Найти в Дзене
Жизнь Зрителя

Куив Макдоннелл: Ирландский стендап, детектив и городское фэнтези | "Дублинская триллогия" | "Странные времена" | Жизнь Зрителя

В любом жанре есть "классика". В детективах это Артур Конан Дойл, Агата Кристи, Эдгар Алан По и другие титулованные имена. С другой стороны, если отойти от них два шага в сторону, то мы попадаем в сомнительную зону второсортного чтива в мягкой обложке. Где-то рядом с бесконечным фэнтези про попаданцев и романтическими историями. Иногда чтиво идет сразу 3 в 1, как кружечка кофе из пакетика Нескафе. Основа хорошего детектива это мастерски выстроенный сюжет и интрига, которая разрешается в кульминации. Нужны еще яркие персонажи: одновременно умные, но не слишком, чтобы оставить шанс читателю самому догадаться хоть до чего-то. Ты не можешь сделать историю понятную с первых страниц (никто читать не будет), но и высасывать из пальца "вот это сюжетный поворот!" тоже плохая идея. Написать хороший детектив так же сложно, как хорошие ужасы. Вроде все просто: в первом случае нужна интрига, во втором что-то пугающее. На деле же требуется тонкий баланс и чувство вкуса. Чтобы пугать или интриговат
Оглавление

В любом жанре есть "классика". В детективах это Артур Конан Дойл, Агата Кристи, Эдгар Алан По и другие титулованные имена. С другой стороны, если отойти от них два шага в сторону, то мы попадаем в сомнительную зону второсортного чтива в мягкой обложке. Где-то рядом с бесконечным фэнтези про попаданцев и романтическими историями. Иногда чтиво идет сразу 3 в 1, как кружечка кофе из пакетика Нескафе.

Основа хорошего детектива это мастерски выстроенный сюжет и интрига, которая разрешается в кульминации. Нужны еще яркие персонажи: одновременно умные, но не слишком, чтобы оставить шанс читателю самому догадаться хоть до чего-то. Ты не можешь сделать историю понятную с первых страниц (никто читать не будет), но и высасывать из пальца "вот это сюжетный поворот!" тоже плохая идея.

Написать хороший детектив так же сложно, как хорошие ужасы. Вроде все просто: в первом случае нужна интрига, во втором что-то пугающее. На деле же требуется тонкий баланс и чувство вкуса. Чтобы пугать или интриговать, нужно понимать людей. Таких авторов в принципе не так много, а в детективах их еще меньше. Слишком большой соблазн быстро сделать дешевую интригу и накрутить вокруг нее что попало. Главное ведь финал, да? НЕТ. Главное процесс расследования, путь героев и читателя, которые вместе приходят к разгадке преступления. А так же к более глубокому пониманию людей, жизни и себя самого.

Как раз про такого автора из Ирландии, у которого все хорошо со вкусом и чувством юмора я сегодня расскажу.

Куив Макдоннел

Стендап комик, ставший писателем

Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=1ppl1JZ15m0
Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=1ppl1JZ15m0

Если бы вы встретили Куива на улице, то не подумали бы, что это один из самых ярких авторов криминального жанра на сегодняшний день. Просто мужик в сером пиджаке, который почти никак не выделяется на местности. Вам, как начинающему детективу простительно, но впредь будьте внимательнее. Куив (читается как "Кив", пишется в оригинале как "Caimh" - это как вообще читать? будто кот подавился шерстью) - превратил родной Дублин в сцену для одних из самых забавных и саркастических криминальных историй последних лет.

Начинал Макдоннел вообще не с этого. По профессии Киув бухгалтер. Не знаю хорошо ли он считал, но в какой-то момент переехал из Ирландии в Британию, где и нашел свое настоящее призвание. Начал писать сценарии для ситкомов, тв-шоу и выступать со стендапом. Его стали звать "седой ирландец с непроизносимым именем".

В стендапе он выработал свой стиль: резкий, саркастичный и жесткий, но с сердцем и душой. Юмор Куива — смесь Монти Пайтона, грубых шуток из прокуренного ирландского паба и плохого полицейского отчета. Как и любой стендапер, Куив любил рассказывать истории на сцене, а потом подумал:

«Я решил, что книги — это как стендап, только без страха, что тебя ударят кружкой за шутку про священника».

