Сегодня хочу рассмотреть одно интересное произведение И.С. Тургенева из цикла «Записки охотника» − «Бежин луг». Почему выбор пал именно на этот рассказ? Хочу провести сравнение образов жизни детей, времен крепостного права и нашего. Думаю, что это будет интересно.
Рассказ «Бежин луг» был написан в 1851 году, еще до реформы отмены крепостного права (1861 г.).
Надо отметить, что И.С. Тургенев был помещиком и видел жизнь крепостных. Помещики относились к крепостным по-разному: от благосклонности до ярой жесток.ости. Но, при любых отношениях, все крепостные трудились день и ночь, от мала до велика. Дети от 7 лет работали уже наравне со взрослыми. Женщины рожали, не отходя от станка. Старики умир.али в работе. Все эти картины И.С. Тургенев наблюдал с рождения. Имея мать-тир@ншу, которая была беспощадна к крепостным (ее И.С. Тургенев описал в образе барыни в своем произведении «Му-Му»), писатель часто наблюдал сцены жест.окого обращения с крепостными. Обладая природной чуткостью и добротой, он трудно переносил их, жалел крепостных. Возможно, из-за этого, в дальнейшем, тема жизни крепостных так плотно вошла в творчество И.С. Тургенева.
Писатель понимал, что один он не изменит систему. Поэтому делал попытки достучаться до жес.токих сердец писательским словом: показывал тяжелую жизнь крепостных, их чувства и эмоции; самодурство и жесто.кость помещиков… Ведь читательская аудитория тех времен состояла из образованных дворян.
Не стал исключением и рассказ «Бежин луг». В нем автор затронул жизнь и труд крепостных детей. На примере одной ночи из жизни крепостных детей, он тонко упрекнул систему в халатном, даже жест.оком отношении к детям.
Чтобы было понятнее, кратко напомню сюжет рассказа.
Герой-рассказчик, прототип самого автора, охотился в лесу. К вечеру засобирался домой и заблудился. Уже затемно, поблуждав в лесу, вышел к равнине. По некоторым деталям он понял, что вышел на равнину, которая в народе называлась Бежин луг. Увидел костер и людей около него. Подумал, что сидят взрослые работники. Направился к ним. Подойдя ближе, понял, что у костра находятся дети, которые выпасают ночью табун лошадей. Попросился переночевать недалеко от костра. Лег под куст и сделал вид, что задремал. А, на самом деле, наблюдал, что делают дети. Именно на наблюдении героя-рассказчика и строится сюжет произведения.
Герой-рассказчик отметил, что детей было пятеро: старшему – лет 14, младшему – 7 лет. Из их общения, он узнал, как кого зовут. Самого старшего – Федей, Павел и Илья – по лет 12, Костя – лет 10, Ваня – самый младший, лет 7. На костре они варили картошку в котелке и рассказывали друг другу страшилки про леших, домовых, русалок, утопленников и приведений. Ночная природа с темнотой и ночными звуками лишь усиливала эффект страха. Задремали дети лишь под утро. Ранним утром, герой-рассказчик проснулся, предупредил одного из пробудившихся детей – Павла, и ушел искать дорогу домой. Казалось бы, на этом сюжет рассказа должен завершиться. Но автор добавил в конце еще тройку интересных предложений о судьбе одного мальчика – Павла. Автор поведал, что мальчик в этом же году ум.ер, упав с лошади. Разбился насм.ерть. В последнем предложении И.С. Тургенев высказал свое сожаление о случившемся.
В этих последних предложениях заключен тонкий, но громкий упрек эксплу@тации детского труда в среде крепостных.
Но это, хоть и главный, но не единичный упрек системе. Давайте посмотрим, на что еще обратил внимание автор своим рассказом.
Во-первых, дети находились одни, ночью, на равнине, около леса и реки – уже нарушалась техника безопасности детей. Да, их охраняли 2 собаки, но могли ли они спасти от волков, которых дети уже видели: «— Что там? что такое? — спросили мальчики.— Ничего, — отвечал Павел, махнув рукой на лошадь, — так, что-то собаки зачуяли. Я думал, волк, — прибавил он равнодушным голосом, проворно дыша всей грудью». Что бросается в глаза? «Равнодушный» тон мальчика, который говорил о волках. Для крепостных детей встреча с волком – это уже норма, обыденность. Должна ли быть для детей такая встреча нормой? Думаю, что нет. Это угроза жизни и здоровью. Кроме волков, из леса могут выйти разб.ойники, которых в те времена было много; другие дикие звери. Вывод: дети находятся вне безопасности; рискуют жизнью и здоровьем.
Во-вторых, дети спят на земле, сами готовят себе свой скромный ужин, контактируют с открытым огнем. То, что дети спят, где попало, и когда попало (уснули под утро), говорит о нарушении режима сна и питания. Об отсутствии в жизни детей нормальных человеческих условий быта. Данная ночь на Бежином лугу – это не единичный случай. Из разговоров мальчиков, читатель понимает, что им приходилось спать и на фабрике, чтобы начать работать с раннего утра:
«— А вот как. Пришлось нам с братом Авдюшкой, да с Федором Михеевским, да с Ивашкой Косым, да с другим Ивашкой, что с Красных Холмов, да еще с Ивашкой Сухоруковым, да еще были там другие ребятишки; всех было нас ребяток человек десять — как есть вся смена; но а пришлось нам в рольне заночевать, то есть не то чтобы этак пришлось, а Назаров, надсмотрщик, запретил; говорит: «Что, мол, вам, ребяткам, домой таскаться; завтра работы много, так вы, ребятки, домой не ходите»». (Прим.: «Рольней» или «черпальной» на бумажных фабриках называется то строение, где в чанах вычерпывают бумагу. Оно находится у самой плотины, под колесом). Должны ли дети все свое детство проводить в работе, как взрослые, и жить в бродячих условиях – с ненормированным питанием и сном?
