26 июня в администрации Пугачевского муниципального района состоялось плановое заседание местного Собрания депутатов. В центре внимания на этот раз оказались три пункта повестки дня, каждый из которых направлен на совершенствование различных сфер жизни муниципалитета и повышение эффективности работы местной власти.
Открыла обсуждение начальник отдела экономического развития, промышленности и торговли администрации района М.А. Кривега. Она представила депутатам, руководителям подразделений администрации, представителям общественности и средств массовой информации подробный отчет о ходе реализации муниципальной программы «Обеспечение защиты прав потребителей в Пугачевском муниципальном районе на 2021-2025 годы» за прошедший 2024 год. Особенно актуальна эта работа в сфере повседневных покупок товаров и услуг, где нередко возникают спорные ситуации. Районная власть создает условия, чтобы каждый житель мог эффективно отстаивать свои права непосредственно по месту жительства, чувствуя реальную поддержку.
Еще в 2021 году администрацией была утверждена специальная целевая программа. Ее главная цель – системно создать на территории района все необходимые условия для того, чтобы права потребителей, гарантированные законами Российской Федерации, защищались максимально эффективно и оперативно. Докладчик подробно осветила практические результаты работы программы. Ключевым достижением является обеспечение доступности бесплатных консультаций по защите потребительских прав для жителей абсолютно всех поселений, входящих в состав Пугачевского муниципального района. Основной площадкой для приема граждан и работы «горячей линии» по этим насущным вопросам служит Отдел экономического развития, промышленности и торговли районной администрации. Статистика обращений убедительно свидетельствует о востребованности этой услуги среди населения: только в 2023 году специалистами отдела было дано 30 консультаций, а в 2024 году их количество составило 27, что даже незначительно превысило запланированный на год показатель в 25 обращений. Анализ обращений показывает, что наибольшее беспокойство у жителей вызывают вопросы качества приобретаемых товаров, а также процедуры возврата товаров, которые не были использованы по тем или иным причинам.
Кривега подчеркнула, что значительное число конфликтных ситуаций удается разрешить мирным путем, в рамках диалога, без необходимости обращения в судебные инстанции. Это не только экономит время и ресурсы сторон, но и способствует сохранению добрососедских отношений. В 2024 году было урегулировано три потребительских спора, что полностью соответствует установленному плану. Параллельно с консультационной работой администрация ведет активную просветительскую деятельность, направленную на повышение потребительской грамотности населения. Ярким примером этой работы служит специальный раздел «Защита прав потребителей», созданный на официальном сайте районной администрации. Этот ресурс стал удобной площадкой, где сосредоточена вся актуальная и полезная информация по теме. Только за минувший 2024 год на сайте было размещено 70 информационных материалов, что более чем в три раза превысило первоначально запланированный объем (20 материалов), демонстрируя серьезный подход к информированию граждан.
Важно отметить, что программа работает не только «на входе», помогая гражданам, но и «на опережение», стремясь предотвратить сами нарушения. С этой целью специалисты администрации проводят разъяснительную работу непосредственно с предпринимательским сообществом и руководителями организаций, оказывающих услуги населению. Дополнительным фактором эффективности является тесное взаимодействие администрации с Северо-Восточным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Саратовской области. Это конструктивное сотрудничество позволяет объединять усилия и ресурсы, обеспечивая более комплексный и оперативный подход к решению возникающих вопросов защиты прав потребителей на всей территории района. Таким образом, через реализацию этой программы районная администрация планомерно и целенаправленно выполняет свои полномочия, выстраивая надежную и доступную систему поддержки для каждого жителя, который может столкнуться с недобросовестностью при покупке товара или получении услуги.
Важным решением, принятым депутатами в ходе заседания, стало утверждение изменений в Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) территории Старопорубежского муниципального образования. Этот документ имеет фундаментальное значение для упорядоченного развития любой территории, так как он утверждается местными властями в рамках их компетенции и служит основой градостроительного зонирования. ПЗЗ фактически определяют стратегию развития поселения, устанавливая четкие территориальные зоны (жилые, общественно-деловые, производственные, рекреационные и т.д.), детальные градостроительные регламенты для каждой зоны (что именно и с какими параметрами разрешено строить), а также регламентируют сам порядок применения этого документа и процедуру внесения в него необходимых в дальнейшем корректировок. Разработка предложенных изменений была продиктована объективной необходимостью защиты прав и законных интересов всех сторон, вовлеченных в градостроительные отношения – от рядовых жителей до юридических лиц, включая собственников земельных участков и владельцев объектов капитального строительства.
Действующие ПЗЗ Старопорубежского муниципального образования изначально разрабатывались в строгом соответствии с утвержденным Генеральным планом поселения и требованиями федерального Градостроительного кодекса Российской Федерации, что обеспечивает их законность и обоснованность. Предлагаемые же правки, в частности, направлены на уточнение границ существующих территориальных зон. Это уточнение является важным шагом для создания оптимальных правовых условий, соответствующих планам социально-экономического развития территории, в том числе для реализации инвестиционного проекта по строительству объектов компанией ООО «Диалл Альянс».
