("Эдем", Eden, 2024, США)
Перефразируя классика: "Ховард, Ховард, ты могуч, пусть и не гоняешь стаи туч!".
При этом "Эдем" вряд ли войдёт в список лучших картин голливудского титана Рона Ховарда. Но, то, что в "Эдеме" он сотворил одну из лучших и оригинальных психологических драм 2020-х - непреложный факт. Да ещё на основе реальных исторических событий, случившихся в 1929 году... на Галапагосских островах (дата "1939" в аннотации фильма на Кинопоиске ошибочная).
Точнее говоря, "основа событий" в "Эдеме" своеобразная. Она - лишь версия произошедшего на острове Флореана, рассказанная теми, кто "выжил в катаклизме". А других свидетелей там не осталось.
Однако, судя по всему, кое-какие свои догадки в эту версию добавили сценаристы Пинк и Ховард. Ибо трудно поверить, чтобы эти "выжившие" вдруг стали свидетельствовать против себя. А некоторые вещи в "Эдеме" изображены не в их пользу.
Впрочем, это так, ремарка, ведь картина в первую очередь художественная, а значит имеет право на подобные допущения.
Гораздо интереснее в ней уникальный "трёхсторонний" конфликт и хитросплетения отношений между персонажами. И всё это - на далёком острове, что до их появления на нём был необитаем.
Первым на Флореан несколькими годами ранее прибыл германский доктор, философ и вегетарианец Фридрих Риттер. Не один, а со своей подругой и сподвижницей Дорой Штраух (Д. Лоу и В. Кирби). Просто им стало невмоготу жить на родине, и они рванули отшельничать подальше от неё. Но Риттер отправлял с заходящими на остров судами почту своим издателям в Германии. Поэтому вскоре его "послания Робинзона-философа" обрели в Европе и даже в Америке массу читателей. Так что теперь он в своём самодельном бунгало писал для них книгу, кушая овощи с возделываемого Дорой огородика.
Оборотная сторона резкой популярности Риттера дала о себе знать в 1929 году. Тогда, когда на Флореан приплыло жить опять-таки из Германии целое семейство Виттмеров: Хайнц, его жена Маргрет (Д. Брюль, С. Суини) и их сын Гарри. Восхищенные письмами Риттера "философии и миру", Виттмеры стали его поклонниками и отважились пойти по его стопам.
Ну а третьей островитянкой (не по числу обитателей острова, а по очередности их заселения сюда) стала... баронесса Элоиза Боске де Вагнер Уэрхорн (А. де Армас). Она обосновалась на Флореане аж с двумя любовниками и слугой и горела желанием построить здесь отель для туристов.
Таков был расклад сил накануне грядущих сочно-психологических (и не только) разборок между ними.
Сами разборки вам описывать не буду - уже с первых сцен, тоже интереснейших, есть риск забросать вас гранатами спойлеров.
Просто опишу "облико морале" (на начало фильма) островитян, дабы вы поняли, из какой почвы все их конфликты произрастали.
Фридрих Риттер. Безобидный пацифист, философ и писатель только с виду. На самом деле - махровый человеконенавистник. Был крайне раздражен, что Виттмеры нарушили их с Дорой уединение, и сразу начал устраивать им мелкие пакости. Баронессу с её настырностью и эгоцентризмом тем более невзлюбил.
Семейство Виттмеров. Трудолюбивые, но безрассудные и во многом наивные немцы. Прибыли на удалённый от цивилизации остров с больным туберкулезом сыном (далее ещё один "нежданчик" грянет), где нет НИЧЕГО! И где даже воду приходится собирать осадочную. А единственный доктор - эксцентричный мизантроп, что ненавидит вас до зубовного скрежета.
Хватит ли Виттмерам одного их трудолюбия, чтобы выжить? Большой вопрос, но Риттер бы на это ставок не делал.
Баронесса Элоиза. Если поэтично: подколодная змея высокой ядовитости. Если по-народному: стерва. Взбалмошная, нахальная и эгоцентричная. Способная на любое коварство. Опасна ещё и тем, что её мужская свита готова ради своей госпожи на всё. Тем более закона-то на острове нет.
Впрочем, чешет языком и кривляется Элоиза гораздо больше, чем реально делает. И это слегка нивелирует её стервозность и аморальность.
Вот таких разноотталкивающих (или нет такого слова?) людей Рон Ховард сводит в непримиримой психологической войне. Несмотря на её "бытовушность" - остросюжетной и нескучной. Где будет много великолепных сцен с непредсказуемыми развязками. Равно как финальная развязка выдалась эффектной и с красивым смыслом. Хоть и спорным, зато жизненным.
Добавьте сюда музыку самого Ханса Циммера и пейзажи Галапагосских островов - правда, большую их часть играют не менее крутые пейзажи побережья Квинсленда, Австралия. Добавили? Ну вот вам ещё один повод бросить всё и тоже насладиться "Эдемом" маэстро Ховарда.
***
В общем, кто бы там ни минусовал "Эдем" на IMDb и Кинопоиске, это ничуть не умаляет его художественных и драматических достоинств. Изображённых ансамблем сильных и искромётных актёров. Чьи герои то порой вызывают симпатию, то от их заскоков вам хочется самому взять камень и сократить их поголовье на острове.
А за сцену "Баронесса пытается соблазнить заезжего буржуя из Америки" и за развязку/финал картины Ховарду вовсе надо устроить овацию стоя - ну очень яркие и запоминающиеся моменты.
Иными словами - оригинальное и "вкусное" кино для всех, кому нравятся исторические драмы с мощной психологической начинкой и непредсказуемым развитием событий. А также - один из лучших импортных фильмов, что можно будет найти в российском прокате в 2025-м (премьера у нас - 14 августа, прокатчик - Global Film).
Засим всё, больше добавить нечего.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):