Очередной не первый и не последний, виток противостояния авиации и ПВО произошел (и происходит) в ходе вооруженного конфликта на Украине. Опыт СВО свидетельствует о доминировании ПВО над авиацией. Данный вывод справедлив в частном (Украина), но не в общем, что и продемонстрировали ВВС Израиля в июне 2025 г. при нанесении ударов по Ирану.
Под борьбой с ПВО часто понимается ее полное или частичное уничтожение. Уничтожить ПВО противника мечтают все авиаторы, однако мечты остаются мечтами и приходится довольствоваться нейтрализацией. Нейтрализация/подавление ПВО противника в США и НАТО обозначается аббревиатурой SEAD - Suppression of Enemy Air Defences, уничтожение – DEAD, Destruction of Enemy Air Defenses. Задачу SEAD американская авиация успешно выполняла во всех пост-вьетнамских вооруженных конфликтах. С выполнением задачи DEAD раз за разом возникали сложности, но американская (и авиация союзников США) авиация, тем не менее, почти беспрепятственно действовала над полем боя, тыловыми и глубинными районами противника, а ее потери были минимальными.
Успешную нейтрализацию ПВО противника обеспечили, в первую очередь, специализированные самолеты «Wild Weasel», оснащенные аппаратурой пеленгации и идентификации РЛС противника, вооруженные противорадиолокационными ракетами. «Wild Weasel» способен, при удачном стечении обстоятельств, вывести из строя РЛС наведения ЗРК или МЗА, то есть – нейтрализовать, а не уничтожить ПВО.
В ВВС США выполнение задачи SEAD возложено на самолеты F-16C/D блок 50/52 и, возможно, F-35A блок 15, в авиации ВМС и КМП США – на самолеты EA-18G «Гроулер».
Первые самолеты «Wild Weasel» появились в ВВС США в годы войны во Вьетнаме. В противорадиолокационные самолеты модернизировали спарки истребителей-бомбардировщиков F-100F и F-105F.
Довольно быстро «Супер Сейбры» и «Тандерчифы» в варианте «Wild Weasel» сменил «Фантом» модификации F-4G. На F-4G в контейнере под носовой частью, где на F-4E стояла пушка, разместили станцию обнаружения и пеленгации источников радиолокационного излучения AN/APR-38, в СУВ были интегрированы противорадиолокационные ракеты «Стандарт» ARM и AGM-65 «Шрайк». F-4G оставался основным самолетом нейтрализации ПВО вплоть до начала 90-х гг.
Командование ВВС США озаботилось заменой самолета F-4G на новый комплекс в конце 80-х гг., хотя авиастроительные фирмы в инициативном порядке начали прорабатывать перспективные «Wild Weasel» на десять лет раньше.
Фирма «Дженерал Дайнемикс» в 1979 г. представила демонстратор самолета подавления ПВО. В роли демонстратора выступала вторая построенная спарка F-16B (с/н 75-0752). Торцевые пилоны для подвески УР «Сайдуиндер» у спарки заменили обтекателями станций пеленгации радиолокационного излучения, сами станции отсутствовали. Фирма провела несколько фотоссесий демонстратора с различными вариантами боевой нагрузки на подкрыльевых узлах подвески: противорадиолокационные ракеты «Стандарт» ARM и AGM-65 «Шрайк», УР воздух-поверхность AGM-65 «Майверик. Фотосъемками дело и ограничилось, поскольку ВВС США демонстратор самолета SEAD не заинтересовал. В том же 1979 г. спарку с/н 75-0752 доработали в вариант F-16/79.
