Найти в Дзене
Ритм Евразии

Инвесторы помогут транспортному сектору Казахстана воплотить масштабные проекты

Оглавление

Для больших территорий Казахстана всегда актуальным остаётся
вопрос строительства и расширения транспортной инфраструктуры, её
удобство и доступность. Как известно, Казахстан – государство с самой
протяжённой сетью автомобильных дорог в Средней Азии, длина их
насчитывает свыше 128 тыс. км.

В текущем году власти республики не только подумали о безопасности
транспортной сферы, но и приступили к привлечению инвестиций в
профильную структуру страны. Как уточнило Министерство транспорта РК, работами охвачены 13 тыс. км автомобильных и 6,1 тыс. км железных дорог страны.

Из 13 тыс. км 2,2 тыс. км – это проекты по реконструкции, 6,6 тыс. км
– ремонт, а также 4,2 тыс. км – ремонт местной сети. Уже сегодня идёт
модернизация на 9 тыс. км. Специалисты проводят реконструкцию. К декабрю
планируется завершить работы на 847 км дорог.

Что касается новых проектов, среди них запланировано строительство
магистрали Центр – Запад, она сократит транзитные маршруты в направлении
порта Актау из Астаны на 889 км.

Казахстан строит транспортный коридор Центр – Запад

В середине июня стало известно, что на территории Костанайской области началось строительство одного из самых амбициозных и широкоформатных
инфраструктурных проектов за последние несколько лет – автодорожного
коридора Центр–Запад. Вести магистраль будет из Астаны в западные
регионы, а также откроет прямой доступ к Транскаспийскому международному
транспортному маршруту (ТМТМ). Специалисты уже сейчас называют его
стратегическим вектором новой экономической географии страны.

Строительство началось одновременно в городе Аркалыке и в селе Торгай
Жангельдинского района. Работы ведутся на участке длиной 865 км по
маршруту: Астана – Жантеке – Егиндиколь – Аркалык – Торгай – Иргиз. В
будущем эта трасса сделает путь между Астаной и Иргизом короче на 573
км. Это сокращение важно для грузоперевозок и региональной мобильности.

«Мы создаем каркасный коридор, который откроет новые логистические
возможности для всей страны», – заявил на церемонии запуска работ
вице-министр транспорта Сатжан Аблалиев.

Министерство транспорта РК предоставило журналистам данные о том, что
запущенный проект в перспективе будет частью национального плана по
развитию транзитного потенциала Казахстана до 2030 года. Представители
министерства национальной экономики отмечают, что даже на первом этапе
строительства этот проект обеспечит свыше 5 тыс. рабочих мест. После
завершения строительства и внедрения в действие магистраль станет
стимулом для создания логистических хабов, агропромышленных кластеров и
сервисных зон вдоль новой автомобильной ветви.

Свои плюсы и достижения показали на начальном этапе и в министерстве
индустрии и строительства. Представители ведомства заявили, что при
создании будущей магистрали привлекаются новые технологии дорожного
строительства, в числе которых и применение инновационного битумного
состава, выдерживающего экстремальные перепады температур. Новую дорогу
планируют эксплуатировать долгий срок без капитального ремонта.

На заседании транспортники отметили, что параллельно запущены
строительные работы на участках: Актобе – Улгайсын (234 км), Караганда –
Жезказган (572 км) и других.

Не только количество, но и качество

Крайне важно достигать высокое качество проводимых дорожных работ. По
информации председателя правления АО «НК «КазАвтоЖол» Дархана
Иманашева, в этих целях используются автоматизированные системы
измерения (АСИ), которые встраивают в оборудование и программное
обеспечение для автоматического сбора, обработки, анализа и
представления данных измерений. Эти системы применяют в различных
отраслях – производстве, научных исследованиях, контроле качества и
мониторинге.

На дорогах Казахстана уже сейчас используют 27 таких комплексов, на
текущий год планируют установить еще 25, а в 2026-м общее число АСИ
увеличат до 126 единиц. Отмечается, что с помощью этих «умных глаз»
оперативно передается информация о габаритах транспортных средств для
выявления перегруза и предупреждения разрушения дорожного покрытия.

Транспортная сфера обновляется целиком

Ныне в железнодорожном транспорте Казахстана претворяют в жизнь не
менее пяти крупных проектов общей стоимостью 2,3 трлн тенге. Среди них:

- строительство вторых путей участка Достык – Мойынты (836 км),

- обводной дороги станции Алматы (75 км),

- строительство ж/д линии Дарбаза – Мактаарал (152 км),

- работы на участке Кызылжар-Мойынты,

- реализация проекта Бахты – Аягоз (272 км).

Проекты Достык – Мойынты и обводной дороги станции Алма-Аты реализуются с опережением графика.

Ведутся работы и на отдельных участках КЖД. Есть поручение
премьер-министра РК Олжаса Бектенова до 2029 года отремонтировать 11
тыс. км железных дорог. За 2025 год модернизируют 1 480 км на общую
сумму 177 млрд тенге.

Важны, разумеется, и иные виды транспорта. В рамках развития
инфраструктуры авиационной отрасли возводятся три новых аэропорта –
Катон-Карагай, Зайсан, Кендерли. Будет восстановлен аэропорт в городе
Аркалыке. Модернизацию проводят в воздушных гаванях Павлодара и Балхаша.

Есть обнадеживающая информация и по морскому торговому флоту. Уже в
июле воднотранспортное хозяйство начнет работы по дноуглублению порта
Актау. Для развития торгового флота на этот год запланированы сделки на
приобретение 8 единиц судов, в том числе 6 сухогрузов и 2 паромов.

На недавнем заседании в правительстве Олжас Бектенов постарался
донести до каждого должностного лица важность комплексной и системной
реализации всех намеченных проектов. «Транспортная отрасль по итогам 5
месяцев показывает прирост в 24%. Транспорт вместе с энергетикой и
другой инфраструктурой – база для любого экономического развития… Если
мы сейчас не будем вкладывать, то никакого долгосрочного экономического
роста не будет. Все необходимые ресурсы будем выделять. Задача всех
профильных структур – эти средства осваивать без нецелевого
использования и в срок все объекты сдавать. Все объекты заложены в Плане
экономического роста на текущий год. Это то, что касается
краткосрочного эффекта, а в целом – это база для дальнейшего устойчивого
экономического роста на десятилетия вперед», – отметил О. Бектенов.

Анна КРЯЖЕВА