Найти в Дзене

Альтикьеро да Дзевио

Всем привет! Живу я значит в Падуе уже 9 месяцев, и все эти 9 месяцев езжу на учебу на автобусе, на котором написано "13 - Боккаччо - Альтикьеро". Кто такой Боккаччо знаем? Знаем Теперь узнаем, кто такой Альтикьеро. А он - один из самых значительных художников Северной Италии XIV века. Его стиль отличается интересом к изображению пространства и объема, а также предпочтением мягких тонов, залитых рассеянным светом. Его повествовательные картины отличаются торжественностью и величием, смягченными живым реализмом и оживленностью фигур, убедительно вписанных в сложные архитектурные декорации. Джорджо Вазари в своих биографиях писал, что Альтикьеро был «самым доверенным» (famigliarissimo) при дворе делла Скала, правителей Вероны (в этом же городе он впервые и упоминается - в 1369г). Альтикьеро в Вероне выполнил ряд фресок в Зале Подесты (Sala del Podestà), бывшем Большом Зале (Sala Grande) дворца делла Скала (ок. 1364). Сюжеты фресок были взяты из «Иудейских войн» Иосифа Флавия. Частично об

Всем привет!

Живу я значит в Падуе уже 9 месяцев, и все эти 9 месяцев езжу на учебу на автобусе, на котором написано "13 - Боккаччо - Альтикьеро".

Кто такой Боккаччо знаем? Знаем

Теперь узнаем, кто такой Альтикьеро.

А он - один из самых значительных художников Северной Италии XIV века. Его стиль отличается интересом к изображению пространства и объема, а также предпочтением мягких тонов, залитых рассеянным светом. Его повествовательные картины отличаются торжественностью и величием, смягченными живым реализмом и оживленностью фигур, убедительно вписанных в сложные архитектурные декорации.

Джорджо Вазари в своих биографиях писал, что Альтикьеро был «самым доверенным» (famigliarissimo) при дворе делла Скала, правителей Вероны (в этом же городе он впервые и упоминается - в 1369г).

Альтикьеро в Вероне выполнил ряд фресок в Зале Подесты (Sala del Podestà), бывшем Большом Зале (Sala Grande) дворца делла Скала (ок. 1364). Сюжеты фресок были взяты из «Иудейских войн» Иосифа Флавия. Частично облик этих фресок можно реконструировать по двум анонимным североитальянским рисункам, один из которых подписан: «мастер Алтикьеро, который расписал Зал Подесты».

Но нас больше всего интересуют его работы в Падуе, которая в конце 14в века была центром североитальянского искусства.

Его первое зафиксированное задание в городе — серия портретов в Зале знаменитых мужей (Sala Virorum Illustrium, ныне Зал гигантов, Sala dei Giganti) в Палаццо Каррара. Сцены вдохновлены трудом Петрарки De viris illustribus. Единственный сохранившийся фрагмент — портрет Петрарки в рабочем кабинете, фон которого был перерисован в XVI веке (остальные портреты были переписаны в этом же веке):

-2

Следующая работа Альтикьеро в Падуе - цикл фресок для капеллы Святого Иакова (сейчас Сан-Феличе) в базилике Святого Антония. Строительство этой часовни датировано 1372 годом, и чуть позднее там работал наш мастер.

  • Часовня Святого Иакова была заказана Бонифацио Лупи ди Соранья.
  • 12 февраля 1372 года венецианский скульптор и архитектор Андриоло де Санти (тот же, кто выполнил гробницы Якопо Второго и Умбертино да Каррара) был нанят для строительства часовни, которая затем была украшена настенными росписями Альтикьеро и Якопо Аванци.
  • Альтикьеро получил окончательный платеж в 1379 году.
  • Контракт курировал Ломбардо делла Сета, интеллектуал и секретарь Петрарки.
Интересное примечание - контракт с Андриоло супер-подробный. У мастера была репутация очень умелого художника, но еще и того, кто бросает дело на пол пути. Поэтому Лупи решили подстраховаться

Немножко про заказчика.