ВВС США сформулировали требования к перспективному самолету «Wild Weasel» - «Follow-On Wild Weasel» - в 1985 г.:
- скорость: крейсерская 500 узлов (926 км/ч), сверхзвуковой бросок;
- радиус действия по профилю большая - малая – малая – большая высота/время патрулирования: 500 морских миль (926 км)/минимум 20 минут;
- средства самообороны: четыре УР воздух-воздух (с ИК ГСН и с радиолокационной ГСН в различных сочетаниях), встроенная бортовая пушка, станция постановки помех, автоматическая система отстрела ложных целей;
- количество узлов подвески противорадиолокационных УР: не менее четырех;
- экипаж: два человека – летчик и оператор электронных систем;
- маневренность: максимальная установившаяся перегрузка с полной боевой нагрузкой 7g, максимальная установившаяся перегрузка без внешних подвесок 9g;
- размеры и радиолокационная заметность: самолет должен быть достаточно большим, малозаметность не обязательна;
- модернизационный потенциал: наличие внутренних объемов под размещение перспективного оборудования
В наибольше степени этим требованиям удовлетворял бы F-15E в варианте «Wild Weasel». F-16WW уступал F-15WW по всем показателям (Neitzel Michael J. «What USAF Aircraft Should be the Wild Weasel of the 1990’s? An Assessment of the F-4G, the F-15WW, and F-16WW», Fort Leavenworth, Kansas, 1985):
- Максимальная скорость F-16WW на уровне моря со стандартной боевой нагрузкой Wild Weasel без включения форсажа не превышает 510 узлов. Самолет способен развить скорость более 540 узлов на форсажном режиме работы двигателя, но в этом случае значительно снижается дальность полета. … Удельный расход топлива при подвеске двух дополнительных баков у самолета F-16WW возрастает на 9,6%, в то время как у F-16WW – только на 9%. Требования 20-минутного патрулирования на скорости 450 узлов ограничивает боевой радиус F-16WW в варианте с двумя ПТБ значением 250 морских миль – вполовину меньше требуемого, на 43% больше, чем у F-4G и на 44% меньше, чем у F-15WW. Боевой радиус F-16WW в варианте с тремя ПТБ увеличивается до 320 морских миль – на 82% больше, чем у F-4G и на 29% меньше, чем у F-15WW.
- С двумя ПТБ и станцией постановки помех на подфюзеляжном узле подвески требования по количеству УР воздух-поверхность обеспечиваются на 100%, в случае подвески контейнера РЭБ под крыло требование количеству противорадиолокационных УР не выполняется. … Конфигурация из одного ПТБ под фюзеляжем и контейнера РЭБ под крылом приводит к снижению радиуса действия и уменьшению количества противорадиолокационных ракет до двух. … Допустима подвеске УР SHRIKE/HARM, предназначенных для УР AIM-9, но в этом случае вдовое уменьшается количество УР воздух-воздух.
- F-16WW способен выполнять задачи Wild Weasel в 1990-е гг. более эффективно в сравнении с F-4G, но менее эффективно, нежели F-15WW. Самолет не удовлетворят шести критическим требованиям из 14.
- В конфигурации с тремя ПТБ F-15WW превосходит F-16WW по восьми из 14 пунктов требований, остальные семь примерно равнозначны. В конфигурациях с двумя и с одним ПТБ F-15WW превосходит F-16WW по семи из 14 пунктов требований, по одному уступает [маневренность], остальные равнозначны.
- Данный анализ показывает, что самолет F-4G подлежит замене самолетом F-15WW.
Программу «Follow-On Wild Weasel» из-за нехватки у ВВС денежных средств не удалось довести даже до стадии постройки демонстраторов. Командование ВВС приняло компромиссное решение о модернизации противорадиолокационного оборудования самолета F-4G и смене тактики боевого применения с переходом на выполнение задач подавления ПВО парой в составе «охотника» F-4G и «убийцы» F-16C блок 30. Смена тактики означала возвращение к истокам: во Вьетнаме самолет «Wild Weasel» всегда работал в кооперации с одним-тремя истребителями-бомбардировщиками (F-4E, F-105D), несущими обычные бомбы. «Wild Weasel» выводил из строя РЛС, истребители-бомбардировщики поражали расчеты и пусковые установки ЗРК.
Включение в состав пары «hunter – killer» самолета F-16 блок 30 объясняется развитием советской ПВО и принятием на вооружение ВВС СССР истребителей 4-го поколения (Су-27 и МиГ-29). Максимальная перегрузка F-4G с боевой нагрузкой ограничивалась значением 4,5g, что было недостаточно для энергичного маневрирования с целью срыва захвата радиолокатором противника и уж тем более для ведения воздушного боя с Су-27 или МиГ-29.