В третьих, чем занимаются дети, помимо выпаса скота и ужина. Рассказывают страшилки! Могут заниматься, чем угодно, ведь присмотра взрослых нет. Допустимо ли такое в нормальном человеческом обществе? Конечно же, нет. Даже страшилки, вроде бы безобидные, но психику детям ломают только так. Ведь дети доверчивы, охотно всему верят. Могут настолько поверить своим фантазиям, что материализуют их. А это чревато сильным испугом и причинением вреда психике. Что и произошло с Павлом: «Павел подошел к огню с полным котельчиком в руке.— Что, ребята, — начал он, помолчав, — неладно дело.— А что? — торопливо спросил Костя.— Я Васин голос слышал. Все так и вздрогнули.— Что ты, что ты? — пролепетал Костя.— Ей-богу. Только стал я к воде нагибаться, слышу вдруг зовут меня этак Васиным голоском и словно из-под воды: «Павлуша, а Павлуша!» Я слушаю; а тот опять зовет: «Павлуша, подь сюда». Я отошел. Однако воды зачерпнул.— Ах ты, господи! ах ты, господи! — проговорили мальчики, крестясь.— Ведь это тебя водяной звал, Павел, — прибавил Федя... — А мы только что о нем, о Васе-то, говорили.— Ах, это примета дурная, — с расстановкой проговорил Ильюша.— Ну, ничего, пущай! — произнес Павел решительно и сел опять, — своей судьбы не минуешь». Мальчик услышал голос утопленника Васи, потому что очень сильно уверовал в эту историю. И поверил в плохой исход. И умер в этом году. Случайность или выстроенный своими страхами сценарий? Можно только гадать. Но то, что страшилки для детей – штука не безобидная, это факт. И, судя по тому, что дети знают много поверий, говорит о том, что присутствие страшных историй в их жизни – это частое явление. Должны ли дети находиться в постоянном страхе? Думаю, нет. И взрослые должны это отслеживать, а не пускать все на самотек. Недаром, автор приводит эти страшные истории полностью. Чтобы читатель понял, насколько они страшны. Даже взрослый может напугаться, а тут дети, одни, ночью, на природе... А ночью природа выглядит зло.веще. И эту деталь автор тоже отмечает неоднократно во время повествования.
В четвертых, ранее взросление. Герой-рассказчик описывает поведение мальчиков, как слишком взрослое для их лет. Смелость и удаль Павла поразила наблюдателя. Поехать одному в темноту на лай собак, оседлать коня, сходить за водой к реке после только что услышанной истории про утопленника в этой реке... – на это осмелится не каждый ребенок, да и не каждый взрослый. Даже рассуждение Павла о своей судьбе взрослое: «— Ну, ничего, пущай! — произнес Павел решительно и сел опять, — своей судьбы не минуешь». А все почему? Потому что дети лишены детства. Им пришлось ощутить все особенности взрослой жизни на себе слишком рано, выработать взрослый характер. Хорошо ли это? Тут вопрос может быть спорным. Я склоняюсь, все же, к тому, что всему должно быть свое время.
В пятых, И.С. Тургенев отметил одну важную деталь: детям не давалось послаблений или легкого труда. Они трудились наравне со взрослыми: и днями и ночами. Даже ситуация с выпасом табуна лошадей говорит об этом. Лошадь – одно из самых строптивых животных. Не каждый взрослый может усмирить ее. А здесь – дети, и не одна лошадь, а целый табун. И только 5 детей, возрастом от 14 до 7 лет! Недаром, финал рассказа стал самым тяжелым упреком в адрес крепостному праву: от непосильного, недетского труда гиб.ли дети! И об этом можно только сожалеть!
Таким образом, И.С. Тургеневу удалось хорошо показать всю сложность детской жизни времен крепостничества, даже на основании одного небольшого рассказа.
А что происходит в наше время?
Многие родители приводят прошлое в пример нынешнему образу жизни детей. Мол, раньше дети трудились от зари до зари, всё умели, слушались и т.д. Придают всему этому только положительный оттенок – образец, пример. И.С. Тургенев смог доказать, что образцом это время быть не должно. Оно губ.ило детей, кал.ечило, даже убив.ало.
Но и сегодняшний жизненный уклад детей идеальным не назовешь. Да, дети сейчас не работают от зари до зари, не трудятся наравне со взрослыми, живут в нормальных условиях, и присмотра за ними больше… Но, к чему это все приводит, мы, как очевидцы, видим сами. Дети, в большинстве случаев, растут избалованными, не хотя трудиться, учиться; дерзят старшим… Тратят время на виртуальный мир, вместо того, чтобы учиться жить в реальном. Надеются только на взрослых. Другими словами, растут неприспособленными к самостоятельной жизни, в отличие от детей крепостного права, которые самостоятельность узнавали слишком рано.
Так какой же уклад жизни для детей лучше? Или пример крепостного времени и нашего – это две крайности, которые обе губ.ительны для поколений? Я думаю, что да. Жизнь детей крепостного права – это крайность в жестокости к детям; наше время – это крайность в избалованности детей. Ни то, ни другое не даст положительных результатов, навредит поколению. Нужна золотая середина, которая еще не найдена. История бросает из крайности в крайность. Возможно, не случайно… Но, это уже, как говорится, другая история…
А как думаете Вы? Какой образ жизни для детей лучше: тот, что описан в рассказе «Бежин луг» или нашего времени? Или правильный уклад жизни детей еще не создан? Пишите свои ответы в комментариях. Истина, как говорил Сократ, рождается в споре.
Благодарю за прочтение!