Найти в Дзене
Ольга Романова

Портрет четы Арнольфини. Какие тайны скрывает эта картина

Наверное многие из нас хоть раз, но видели полотно нидерландского живописца Ян ван Эйка, которое называется "портрет четы Арнольфини".

Вроде бы самый обычный портрет супружеской пары прошлых лет в соответствующей одежде.

Тем не менее эта картина считается одной из самых оригинальных и загадочных в западном искусстве.

Возможно благодаря своей красоте, чего только стоит платье изображённой на ней девушки, а может быть из-за необычного приема расширения пространства, которое достигается при помощи изображённого на стене зеркала, это полотно так притягивает наш взгляд.

На самом деле сегодня очень много вопросов к этой картине, которые получили разное толкование и вызвали много споров как между между обычными ценителями искусства так и между учёными.

Одно из мнений гласит, что это двойной свадебный портрет.

Кто-то даже усматривает здесь некую форму брачного контракта, который был заключён между парой, и свидетелем которого стал сам художник.

Единственное, что доподлинно известно об этих людях, так это то, что на картине изображён итальянский торговец Джованни ди Николао Арнольфини и его супруга. Скорее всего портрет сделан в их доме в Брюгге.

Однако это не простой портрет. Он не просто так невольно притягивает наш взгляд. Особенность его в том, что он является посмертным.

Да, раньше это была распространенная традиция рисовать тех, кто уже умер. Так люди пытались сохранить память о своих близких и дорогих людях.

Оказывается, что изображённая здесь молодая дама на самом деле умерла за год до написания картины во время родов.

Именно поэтому здесь она изображена в ожидании ребенка. Об этом же (символ плодородия) говорят фрукты (персики), которые зритель также наблюдает за фигурой мужчины около окна.

О смерти девушки говорит и тот факт, что в железной люстре над мужчиной можно увидеть одну горящую свечу, в то время как над его супругой видна свеча погасшая.

Если присмотреться повнимательней, то можно увидеть ещё один знак, который говорит о том, что девушки уже нет в живых. Это маленькие медальоны вокруг зеркала на стене, которые сложно разглядеть, и тем более мало кому придет в голову обратить на них внимание.

-2

А ведь они изображают сцены Страстей Христовых. И что очень символично – со стороны Арнольфини расположены прижизненные сцены Иисуса, а вот со стороны его жены видны сцены уже после смерти.

Мужчина на картине стоит с поднятой рукой. Возможно он произносит клятву, а возможно просто приветствует тех, кто пришел к нему и стоит на пороге.

Кстати фигуры пришедших мы также можем рассмотреть в отражении зеркала.

Скорее всего одним из пришедших как раз и является художником. Это подтверждается красивой надписью между зеркалом и люстрой.

Зритель может прочитать фразу: "Johannes van eyck fuit hic", что значит в переводе "Ян ван Эйк был здесь". То есть зритель ощущает присутствие живописца на этой картине.

Вообще, здесь любая деталь не случайна, а картина является неким квестом и загадкой, которую интересно разгадывать.

Правда для этого надо быть очень внимательным и знать про жизнь людей той далёкой эпохи.

Например можно заметить, что мужчина почему-то стоит босиком, в то время, как обувь его лежит рядом. Что бы это могло значить?

Художник же так хочет показать то, что хозяин дома был небольшого достатка, проще говоря он не был богатым человеком.

И вот поэтому он в своем доме снимал обувь, ведь слуг у него не было (или было мало), поэтому убирать полы приходилось ему самому.

Вот он и скидывал обувь, чтобы ей не запачкать ковры в доме.

Именно таким обилием загадок-подсказок нас и завораживает это полотно.

Художник ничего не рисует просто так, у него каждая вещь, каждый предмет несут в себе определенный смысл, которые и предстоит разгадать тем, кто увидит данную картину.

А вам нравится эта картина? Какие ещё тайные знаки смогли разгадать?