«Фантом» в паре «hunter – killer» должен был выполнять поиск и пеленгацию РЛС, F-16 – наносить удар по РЛС противорадиолокационными ракетами (целеуказание выдавал «Фантом») и вести при необходимости оборонительный воздушный бой, защищая себя и «охотника». Собственной поисковой аппаратуры F-16 не имел, что не мешает иногда заносить F-16C с ракетами AGM-45 «Shrike» в разряд самолетов «Wild Weasel» (см. модель 4573 фирмы «Revell» в масштабе 1:48 - «F-16C Wild Weasel», первый релиз 1989 г.); истине это не соответствует.
Модернизация F-4G свелась к замене станции AN/APR-38 на AN/APR-47 (основные отличия – новый процессор и больший объем памяти), интеграции в СУВ новой противорадиолокационной ракеты AGM-88 HARM. F-16C блок 30 получил возможность выполнять пуски УР HARM, но только по внесенным заранее (на земле) в бортовое оборудование ракеты координатам цели или по координатам, поступившем от «охотника» F-4G.
Разработка УР AGM-88 HARM началась в 1969 г. по инициативе ВМС США. Большую часть НИОКР выполнили специалисты Центра морских авиационных вооружений (Naval Air Warfare Center) на авиабазе Чайна-Лэйк и фирмы «Texas Instruments». На разработку, испытания и доводку изделия ушло 15 лет. Первые испытательные пуски ракеты были выполнены в 1976 г. Спустя шесть лет, в марте 1983 г., МО США санкционировало серийное производство УР AGM-88А. С 1983 г. изготовлено 25 – 30 000 таких УР трех модификаций: AGM-88А/В/С. Ракеты AGM-88А выпускались с 1983 по 1987 г., AGM-88B – с 1987 по 1993 г., AGM-88C – с 1993 г.
Все ракеты AGM-88, за исключением модификаций «Е» и «G», оснащенных активно-пассивными радиолокационными ГСН, относятся к категории SEAD. К ракетам AGM-88Е/G AARGM (Advanced Anti-Radiation Guided Missile) больше применима аббревиатура DEAD - Destruction of Enemy Air Defenses, уничтожение ПВО противника. AGM-88Е - первая ракета в семействе HARM способная с высокой вероятностью поражать РЛС, работающие в «мерцающем» режиме, а возможность наведения по GPS превратило узкоспециализированный управляемый боеприпас в универсальную УР класса воздух – поверхность. Серийное производство УР AGM-88Е началось в 2012 г. Начало серийного производства варианта AGM-88G с увеличенной дальностью полета планировалось на 2025 г.
Пуски всех модификаций ракеты AGM-88 выполняются в одном из двух режимов.
Основным режимом является пуск по работающей РЛС с известными координатами (POSition known, POS); в этом случае первичная информация выдается аппаратуре ракеты от самолетной системы пеленгации и целеуказания (AN/APR-47, AN/ASQ-123 или их аналогов). Дальность пеленгации работающей РЛС у бортовой системы значительно выше, чем у ГСН ракеты, поэтому пуск возможно выполнять на большом удалении от цели. На начальном и среднем участке траектории ракета управляется по сигналам инерциальной навигационной системы с возможностью коррекции маршрута по данным аппаратуры носителя. На конечном участке полета управление полетом ракеты осуществляется по сигналам от ГСН.
Второй режим (HARM as Sensor, HAS) предусматривает выполнение пуска по РЛС, координаты которой не установлены. В режиме HAS, как следует из его названия, основным источником информации, необходимой для наведения ракеты, является ГСН самой ракеты. Большинство пусков ракет AGM-88 в боевых условиях выполнялось в режиме HAS – так называемые «упреждающие» удары, когда одновременно по району предполагаемой дислокации РЛС запускалось несколько ракет одновременно в надежде на захват источника излучения ГСН хотя бы одной ракеты.
