В предыдущей статье на этом канале ("Гримасы шахматного рейтинга, или массовый ералаш") я рассказал о том, с какими проблемами развития сталкиваются шахматы в регионах, в частности в Алтайском крае. Сегодня поговорим о том, какую ценность в современном шахматном мире имеют разряды.
Гроссов стало - пруд пруди
В мои школьные годы, когда за шахматную корону в пятиматчевом поединке бились Карпов и Каспаров (сейчас признан иноагентом), Советский Союз являлся абсолютным и беспрекословным лидером на всех олимпиадах, в мировых и европейских чемпионатах, а ценность шахматного разряда среди юных шахматистов была очень высокой.
Выполнить первый взрослый разряд считалось делом чрезвычайно трудным (мне удалось только в 14 лет), а уж стать кандидатом в мастера или мастером СССР в школьные годы - такие случаи были вообще редкостью. В те времена на рейтинги как-то мало обращали внимание. Да, они были в первую очередь у взрослых шахматистов, но, условно говоря, быть мастером или международным мастером считалось тогда важнее, чем иметь рейтинг 2400.
Однако, на мой взгляд, с течением времени и переходом страны к рынку ситуация с ценностями и ориентирами серьезно изменилась. С ростом числа гроссмейстеров (их уже около 1000) и мастеров на шахматной планете сам престиж звания заметно потускнел. А уж становиться перворазрядником или кандидатом в мастера стало и вовсе делом необязательным. Ровно потому, что это ничего не дает. И вот вам доказательства.
Кто нас выводит в мастера?
Факты вещь достаточно упрямая, как говорили мудрецы в милицейской форме. И поэтому я постараюсь показать масштаб проблемы на примере Алтайского края. Опять же подчеркну, что предположительно аналогичная ситуация с шахматными разрядами и званиями складывается в подавляющем большинстве регионов нашей необъятной Родины.
Итак, давайте на сайте Федерации шахмат России в разделе "Электронный рейтинг/шахматисты" внимательно посмотрим, сколько мастеров и разрядников (официально признанных) имеется в Алтайском крае. Сразу подчеркну, что гроссмейстера за Алтайским краем не закреплено ни одного, хотя чемпион России среди юниоров 2019 года Алексей Сорокин таковым является и даже возглавляет региональный рейтинг.
Мастер спорта России по шахматам в Алтайском крае сегодня всего лишь один - Евгений Кардашеский. Он в свое время стал серебряным призером чемпионата Сибири среди мужчин в Барнауле и выполнил очень сложную трехступенчатую норму международного мастера по шахматам.
Кандидатов в мастера (а это тоже разряд, а не звание) по шахматам в Алтайском крае всего лишь 10. В основном, это талантливые молодые ребята, которые очень успешно выступают на всероссийских соревнованиях, а также действующие тренеры - Алексей Бочкарев, Александр Плотников, Олег Чувилин. Отмечу попутно, что разряд "КМС" шахматист может легко потерять, если в отведенный трехлетний период не подтвердит выполнение этой нормы в каком-либо соревновании. Что важно, если он НЕ подтвердит свой кандидатский статус, то сразу станет... безразрядником. Например, я в настоящий момент именно таковым и являюсь.
А обладателями присвоенного и действующего I взрослого разряда по шахматам в Алтайском крае официально считаются сейчас 13 человек. Сразу добавлю что второразрядников в нашем регионе всего 10, а третьеразрядников - 32. Это опять же достаточно легко проверяется на сайте РШФ.
Радости совсем мало
О чем говорят эти цифры. Во-первых, о том, что с точки зрения качественного спортивного результата, с точки зрения достижений и роста мастерства дела у шахматистов Алтайского края выглядят не столь гладко, как это представляется в прессе. Даже если представить, что каким-то образом статистика необъективна, и далеко не все разрядники персоналии учтены на сайте РШФ, то масштабы этой погрешности все равно не могут быть громадными. Сейчас мы видим список из 56 фамилий (1+10+13+32). Ну допустим, он вырастет в два раза, до 112 - разве от этого что-то кардинально, в масштабном смысле изменится? Нет, конечно!
Во-вторых, если на сайте РШФ не все отражено корректно, а в регионах об этом знают, то почему ни сверху, ни снизу не предпринимаются меры, чтобы навести здесь порядок. Посмотрим личную карточку Алексея Сорокина на сайте РШФ.
Как видите, ничего не сказано у Алексея в карточке о присвоенном ему звании гроссмейстера России или мастера. Такая же пустота в личной карточке у Виктории Лоскутовой, которая совсем недавно очень успешно выступила в женской Высшей лиге чемпионата России. И у Виталия Бояринцева - многократного и действующего чемпиона края среди мужчин, мастера ФИДЕ. То есть получается, что сегодня они кто - безразрядники? Или до сих пор не оформили свой титул КМС?
