В любом жанре есть "классика". В детективах это Артур Конан Дойл, Агата Кристи, Эдгар Алан По и другие титулованные имена. С другой стороны, если отойти от них два шага в сторону, то мы попадаем в сомнительную зону второсортного чтива в мягкой обложке. Где-то рядом с бесконечным фэнтези про попаданцев и романтическими историями. Иногда чтиво идет сразу 3 в 1, как кружечка кофе из пакетика Нескафе.
Основа хорошего детектива это мастерски выстроенный сюжет и интрига, которая разрешается в кульминации. Нужны еще яркие персонажи: одновременно умные, но не слишком, чтобы оставить шанс читателю самому догадаться хоть до чего-то. Ты не можешь сделать историю понятную с первых страниц (никто читать не будет), но и высасывать из пальца "вот это сюжетный поворот!" тоже плохая идея.
Написать хороший детектив так же сложно, как хорошие ужасы. Вроде все просто: в первом случае нужна интрига, во втором что-то пугающее. На деле же требуется тонкий баланс и чувство вкуса. Чтобы пугать или интриговать, нужно понимать людей. Таких авторов в принципе не так много, а в детективах их еще меньше. Слишком большой соблазн быстро сделать дешевую интригу и накрутить вокруг нее что попало. Главное ведь финал, да? НЕТ. Главное процесс расследования, путь героев и читателя, которые вместе приходят к разгадке преступления. А так же к более глубокому пониманию людей, жизни и себя самого.
Как раз про такого автора из Ирландии, у которого все хорошо со вкусом и чувством юмора я сегодня расскажу.
Куив Макдоннел
Стендап комик, ставший писателем
Если бы вы встретили Куива на улице, то не подумали бы, что это один из самых ярких авторов криминального жанра на сегодняшний день. Просто мужик в сером пиджаке, который почти никак не выделяется на местности. Вам, как начинающему детективу простительно, но впредь будьте внимательнее. Куив (читается как "Кив", пишется в оригинале как "Caimh" - это как вообще читать? будто кот подавился шерстью) - превратил родной Дублин в сцену для одних из самых забавных и саркастических криминальных историй последних лет.
Начинал Макдоннел вообще не с этого. По профессии Киув бухгалтер. Не знаю хорошо ли он считал, но в какой-то момент переехал из Ирландии в Британию, где и нашел свое настоящее призвание. Начал писать сценарии для ситкомов, тв-шоу и выступать со стендапом. Его стали звать "седой ирландец с непроизносимым именем".
В стендапе он выработал свой стиль: резкий, саркастичный и жесткий, но с сердцем и душой. Юмор Куива — смесь Монти Пайтона, грубых шуток из прокуренного ирландского паба и плохого полицейского отчета. Как и любой стендапер, Куив любил рассказывать истории на сцене, а потом подумал:
«Я решил, что книги — это как стендап, только без страха, что тебя ударят кружкой за шутку про священника».
Нельзя сесть и сразу написать роман. Идея первой криминальной истории пришла к Куиву во время работы над одним их сценариев. Он попытался над ней поработать, но понял, что не потянет - не хватает писательских навыков. Другой бы сказал "ну и хрен с ним!", но Макдоннел пошел в Манчестерский университет, обучился творческому письму и еще год тренировался на коротких рассказах.
Успех пришел не сразу. Черт, да его даже никто печатать не хотел. Сочетание юмора и криминала показалось трусливым издателям "слишком странным". Куив вспоминает:
«Даже когда я пытался скрыть комедию, агенты чувствовали ее запах»
Книгу он решил издать сам. И это было хорошим решением, ведь комедию он в итоге скрывать не стал. Слишком много книг серьезных и так мало с чувством юмора. Тем более с таким колоритным. Книга в итоге нашла своих читателей и даже стала бестселлером. А позже подтянулись и агенты, желающие поработать вместе. Ну кто бы сомневался... Жопошники.
Куив признается, что долго не мог поверить в успех:
«Я думал, что, если книга хорошо продаётся, это или ошибка, или я должен кому-то деньги».
Теперь Куив "настоящий" фулл-тайм писатель, а так как большую часть своей сценарной карьеры он писал сериалы, то и от своих персонажей из книги в книгу отказываться не собирается.
Кстати пора уже и о них.
"Дублинская трилогия"
Криминальный детектив с юмором
Основной юмор в том, что это уже никакая не трилогия. Если верить интернету, Куив написал уже 10 книг:
«Ну, первая была частью трилогии. Остальные — это продолжения трилогии. Или приквелы. Или просто еще одна трилогия. Короче, это ирландская математика: если считать с пинтой в руке — всё сходится».
Не могу сказать за все 10, но те, что переведены на русский (первые 4) мне понравились. Надеюсь дальше качество не упало в угоду количества. Завязка самого первого романа звучит так:
Главный герой Пол Малкроун по просьбе сердобольного персонала дома престарелых приходит к клиентам, теряющим память, чтобы изобразить их родственников. У него настолько «обычное» лицо, что люди признают в нем своего, даже если ждали в качестве визитера любимую бабушку. В первый раз его попытались убить случайно. Во второй – уже намеренно.
Теперь Пол Малкроун в бегах, и ему не поможет никто, кроме медсестры, начитавшейся криминальных романов, и полицейского-отщепенца, склонного к насилию. Вместе они раскроют одно из самых печально знаменитых преступлений в истории Ирландии… или сами станут историей.