Режимы POS и HAS прописаны в наставлении по боевому применению самолета F-16CJ, однако в разнообразных «литературных» описаниях их достаточно часто дополняют еще двумя режимами. Дополнительные режимы, по сути, являются частными случаями режимов POS и HAS. Ракеты AGM-88C в режиме POS способна поразить работающую РЛС, получая целеуказания не от носителя, а от внешнего источника через аппаратуру обмена информацией Link-16; возможен также пуск по любой наземной цели с известными координатами - как обычной УР воздух-поверхность с коррекцией по GPS. В режиме HAS иногда выделяют режим самообороны. В этом режиме команда на пуск ракеты AGM-88 выдается в полуавтоматическом режиме аппаратурой бортового комплекса обороны, зафиксировавшего работу РЛС наведения ракетного оружия; захват РЛС выполняет ГСН ракеты до схода с пилона.
Осколочная БЧ ракеты AGM-88 оптимизирована для разрушения антенн РЛС. Проникающее действие поражающих элементов весьма незначительно – даже вольфрамовые кубики БЧ ракеты AGM-88C способны с расстояния 9 м пробить стальную пластину толщиной максимум 13 мм или броню толщиной не более 7 мм.
Впервые ракеты AGM-88 были использованы авиацией ВМС США в апреле 1986 г. в ходе операции «Каньон Эльдорадо» против Ливии. Новым оружием удалось вывести из строя РЛС ЗРК С-75, С-125 и С-200. Пуски выполнялись с палубных самолетов А-7Е «Корсар II» (16 пусков) и F/A-18 «Хорнет» (20 пусков). Дебют получился эффектным и эффективным.
В ВВС США новая тактика подавления ПВО отрабатывалась в конце 80-х гг. в двух эскадрильях – 23-й и 81-й истребительных. Обе эскадрильи входили в состав 52-го истребительного авиакрыла, дислоцированного в Германии на авиабазе Шпангдалем. На вооружении каждой эскадрильи состояло 12 самолетов F-4G и 12 самолетов F-16C блок 30; других строевых эскадрилий с разнотипным составом самолетного парка в ВВС США не имелось. Первые F-16C поступили на вооружение 23-й эскадрильи в 1987 г. В 1991 г. 23-я эскадрилья принимала участие в операции «Буря в Пустыне».
В операции «Буря в Пустыне» 1991 г. ракеты AGM-88 применялись массово. Только за первые 36 часов операции и только самолетами F-4G было выпущено 268 HARM’ов. Масштабная воздушная кампания позволила выявить как плюсы, так и минусы как нового оружия, так и тактики «хантер- киллер».
F-4G успешно справлялся с функциями «охотника», а вот вместо одиночного «убийцы» пришлось отряжать команду из трех – четырех бандитов, поскольку осколочные БЧ одной-двух ракет HARM способны вывести из строя мобильный ЗРК, но для разгрома зенитно-ракетного дивизиона требуется оружие посерьезнее – бомбы. Типовой боевой порядок самолетов 23-й эскадрильи периода «Бури в Пустыне» состоял из одного F-4G с ракетами AGM-88 и четырех F-16C с кассетными бомбами CBU-58 и CBU-87.
Авиации международной коалиции удалось нейтрализовать ПВО Ирака лишь частично. Общие потери коалиции за всю операцию «Буря в Пустыне» составили 38 самолетов, еще 48 получили боевые повреждения. Зенитными ракетами с ИК наведением (ПЗРК) сбито 13 самолетов, повреждено 15; зенитными ракетами с радиолокационным наведением сбито десять, повреждено четыре; пулеметно-пушечным огнем сбито девять, повреждено 24. Уже на второй недели операции командование международных сил расценило МЗА и ПЗРК как главную угрозу своей авиации. Действительно: на долю МЗА пришлось 38% сбитых и поврежденных самолетов, на долю ПЗРК – 31%. Во Вьетнаме ЗРК С-75 прижали американскую авиацию к земле, подставив ее под стволы пушек, пулеметов и даже автоматов Калашникова. В Ираке наблюдался обратный процесс: МЗА и ПЗРК выдавили авиацию (F-16 прежде всего) на средние высоты, что негативно отразилось на точности бомбометания и, помимо этого, заставили авиацию перейти от действий крупными (до 30-40 самолетов) группами к действиям парами четверками. Пользы от F-4G в деле борьбы с ПЗРК и МЗА было не больше, чем от любого другого ударного самолета.