Соблюдение принципов открытости и общественного обсуждения является неотъемлемой частью подобных процессов. В полном соответствии с установленной федеральным законом процедурой, для обеспечения максимальной прозрачности и учета мнения жителей, 5 июня 2025 года на территории Старопорубежского муниципального образования были проведены обязательные публичные слушания по проекту вносимых изменений. Это мероприятие, прямо предусмотренное статьей 33 Градостроительного кодекса РФ, предоставило всем заинтересованным гражданам и организациям открытую площадку для ознакомления с проектом и выражения своей позиции. Примечательно, что в ходе этих общественных слушаний от участников не поступило каких-либо предложений или замечаний по существу предлагаемых поправок, что может свидетельствовать об их обоснованности и продуманности.
Существенным практическим преимуществом принятого решения является его полная бюджетная нейтральность. Подчеркивается, что утверждение депутатами изменений в ПЗЗ Старопорубежского муниципального образования не потребовало и не потребует в будущем никаких дополнительных расходов из средств районного бюджета. Этот аспект особенно важен в условиях необходимости рационального и ответственного распоряжения общественными финансовыми ресурсами. Кроме того, процедура внесения данных изменений была организована таким образом, что не повлекла за собой необходимости осуществлять дополнительные административные действия. Нет никакой потребности отменять, приостанавливать действие, изменять или принимать какие-либо новые нормативные правовые акты органов местного самоуправления Пугачевского муниципального района. Предложенные и одобренные изменения органично интегрируются в существующую правовую базу, не создавая излишней бюрократической нагрузки, и одновременно обеспечивают актуальность Правил землепользования и застройки, их соответствие текущим и перспективным задачам развития территории Старопорубежского муниципального образования.
Завершилось заседание рассмотрением и утверждением изменений в Программу приватизации муниципальной собственности. С соответствующим докладом выступила начальник отдела по управлению муниципальным имуществом районной администрации Н.Н. Ковалева. Внесение корректировок в действующие документы – это нормальная практика управления, позволяющая оперативно реагировать на меняющиеся обстоятельства и обеспечивать актуальность планов. Суть представленных поправок заключалась в нескольких аспектах.
Во-первых, в Перечень объектов муниципальной собственности, запланированных к приватизации в 2025 году, было решено добавить два новых нежилых помещения. Первое расположено в районном центре, городе Пугачеве, на улице Железнодорожной, дом 4, его площадь составляет 365,6 квадратных метров. Второй объект – это бывший Дом культуры в селе Каменка Пугачевского района (улица Набережная, дом 1), площадью 102,1 квадратных метра. Для обеспечения прозрачности процедуры будущей продажи и определения справедливой стартовой цены, рыночная стоимость каждого из этих помещений была профессионально определена независимой и специализированной оценочной организацией – ООО «Средневолжская оценочная компания», о чем имеются соответствующие отчеты об оценке, датированные концом мая 2025 года.
Во-вторых, в программу были внесены необходимые, обусловленные фактическими результатами работы, корректировки по финансовым показателям. Поскольку в течение 2024 года была успешно завершена продажа некоторых объектов, включенных в программу приватизации ранее, общая ожидаемая сумма доходов от приватизации за весь период действия программы (2023-2025 годы) подлежала уточнению. С учетом реально поступивших в бюджет средств, обновленный прогнозный доход теперь составляет 10 757 656 рублей. Данная сумма детализирована по годам: поступления за 2023 год составили 5 836 055 рублей, за 2024 год – 728 601 рубль, а ожидаемые поступления за 2025 год запланированы в объеме 4 193 000 рублей. Подобный пересмотр является стандартной и предусмотренной федеральным законодательством практикой (в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 26 декабря 2005 года №806), позволяя поддерживать финансовые планы в актуальном состоянии и достоверно отражать ожидаемые поступления в районный бюджет.
В-третьих, потребовалось внести соответствующую актуализацию в сам Перечень объектов муниципальной собственности, подлежащих приватизации в период 2023-2025 годов. В него были включены два новых объекта, указанных выше, а также произведено уточнение информации по одному объекту (нежилое помещение площадью 672 кв.м., кадастровый номер 64:46:010208:210). Процедура приватизации по этому объекту была начата в 2023 году, но окончательно завершена и оформлена уже в 2024 году; доход от его продажи, соответственно, был учтен в отчетности именно за 2024 год. Эта правка позволяет поддерживать документ в полном соответствии с реальным ходом выполнения программы приватизации, обеспечивая его точность и прозрачность.
Предложенные и одобренные депутатами изменения носят сугубо уточняющий и дополняющий характер, логически вытекающий из практики реализации программы. Все необходимые подготовительные процедуры, включая независимую оценку, были своевременно проведены. Процесс рассмотрения и утверждения изменений прошел в рабочем порядке, без создания излишней бюрократической нагрузки, что позволило обеспечить необходимую прозрачность и актуальность планов по распоряжению муниципальной собственностью в Пугачевском районе на оставшийся период действия программы до 2025 года включительно. Таким образом, состоявшееся заседание Собрания депутатов Пугачевского муниципального района продемонстрировало планомерную работу местной власти по решению актуальных вопросов развития территории, защите прав граждан и эффективному управлению муниципальными ресурсами.
И. Озерова