  • Бонифацио Лупи ди Соранья (Соранья, 1316 - Падуя, 21 июня 1390) был государственным деятелем и наемным капитаном, представителем семьи Лупи маркизов Сораньи, которые занимали государственные должности в нескольких городах на севере Италии.
  • Он провел свое детство во дворце своего деда, Гульельмо Росси ди Сан Секондо в Падуе, который принадлежал к ближнему кругу да Каррара.
  • Он сделал карьеру в армии и вскоре стал отважным бойцом и удачливым капитаном.
  • С 1359 года он был назначен на службу к семье да Каррара в качестве рыцаря и посла.
  • Он был похоронен в часовне Святого Иакова в базилике Святого Антония в Падуе.

Итак, часовня. Сегодня она располагается прямо напротив святилища Святого Антония и является одной из самых выделяющихся капелл базилики:

-3
  • Верхний регистр включает статуи святых, важных для города и для семьи Лупи (слева направо): Святой Мартин, Святой Петр, Святой Иаков, Святой Павел, Святой Иоанн Креститель. Между ними - герб семьи Лупи (с итальянского их фамилия переводится как "волки")
  • Нижний регистр - ряд стрельчатых арок, открывающих проход в саму часовню.

А внутри - прекрасно декорированные стены с изображением сцен из жизни Святого Иакова. Жизнь Святого Иакова нечасто изображается в средневековом искусстве. Она основана на Legenda Aurea, сборнике агиографий, составленном доминиканским монахом Якопо да Варагине.

-4

Потолок разделен на разные секторы, предположительно оформленные Якопо Аванци:

Евангелисты
Евангелисты
Доктора Церкви
Доктора Церкви
Пророки
Пророки

Другие фрагменты работы Якопо:

Святой Иаков противостоит
Филету, а Волшебник Гермоген вызвал демонов
Святой Иаков противостоит Филету, а Волшебник Гермоген вызвал демонов

Маг Гермоген взят демонами по поручению Иакова; Крещение Гермогена
Маг Гермоген взят демонами по поручению Иакова; Крещение Гермогена
Спутники Святого Иакова предстают перед королем Испании
Спутники Святого Иакова предстают перед королем Испании
-11
Спутники Святого Иакова освобождены Ангелом + Спутники Святого Иакова преследуются солдатами короля Испании
Спутники Святого Иакова освобождены Ангелом + Спутники Святого Иакова преследуются солдатами короля Испании
Спутники Святого Иакова заключены в тюрьму
Спутники Святого Иакова заключены в тюрьму
Мученичество Святого Иакова
Мученичество Святого Иакова
Тело Святого Иакова чудесным образом достигает Испании (Замок королевы Лупы)+Погребение Святого Иакова
Тело Святого Иакова чудесным образом достигает Испании (Замок королевы Лупы)+Погребение Святого Иакова

Дальше - фрески Альтикьеро (считается, что он выполнил более значительную часть фресок. Он приступил к ним после смерти Аванци):

Чудо диких быков + Тело Святого Иакова переносится в Замок королевы Лупы
Чудо диких быков + Тело Святого Иакова переносится в Замок королевы Лупы

Альтикьеро очень интересны детали из повседневной жизни - как Джотто - дети, ткани и т.д. Исследователи также отмечают более реалистичный пейзаж, чем у Джотто, больше напоминающий Амброджо Лоренцетти.

В архитектуре изображен розовый мрамор - типичный мрамор Вероны - делает религиозный рассказ более актуальным, потому что этот материал действительно использовался

Королева Лупа принимает крещение + Замок королевы Лупы превратился
в святилище Святого Иакова
Королева Лупа принимает крещение + Замок королевы Лупы превратился в святилище Святого Иакова

Исследователи в изображении этого замка видят референсы к Сантьяго-де-Компостелла, где похоронен Святой Иаков:

-18

На основной стене главная сцена - Распятие. Тут же расположены саркофаги семьи Лупи и Росси (родственники), выполненные Андриоло:

-19

На левой стене - сон Карла Великого:

-20

Здесь на собрании с Карлом изображены оба Франчески да Каррара, а также рядом - Франческо Петрарка - фигуры, максимально значительные для Падуи:

-21

С другой стороны от Карла - Бонифачио Лупи (патрон) и его жена Катерина:

-22

Вторая значительная работа Альтикьеро в Падуе - Ораторий Святого Георгия (справа) (1384):

-23
-24

Это было место религиозной службы и усыпальницей членов семьи Лупи.