ВВС в 90-е гг. вернулись к мысли о замене F-4G на F-15WW, в роли которого виделся F-15E, дополненный соответствующе электроникой и ракетами HARM. Особо стоит отметить, что ВВС категорически настаивали на экипаже из двух человек – летчик и оператор БРЭО.
В 1994 г. состоялось заключение контракта с фирмой «МакДоннел Дуглас» на проведение НИОКР по адаптации самолета F-15 под выполнение задач подавления ПВО. Контрактом предусматривалась доработка в «Wild Weasel» восьми самолетов – опытная партия. Есть нюанс, дорабатывать почему-то собирались не спарки F-15D или двухместные истребители-бомбардировщики F-15E, но одноместные истребители F-15С. Модернизацию в демонстратор самолета SEAD в 1996 г. прошла всего одна машина - F-15C 78-527. Под плоскостями истребителя смонтировали по одному дополнительному внешнему пилону для подвески УР HARM, станцию приема и пеленгации радиолокационного облучения (или ее макет, или просто обтекатель) разместили под носовой частью фюзеляжа. Испытания демонстратора толком не проводились, поскольку самолет «Follow-On Wild Weasel» в условиях сокращения военных расходов превратился в непозволительную роскошь.
ВВС США, тем не менее, ощущали настоятельную потребность в замене самолетов F-4G хотя бы по причине исчерпания ресурса. Замену хотелось получить эффективную, сравнительно простую и дешевую в эксплуатации. F-16 как платформа напрашивался, ибо прецедент использования этого самолета для подавления ПВО имелся. Речь не про Ирак и 23-ю эскадрилью ВВС США. F-16 в роли «Wild Weasel» успешно применяли ВВС Израиля.
Американцы не то, чтобы бездумно воспользовались израильским опытом, но аргумент родом из Земли Обетованной стал решающим. С первым предложением превратить F-16 в «Wild Weasel» за вменяемые деньги, путем закрепления на фюзеляже контейнера со станцией AN/APR-47, выступили в 1990 г. офицеры штаба ВВС США. Командование ВВС тогда еще надеялось выбить деньги на программу «Follow-On Wild Weasel», поэтому предложение «молодых да ранних» было отвергнуто. Официально. ВВС в тайне, как принято считать, от конгресса заключили с фирмой «Тексас Инструментс» контракт на разработку системы целеуказания AN/ASQ-123 HARM HTS (HARM Targeting System) в контейнерном исполнении предназначенную для монтажа на F-16. Сроком поставки первого комплекта был определен 1993 г., сроком начала серийного производства - 1994 г.
Испытания контейнера с системой AN/ASQ-123 проводились в 1993 – 1994 гг. на спарках F-16D блок 40 с/н 87-0392 из 416-й испытательной эскадрильи (авиабаза Эдвардс) и с/н 91-0469 из 85-испытательной эскадрильи (авиабаза Эглин). Контейнер подвешивался на правой (узел 5R) или левой стенке воздухозаборника (узел 5L).
Преемником F-4G все-таки оказался F-16. Модификация блок 50/52 (на F-16 блок 50 установлен ТРДДФ Дженерал Электрик F110, на F-16 блок 52 – Пратт энд Уитни F100) проектировалась как самолет подавления ПВО. Основной платформой, вопреки исходному требованию ВВС к самолету «Wild Weasel», стал одноместный F-16C, отчасти из-за повышения уровня автоматизации электронных систем, отчасти из-а особенностей организационно-штатной структуры ВВС США, где спарки эксплуатируются, главным образом, в тренировочных эскадрильях.
