог.

Уздень добрался до Шахмал-Янги-юрта, разузнал, в каком доме находится Тотай. Отца встретил Мирза-Джан Мадатов, переводчик Ермолова. Этот огромный и свирепый джигит, обладавший немерянной силой, наотрез отказался пустить Акая к дочери. Узденю было сказано, что Тотай была обещана наместнику, а слово нарушать на Кавказе не положено.

Акай был вынужден смириться. Передав Мадатову шубу и драгоценности Тотай, уздень отправился в родной аул, так и не увидев дочь.

-5

В отличие от Сюйду, первой кебинной жены Ермолова, Тотай чувствовала себя пленницей, долгое время плакала и умоляла отпустить ее. Однако богатое содержание и забота сделали свое дело - горянка смирилась.

Шамхал Мехти выдал Ермолову бумагу о знатном происхождении Тотай, после чего генерал отправился со своей наложницей в Тифлис.

Алексей Петрович приобрел для второй кебинной жены огромный дом, расположенный в отдалении от дома Сюйду. Вскоре Тотай родила сына Аллах-Яра, которому Ермолов дал и второе имя - Север.

Алексей Петрович Ермолов.
Алексей Петрович Ермолов.

В 1823-ем году временная жена наместника родила второго сына, Омара (Клавдия), который в будущем станет выдающимся генералом и героем Крымской войны.

Последним ребенком Тотай и Алексея Петровича стала дочь Сатиат (София). Ермолов заранее договорился с кебинной женой о том, что по истечению "временного брака" Сатият останется с матерью, Север и Клавдий - с отцом.

Жизнь Тотай в Тифлисе была роскошной. У молодой женщины были собственные слуги, она одевалась как княгиня, ездила по городу в карете. В своем доме Тотай принимала гостей, в том числе, отца и брата.

Тифлис.
Тифлис.

Ермолов относился к Тотай с большой любовью, хотел, чтобы та стала его настоящей, официальной женой, отправилась с ним в Петербург. Для этого горянка должна была перейти в православную веру, от чего она категорически отказывалась.

В марте 1827 года Николай I, относившийся к Ермолову с недоверием, отправил кавказского наместника в отставку:

«По обстоятельствам настоящих дел в Грузии, признав нужным дать войскам, там находящимся, особого Главного начальника, повелеваю Вам возвратиться в Россию и оставаться в своих деревнях впредь до моего повеления».

Алексею Петровичу пришлось расстаться со своей кебинной женой. Тотай забрала дочь Сатият и уехала из Тифлиса в родной аул. Вскоре женщина вышла замуж за джигита по имени Гилу Гебек. В этом браке Тотай родила двух детей.

Ермолов с сыновьями Севером и Клавдием отправился в Россию.

Сыновья Ермолова от трех кебинных жен.
Сыновья Ермолова от трех кебинных жен.

Бывший кавказский наместник не забыл Тотай. Женщина каждый год получала от Ермолова по 300 рублей. Сатият, ставшая женой односельчанина, получала от отца ежегодный пенсион в 500 рублей.

11 апреля 1861 года Алексей Петрович Ермолов скончался в возрасте 83 лет. Теперь главной поддержкой старой и больной Тотай стали ее сыновья Клавдий и Север. Первый стал генералом, на Кавказе появлялся редко, мать видел всего несколько раз. Север окончил в Петербурге Михайловское артиллерийское училище, стал прапорщиком и регулярно навещал мать и сестру. Оба брата помогали родственникам финансово.

Тотай, дочь Акая, скончалась в июне 1875 года в возрасте 73 лет.

Вот такая история. Пишите в комментариях, что думаете? Делитесь своим мнением - обязательно обсудим!

----------------------------------

Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться - это важно для развития канала. Также заходите на мой канал через вкладку "Подписки" - это очень важно.

В связи с нестабильностью Дзена прошу подписаться на мой Телеграм "Женщины в истории" - там уже более 5000 тыс. подписчиков!

Всем добра! Моя книга:

"Цветы со шрамами" - трагические, трогательные, вдохновляющие истории о судьбах женщин в русской истории.

Викторианский детектив "Садовник"