  • Заказано Раймондино Лупи ди Соранья.
  • Настенные росписи выполнены Альтикьеро, завершенные между 1379 и 1384 годами, с эпизодами из жизни Святого Георгия, Святой Люсии, Святой Екатерины и Христа.
  • Альтикьеро также отвечал за роспись гробницы Раймондино.
  • Раймондино Лупи ди Соранья (ок. 1310 - 30 ноября 1379) - двоюродный брат Бонифачо Лупи, покровителя часовни Святого Иакова в Базилике дель Санто.
  • Раймондино служил наемным капитаном и послом у Да Каррары.
-25

Можно запросто провести параллель с Капеллой Скровеньи:

-26

Последовательность повествования в двух регистрах:

  • Жизнь Христа: южная и северная стены
  • Жизнь Святого Георгия: два регистра, восточная стена
  • Жизнь Святой Екатерины: верхний регистр, западная стена
  • Жизнь Святой Люсии: нижний регистр, западная стена

Много орнаментальных элементов и изображений герба Лупи:

-27
-28

Потолок условно разделен на сектора, подобно потолку капеллы Святого Иакова (сверху вниз - Пророки, Доктора Церкви, Евангелисты):

-29

Жизнь Христа:

-30
-31
-32
-33

По сторонам имитируются закрученные колонны, какие мы видели в скульптуре Арнольфо ди Камбио:

-34
-35

Жизнь Святого Георгия:

-36
-37
-38

Жизнь Святой Екатерины (сверху) и Святой Люсии (снизу):

-39

Екатерина:

-40
-41
-42
-43

Люсия:

-44
Франческо Первый и Франческо Второй
Франческо Первый и Франческо Второй
-46
-47
-48

В жизнеописаниях всех трех святых повторяются одни и те же темы:

  • Борьба с язычеством, служить единственному истинному Господу - как Раймондино делал с Да Каррарой
  • Мученичество, задуманное как славный способ умереть за Господа подходящая тема для рыцарской часовни
  • Смерть/Похороны святых - подходящая тема для похоронной часовни/усыпальницы

Также на одной из стен представлен интересный фрагмент - процессия из святых, а перед ними на коленях - члены семьи Лупи. Каждый из рыцарей сопровождается на поклон к Богородице своим святым покровителем:

-49

Самый первый рядом с Мадонной - Раймондино, его представляет сам Святой Георгий - покровитель всех воинов.

Святого Георгия мы также встречали в работе Николауса в Ферраре:

-50

Помимо всего прочего, в Оратории находился саркофаг Раймондино:

-51

Сейчас осталась только сама томба и один из бюстов рыцарей:

-52
-53

После завершения работ в Падуе Альтикьеро, вероятно, вернулся в Верону, где продолжил трудиться над различными росписями. Кроме того, руке мастера приписываются несколько иллюминаций для манускриптов.

Стиль Алтикьеро связывают с Туроне, Томазо да Модена и особенно с Гвариенто. Его архитектурные композиции обязаны многим именно последнему. Однако главным источником вдохновения остается Джотто. Его влияние ощущается в компоновке пространства, выразительности лиц, монументальности фигур.

Его учеником, вероятно, был племянник Антонио. Якопо да Верона и Мартино да Верона также могли учиться у него. Искусство Алтикьеро оказало влияние на Пизанелло, Якопо Беллини, Донателло и Мантенью. Вазари писал, что Донателло и Мантенья высоко ценили его творчество.

На этом мы пока заканчиваем с Падуей. Кто из художников вам понравился больше?