Вариант блок 50/52, первый действительно универсальный в семействе F-16, проектировался как самолет подавления ПВО. Пилоны подкрыльевых узлов подвески №№ 3,4,6,7 доработаны под подвеску УР AGM-88 HARM. Узлы подвески на стенках воздухозаборника (5L и 5R) оборудованы интерфейсом сопряжения с аппаратурой контейнера AN/ASQ-213 HTS. Поначалу контейнер AN/ASQ-213 HTS подвешивался на узле 5R, однако с начала 2000-х гг. контейнеры AN/ASQ-213 HTS чаще подвешивают слева, а на правый узел монтируют контейнер «Лайтенинг» или «Снайпер» с обзорно-прицельной системой. подвешивается контейнер «Снайпер» или «Лайтенинг» с обзорно-прицельной системой.
Первый самолет F-16C блок 50 с/н 90-0801 поднялся в воздух с заводского аэродрома в Форт-Уэрте 22 октября 1991 г. Новые «Wild Weasel» первыми в 1993 – 1994 гг. получили 22-я и 23-я эскадрильи 52-го авиакрыла, дислоцированного в Германии на авиабазе Шпангдалем. В 1999 г. самолеты F-16 «Wild Weasel» состояли на вооружении восьми эскадрилий ВВС США и одной эскадрильи авиации Национальной Гвардии; в семи эскадрильях эксплуатировались блок 50, в двух – блок 52.
Боевое крещение F-16 «Wild Weasel» получили в ходе операций «Provide Comfort»/«Northern Watch» на севере Ирака и «Southern Watch»/«Southern Focus» на юге Ирака. Обе операции официально ставили целью воспрепятствованию полетов военной авиации Ирака в пределах северной и южной бесполетных зон. На практике обе операции свелись к противоборству самолетов «Wild Weasel» и ПВО Ирака. Операции начались непосредственно по завершению «Бури в Пустыне» и завершились в марте 2003 г., когда в Ирак вошли сухопутные войска США и их союзников.
Боевое патрулирование обычно выполнялось в составе групп из двух, четырех и шести (редко) самолетов. Летчики имели право применять оружие по любой работающей на излучение РЛС, находящейся в пределах зон, запретных для полетов иракской авиации. До появления на ТВД первых F-16 блок 50 применялась та же тактика, что и во время операции «Буря в Пустыне»: ведущий-лидер F-4G со станцией пеленгации РЛС и ракетами HARM и ведомый F-16С блок 30 с кассетными бомбами; в состав четверки включали два «Фантома» и два F-16, шестерки – два F-4G и четыре F-16. «Фантом» выполнял пуск HARM в направлении работающей РЛС, F-16 наносили удар по предполагаемому местонахождению пусковых установок или позиций МЗА. С 1994 г. «Фантомы» постепенно вытеснили F-16С блок 50/52.
О результативности действий самолетов «Wild Weasel» период с 1991 по 2003 гг. судить сложно, но за это период командование ВВС не только отработало тактические приемы борьбы с ПВО противника, но и пропустило через реальные боевые действия подавляющее большинство летного состава эскадрилий, вооруженных самолетами F-16 всех модификаций.
Операция «Southern Focus» проводилась с лета 2002 г. с целью дальнейшего «размягчения» иракской ПВО. От «Northern Watch»/«Southern Focus» ее отличали масштабы, менее жесткие ограничения на использование оружия и расширенная география зон поражения целей. Итоги операции «Southern Focus» командование ВВС США расценило как успешные. Тем не менее при планировании авиационной части операции по вторжению в Ирак, «Iraqi Freedom», внимание проблеме SEAD уделили первостепенное.
В операции «Iraqi Freedom» приняло участие 180-190 самолетов F-16 всех моделей, в том числе не менее 58 F-16 блок 50/52 пяти эскадрилий «Wild Weasel». Задачу SEAD, таким образом, выполняла третья часть всех F-16, переброшенных на ТВД. F-16 уступал по количеству развернутых на ТВД самолетов только F/A-18C/D, а изрядная часть «Хорнетов» тоже занималась нейтрализацией ПВО.