Нельзя сесть и сразу написать роман. Идея первой криминальной истории пришла к Куиву во время работы над одним их сценариев. Он попытался над ней поработать, но понял, что не потянет - не хватает писательских навыков. Другой бы сказал "ну и хрен с ним!", но Макдоннел пошел в Манчестерский университет, обучился творческому письму и еще год тренировался на коротких рассказах.

-3

Успех пришел не сразу. Черт, да его даже никто печатать не хотел. Сочетание юмора и криминала показалось трусливым издателям "слишком странным". Куив вспоминает:

«Даже когда я пытался скрыть комедию, агенты чувствовали ее запах»

Книгу он решил издать сам. И это было хорошим решением, ведь комедию он в итоге скрывать не стал. Слишком много книг серьезных и так мало с чувством юмора. Тем более с таким колоритным. Книга в итоге нашла своих читателей и даже стала бестселлером. А позже подтянулись и агенты, желающие поработать вместе. Ну кто бы сомневался... Жопошники.

Куив признается, что долго не мог поверить в успех:

«Я думал, что, если книга хорошо продаётся, это или ошибка, или я должен кому-то деньги».

Теперь Куив "настоящий" фулл-тайм писатель, а так как большую часть своей сценарной карьеры он писал сериалы, то и от своих персонажей из книги в книгу отказываться не собирается.

Кстати пора уже и о них.

"Дублинская трилогия"

Криминальный детектив с юмором

-4

Основной юмор в том, что это уже никакая не трилогия. Если верить интернету, Куив написал уже 10 книг:

«Ну, первая была частью трилогии. Остальные — это продолжения трилогии. Или приквелы. Или просто еще одна трилогия. Короче, это ирландская математика: если считать с пинтой в руке — всё сходится».

Не могу сказать за все 10, но те, что переведены на русский (первые 4) мне понравились. Надеюсь дальше качество не упало в угоду количества. Завязка самого первого романа звучит так:

Главный герой Пол Малкроун по просьбе сердобольного персонала дома престарелых приходит к клиентам, теряющим память, чтобы изобразить их родственников. У него настолько «обычное» лицо, что люди признают в нем своего, даже если ждали в качестве визитера любимую бабушку. В первый раз его попытались убить случайно. Во второй – уже намеренно.
Теперь Пол Малкроун в бегах, и ему не поможет никто, кроме медсестры, начитавшейся криминальных романов, и полицейского-отщепенца, склонного к насилию. Вместе они раскроют одно из самых печально знаменитых преступлений в истории Ирландии… или сами станут историей.

Что я понял во время "Дублинской трилогии"? Если расставлять по важности, то в книгах Куива главное:

1. Персонажи и атмосфера: Если бы Макдоннел придумал только персонажа детектива Банни Макгрегорри, то это уже стоило того, чтобы попробовать. А ведь там есть еще много других лиц, в каждом из которых можно узнать кого-то своего. Про атмосферу говорить долго не буду, это Ирландия: пабы, дождь, Дублин, все в таком духе.

2. Юмор, сатира и социальный комментарий: Куив остроумный автор, который не стесняется давать саркастического пинка под зад всему ирландскому обществу, власти, медицине, полиции и политике. Чего часто очень не хватает в наше время. Но дело не только в сатире. Каждый из персонажей то и дело выдает фразы, от которых хочется если не ржать, то точно усмехнуться.

3. Сюжет и "интрига": Не поймите неправильно, сюжеты в книгах хорошие и цепляющие, но даже если бы я знал концовку его детективов заранее, то читать все равно было бы увлекательно. Макдоннел пишет быстро, сцены сменяют друг друга, диалоги хлесткие, и там есть нечто, что называется page-turner. Не планируйте "прочитать главу перед сном" - скорее всего завтра вы не выспитесь.

"Странные времена"

Городское фэнтези с Английским колоритом

-5

Куив давно уже живет в Англии, а потом действие его новой серии книг происходит там же, конкретно в Манчестере.