Ответ на этот и многие другие вопросы очень простой - на самом деле им это не важно! Бессмысленно. И вот почему.
Разряд - это анахронизм?
На мой взгляд, в наши дни ценность шахматных разрядов совершенно необоснованно стала совсем уж легковесной. Другой вопрос, что так или иначе, этому способствуют все организации, которые, казалось бы, должны в первую очередь стремиться расчистить эту дорогу. Расшифровываю...
Первое. Когда-то в 2011 году мною была написана, а затем и принята первая региональная программа развития шахмат в Алтайском крае на несколько лет вперед. Одним из индикаторов ее выполнения как раз и являлось указанное точно количество мастеров, КМС и разрядников. Получая бюджетные ресурсы на развитие шахмат и проведение соревнований, мы гарантировали, что этот важный показатель, характеризующий качественные процессы, будет расти. И мы в свое время этот показатель выполнили. Я не знаю, анализирует ли сегодня региональный минспорт, как выполняются программы развития того или иного вида спорта именно в части разрядов. По крайней мере, информация о такой оценке нигде не публикуется.
Второе. В Алтайском крае, конечно же, функционируют спортшколы, примерно с десяток из них имеют шахматные отделения. Первенства края среди ДЮСШ по возрастам проводятся регулярно. В них играют ребята, которые уже по качеству и пониманию шахмат вполне должны быть разрядниками. Может быть, в наших ДЮСШ и ведется статистика тех, кто и какой разряд выполнил, но, как мы видим, на сайте РШФ эти данные очень мизерные. Где-то происходит нестыковка информации. Либо опять же разряды не присваиваются.
Третье. На обновленном сайте краевой шахматной федерации вы сегодня такой информации (пофамильный список игроков, имеющих действующие разряды и звания) не найдете. Хотя раньше мы ее регулярно выкладывали в формате обычного доковского файла. Причины этого умалчивания информации мне неизвестны. Могу предположить, что просто у федерации нет ответственного человека, который бы регулярно занимался данной темой. А работа эта очень неблагодарная - заставлять шахматистов или тренеров юных шахматистов собирать, заполнять и приносить документы на присвоение разряда в краевой минспорт. Никакой мотивации делать это у подавляющего большинства взрослых спортсменов сегодня нет! И пожалуй это главная причина! Потому что...
Четвертое. Потому что в большинстве положений о проведении шахматных соревнований нет ограничений по разряду! Есть ограничения по возрасту (дети не всегда могут играть во взрослых турнирах), по рейтингу (хотя и это ограничение тоже уходит сегодня в небытие - если у тебя маленький рейтинг, плати бабки и будешь играть), по прописке (участники первенства края или города), по размеру турнирного взноса и еще по чему угодно. А вот по разрядам... Почти нигде нет - за редким исключением!
Вот вам очень важный пример. В положении о проведении классического Кубка России по шахматам среди мужчин (его этап "Мемориал Лепихина" скоро состоится в Барнауле) сказано, что организаторы этапов Кубка обязаны обеспечить в том числе и "допуск к участию в соревновании всех шахматистов, соответствующих требованиям Положения о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по шахматам на 2025 г". Это такая иезуитская формулировка, придуманная в Москве, чтобы переложить ответственность на регионы.
Ведь допуск к участию в этапах взрослого Кубка России по шахматам (согласно тому самому Положению...) имеют шахматисты "НЕ НИЖЕ 1 взрослого разряда". А таковых, в нашем крае - мы уже видели выше в таблице сколько. В итоге, РШФ перекладывает ответственность на региональную федерацию. А той что делать? Проводить этап Кубка России с участием 40-50 человек? Или рисковать и набирать больше участников ради престижа, красивого открытия, губернатора с приветствием, спонсоров и прочего? Ответ очевиден.
Вот поэтому я говорю о том, что в ситуации с разрядами надо решить очень простую дилемму. Вариант первый - организаторы турниров жестко и строго соблюдают все регламенты, федерации на всех уровнях заставляют шахматистов заниматься оформлением документов на присвоение разрядов (играть то они хотят) и тогда через несколько лет мы получаем в стране большое и приближенное к реальности количество мастеров и КМСов. Это будет история с болью и слезами!
Вариант второй. Мы полностью отказываемся на уровне страны от взрослых разрядов (юношескую разрядную систему можно оставить для ДЮСШ), как от устаревшей формы, ограничивающей допуск к соревнованиям. Переходим исключительно на рейтинги (как в большом теннисе) и оставляем только звания "Мастер России" и "Гроссмейстер России".
Какой из вариантов лучше? По мне так - первый. Если мы рассматриваем шахматы как спорт. а если исключительно как коммерцию - то второй. Тогда можно проводить какие угодно турниры, с каким угодно количеством участников. Чем больше, тем лучше. Жирнее призовой фонд будет!