Авиация в операции «Iraqi Freedom» действовала против предварительно ослабленной ПВО, но к ее подавлению привлекалось примерно восьмая часть всех боевых самолетов. В операции «Буря в Пустыне», когда ПВО Ирака была намного сильнее, от ВВС США задействовали лишь одну эскадрилью «Wild Weasel» - 23-ю, вооруженную F-4G и F-16С блок 30.
О размахе охоты на ЗРК, в сравнении с ударами по бронетехнике, дают некоторое преставление данные по расходу боеприпасов. Бронетехнику старались выводить из строя управляемым оружием – ракетами AGM-114 «Хеллфайр» (боевые вертолеты АН-1 и АН-64) и AGM-65 «Майверик» (штурмовики А-10А); стрельба по танкам и БТР из бортовых пушек практиковалась, но не доминировала. Ракет AGM-114 и AGM-65 суммарно выпустили 1420, в то время как противорадиолокационных ракет AGM-88 HARM – 408, всего в 3,5 раза меньше. Всего, поскольку соотношение между количеством единиц бронетехники и ЗРК в любой армии мира несколько выше числа 3,5: надо убрать запятую и приписать нолик, а то и два.
Командование сил коалиции планировало ракетами HARM полностью нейтрализовать ПВО Ирака за первые два – три дня кампании, чего не произошло. В первые четверо суток F-16 Wild Weasel вооружались только ракетами HARM (не считая обязательных AIM-120), эффективными против работающих РЛС и почти бесполезными для поражения ЗРК и МЗА, не использующих радиолокацию. На пятый день кампании пришлось вспомнить опыт «Бури в Пустыне»: часть F-16C блок 50 с этого дня стали летать на боевые задания с кассетными бомбами, бомбами JDAM или УР «Майверик» на внешней подвеске. Как пример – вариант вооружения четырех F-16C из 77-й эскадрильи, выполнявших боевое патрулирование в первых числах апреля: два самолета с двумя кассетными бомбами CBU-103 каждый, один с двумя бомбами CBU-31 и один с двумя УР HARM. Патрульная пара F-16 несла суммарную нагрузку из трех кассетных бомб и одной УР HARM. В случае обнаружения позиции ЗРК (визуально или на основе разведанных) первой, чтобы исключить работу РЛС на излучение, запускалась ракета, затем на позицию сбрасывались одна – две кассетные бомбы.
Американцы в ходе операции «Iraqi Freedom» получили прекрасную возможность оценить эффективность УР HARM. На F-16C блок 50 в боевом вылете 25 марта попал в захват РЛС неизвестного типа. Летчик выполнил пуск HARM’а, ракета уверенно поразила вывела из строя РЛС. Радиолокатор входил в состав ЗРК РАС-3 «Пэтриот». Параметры излучения дружественных РЛС не вносились в библиотеку бортовой аппаратуры F-16, поэтому идентифицировать радар не получилось. Прямое попадание ракеты в антенну привело к уничтожению РЛС, а вот пусковые установки повреждений не получили, из расчета ЗРК никто не получил даже царапины от осколка. Случайно или нет, но корректировка боевой нагрузки самолетов «Wild Weasel» произошла 26 марта. Командование авиацией пришло к выводу о необходимости изменения задачи этих самолетов с SEAD на DEAD.
Подавить иракское ПВО весной 2003 г. получилось, уничтожить – нет. Потери авиации коалиции весной 2003 г. от действий ПВО составили всего два самолета («Торнадо» британских ВВС и «Хорнет» авиации ВМС США), но обе машины были сбиты дружественными ЗРК «Пэтриот».
Над Балканами в 90-е гг. авиация НАТО, действуя в том же ключе, что и против Ирака, израсходовала примерно 750 – 800 УР HARM. Атакам подверглось не более 130 источников электромагнитного излучения, поражены же ракетами не более 6% атакованных целей. Сербская ПВО записала на свой счет, как минимум, два сбитых F-16 и один F-117. Задачу SEAD на Балканах удалось выполнить лишь частично.