Что я понял во время "Дублинской трилогии"? Если расставлять по важности, то в книгах Куива главное:
1. Персонажи и атмосфера: Если бы Макдоннел придумал только персонажа детектива Банни Макгрегорри, то это уже стоило того, чтобы попробовать. А ведь там есть еще много других лиц, в каждом из которых можно узнать кого-то своего. Про атмосферу говорить долго не буду, это Ирландия: пабы, дождь, Дублин, все в таком духе.
2. Юмор, сатира и социальный комментарий: Куив остроумный автор, который не стесняется давать саркастического пинка под зад всему ирландскому обществу, власти, медицине, полиции и политике. Чего часто очень не хватает в наше время. Но дело не только в сатире. Каждый из персонажей то и дело выдает фразы, от которых хочется если не ржать, то точно усмехнуться.
3. Сюжет и "интрига": Не поймите неправильно, сюжеты в книгах хорошие и цепляющие, но даже если бы я знал концовку его детективов заранее, то читать все равно было бы увлекательно. Макдоннел пишет быстро, сцены сменяют друг друга, диалоги хлесткие, и там есть нечто, что называется page-turner. Не планируйте "прочитать главу перед сном" - скорее всего завтра вы не выспитесь.
"Странные времена"
Городское фэнтези с Английским колоритом
Куив давно уже живет в Англии, а потом действие его новой серии книг происходит там же, конкретно в Манчестере.
Домашнее задание съело собаку, в Перу вместо дождя с неба сыпятся лягушки, а в Венесуэле мумия напала на пешего туриста. Эта работа была для Ханны Уиллис шансом начать новую жизнь. Богом забытая газетенка, в которую ее взяли помощницей редактора Винсента Бэнкрофта, обещала необычные новости со всего света. Просматривая статьи о таинственных существах, теориях заговора и безумцах, творящих всевозможную ерунду, Ханна почти слышит голос отца, вопрошающего, что за бред читает дочь.
Но даже самые абсурдные события однажды становятся правдой.
Вместо новостей о монстрах редакция манчестерской газеты берется за реальное журналистское расследование… И оказывается в центре противостояния сил добра со злом, которое невозможно было даже выдумать.
Если вы смотрели Рен-ТВ или читали журналы с историями про НЛО, то вы понимаете о чем речь. Именно про такую газету с сомнительным содержанием и рассказывает новая серия.
Здесь есть все то же самое, что в "Дублинской серии":
- Колоритные персонажи
- Живописная (точнее серая) Английская местность
- Юмор, сарказм и сатира
- Детективная история
Но есть еще кое-что, что привносит в эту формулу жанр "городское фэнтези". Куиву уже не нужно сдерживать себя в рамках "реальности и обыденности" и он смешивает теории заговора, бредни сумасшедших и реальные проявления сверхъестественного и паранормального. Из этого не получается бред и винегрет, история все еще остается очень цельной и "правдоподобной", если такое слово можно употребить в данном контексте.
Если хотите чего-то вроде Нила Геймана или комиксов "Сказки" ("Fables" или игровая адаптация "Wolf among Us") Уиллингхэма Билла, то "Странные времена" это то, что нужно.
Если хочется еще немного "ирландского" настроения
Если вам хочется еще чего-то в таком духе, то есть несколько фильмов. Ладно, это почти все фильмы Мартина Макдоны, чего уж тут:
- "Залечь на дно в Брюгге" (2008) — Черная комедия про киллеров и раскаяние. Атмосфера — почти как у Макдоннела, только более трагичная.
- "Однажды в Ирландии" (2011) — Коррумпированный местный полицейский, гангстеры и растерянный американский агент.
- "Семь психопатов" (2012) - Странный фильм, который я не понял в год выхода, но недавно пересмотрел и был в восторге.
- "Голгофа" (2014) — опять Глисон и ирландская сатира. Нельзя назвать этот фильм "развлекательным", но атмосфера тут что надо, да и фильм сам по себе мощный.
Добавим к Макдонне парочку бонусов:
- "Грязь" (2013) - По книге Ирвина Уэлша. Один из лучших фильмов на тему "коррумпированной и грязной полиции", одна из лучший ролей Джеймса Макэвоя.
- "Типа крутые легавые" (2007) - британский юмор Эдгара Райта, рекомендую. Является частью "Трилогии Корнетто".
Итого
Если вы устали от однообразных детективов с одинаковыми мрачными следователями и бесконечным дождём — Куив Макдоннел станет вашим личным солнечным ударом куда-то между глаз. Книги Куива, как и его персонажи живые. Это не великая литература, не вершина писательского мастерства, но как детектив да еще и с юмором - достойной выбор для ненапряжного и развлекательного чтения.
Куив не только развлекает и шутит, он размышляет о политике, футболе, коррупции, алкоголизме, журналистике, убийствах и много о чем еще. Это не "еще один детектив", это ирландское приключение, которое оставляет после себя очень приятный след. Рекомендую!
10 пинт в старом ирландском пабе из 10
Спасибо, что были со мной сегодня, у меня есть еще много статей про фильмы, сериалы, музыку, кино и культуру в целом. Подписывайтесь!
Читайте в Телеграм: https://t.me/zhizn_zritelya
Смотрите на YouTube: https://www.youtube.com/@zhizn_zritelya
#куивмакдоннел #дублинскаятрилогия #странныевремена #детектив #жизньзрителя