Домашнее задание съело собаку, в Перу вместо дождя с неба сыпятся лягушки, а в Венесуэле мумия напала на пешего туриста. Эта работа была для Ханны Уиллис шансом начать новую жизнь. Богом забытая газетенка, в которую ее взяли помощницей редактора Винсента Бэнкрофта, обещала необычные новости со всего света. Просматривая статьи о таинственных существах, теориях заговора и безумцах, творящих всевозможную ерунду, Ханна почти слышит голос отца, вопрошающего, что за бред читает дочь.
Но даже самые абсурдные события однажды становятся правдой.
Вместо новостей о монстрах редакция манчестерской газеты берется за реальное журналистское расследование… И оказывается в центре противостояния сил добра со злом, которое невозможно было даже выдумать.

Если вы смотрели Рен-ТВ или читали журналы с историями про НЛО, то вы понимаете о чем речь. Именно про такую газету с сомнительным содержанием и рассказывает новая серия.

Здесь есть все то же самое, что в "Дублинской серии":

  • Колоритные персонажи
  • Живописная (точнее серая) Английская местность
  • Юмор, сарказм и сатира
  • Детективная история

Но есть еще кое-что, что привносит в эту формулу жанр "городское фэнтези". Куиву уже не нужно сдерживать себя в рамках "реальности и обыденности" и он смешивает теории заговора, бредни сумасшедших и реальные проявления сверхъестественного и паранормального. Из этого не получается бред и винегрет, история все еще остается очень цельной и "правдоподобной", если такое слово можно употребить в данном контексте.

Если хотите чего-то вроде Нила Геймана или комиксов "Сказки" ("Fables" или игровая адаптация "Wolf among Us") Уиллингхэма Билла, то "Странные времена" это то, что нужно.

Если хочется еще немного "ирландского" настроения

-6

Если вам хочется еще чего-то в таком духе, то есть несколько фильмов. Ладно, это почти все фильмы Мартина Макдоны, чего уж тут:

  • "Залечь на дно в Брюгге" (2008) — Черная комедия про киллеров и раскаяние. Атмосфера — почти как у Макдоннела, только более трагичная.
  • "Однажды в Ирландии" (2011) — Коррумпированный местный полицейский, гангстеры и растерянный американский агент.
  • "Семь психопатов" (2012) - Странный фильм, который я не понял в год выхода, но недавно пересмотрел и был в восторге.
  • "Голгофа" (2014) — опять Глисон и ирландская сатира. Нельзя назвать этот фильм "развлекательным", но атмосфера тут что надо, да и фильм сам по себе мощный.

Добавим к Макдонне парочку бонусов:

  • "Грязь" (2013) - По книге Ирвина Уэлша. Один из лучших фильмов на тему "коррумпированной и грязной полиции", одна из лучший ролей Джеймса Макэвоя.
  • "Типа крутые легавые" (2007) - британский юмор Эдгара Райта, рекомендую. Является частью "Трилогии Корнетто".

Итого

Если вы устали от однообразных детективов с одинаковыми мрачными следователями и бесконечным дождём — Куив Макдоннел станет вашим личным солнечным ударом куда-то между глаз. Книги Куива, как и его персонажи живые. Это не великая литература, не вершина писательского мастерства, но как детектив да еще и с юмором - достойной выбор для ненапряжного и развлекательного чтения.

Куив не только развлекает и шутит, он размышляет о политике, футболе, коррупции, алкоголизме, журналистике, убийствах и много о чем еще. Это не "еще один детектив", это ирландское приключение, которое оставляет после себя очень приятный след. Рекомендую!

10 пинт в старом ирландском пабе из 10

Спасибо, что были со мной сегодня, у меня есть еще много статей про фильмы, сериалы, музыку, кино и культуру в целом. Подписывайтесь!

Читайте в Телеграм: https://t.me/zhizn_zritelya

Смотрите на YouTube: https://www.youtube.com/@zhizn_zritelya

#куивмакдоннел #дублинскаятрилогия #странныевремена #детектив #жизньзрителя

Стендапы
5845 интересуются