Высокий расход ракет AGM-88 при якобы низкой их результативности характерен для всех вооруженных конфликтов, где эти ракеты применялись. На самом деле результативность боевого применения ракет выражается не столько в количестве выведенных из строя РЛС, сколько в создании условий, исключающих работу систем ПВО противника в штатном режиме. Самолеты SEAD авиации США и их присных выпускали противорадиолокационные ракеты чаще всего в режиме HAS, по районам предполагаемой дислокации ЗРК, брали противника на испуг. Вероятность уничтожения РЛС была невелика, однако поставленная задача – нейтрализация средств ПВО – выполнялась.
Экономически такой подход вполне обоснован. Стоимость одного самолета F-16С блок 50 в ценах 2003 г. составляла порядка 30 – 35 млн. долл., что эквивалентно стоимости примерно 110 – 120 УР AGM-88 (стоимость одной УР 284 000 долл. США в ценах 2006 г.). F-16 – не самая дорогая машина из числа задействованных в операции «Iraqi Freedom». Четыре сотни ракет AGM-88, выпущенных весной 2003 г. по радиолокаторам иракских ЗРК, свое дело сделали, при этом не факт, что хоть одна ракета поразила РЛС. Иракские ЗРК примерно 80-90% пусков выполнили в неуправляемом баллистическом режиме, из-за опасения поражения радиолокаторов ракетами HARM. От баллистических пусков летчики уклонились энергичным маневрированием. Иракские зенитчики не сумели сбить ни одного самолета, хотя жизнь авиаторам отравляли до самого последнего дня кампании.
Необходимость замены буквы «S» на букву «D» в аббревиатуре SEAD к 2003 г. назрела и перезрела. Ответом на этот вызов стало окончательное превращение F-16 блок 50/52 «Wild Weasel» в многоцелевой боевой самолет за счет обновления программного обеспечения СУВ и внедрения единого интерфейса Mil Std 1553. Интерфейс Mil Std 1553 обеспечивает возможность подвески на узлы 5L и 5R, хоть контейнеров AN/ASQ-213, хоть контейнеров с обзорно-прицельной аппаратурой «Лайтенинг» или «Снайпер». Последние позволяют применять управляемое оружие с лазерным наведением, чего F-16 блок 50/52 в 2003 г. были лишены. Полковник Мэнниг в 203 г. командовал 14-й и 77-й эскадрильями (все на F-16 блок 50) и лично выполнил несколько боевых вылетов. Полковник сетовал:
- Единственным нашим высокоточным оружием была пушка. Стреляли мы с высочайшей точностью.
Стреляли из пушки, в том числе, и по зенитной артиллерии, подставляясь под ее огонь. Вот здесь, в отличие от истории про ЗРК, действительно повезло, что не сбили.
На самом деле полковник погрешил против истины. На узел 5R самолетов F-16 блок 50/52 допускалась подвеска прицельного контейнера AN/AAQ-14 системы LANTIRN. Аппаратура данных контейнеров обеспечивает применение управляемого оружия с лазерным наведением, только вот летчики эскадрилий «Wild Weasel» в мирное время полеты с AN/AAQ-14 не практиковали и пользоваться аппаратурой контейнера не умели. К 2010 г. стандартная боевая нагрузка самолетов F-16 блок 50/52 эскадрилий «Wild Weasel» стала включать контейнеры AN/ASQ-213 (на узле 5L) и контейнер «Снайпер» или «Лайтенинг» (на узле 5R), а летный состав тренируется как в поражении РЛС ракетами HARM, так и в уничтожении точечных целей управляемыми боеприпасами с лазерным наведением.
Опыт американцев наглядно показывает, что нейтрализовать ПВО возможно. Однако задача эта требует значительных материальных затрат, длительной подготовки летного и технического состава, привлечения значительного количества самолетов и, возможно самое главное, формирования в составе ВВС узкоспециализированных частей с задачей борьбы с ПВО. Вся эта работа обычно остается за кадром, а СМИ (быть может и большие начальники с лампасами на штанах) обычно обращают внимание лишь на феноменально большой расход дорогих противорадиолокационных ракет, запущенных «на испуг».
- Наша служба и опасна, и трудна
- И на первый взгляд как будто не видна
Это про «Wild Weasel».