Найти в Дзене
Принципы

Функциональные психические процессы мышления: рациональность

"Реальный мир состоит из хаоса, а рациональность — это всего лишь средство, с помощью которого человек пытается расставить по местам непроизвольно происходящие события, чтобы они хотя бы внешне имели упорядоченный вид" Эрик Ван Ластбадер, «Возвращение Борна» Рациональность (экстравертное мышление как результат восприятия материи) Определения Свойства рациональности Здоровое и нездоровое проявление рациональности - объективности. Плотной и "приземленной" связью с объективной реальностью. Уверенности в правде. Осознании и признании ошибок; - эффективного решения практических задач. Реализации потенциала. В совокупной работе с чувствами и интуицией, объективной оценке рисков, предвидением последствий и эффективным достижением цели; - упорядочивания хаотично разброссаной информации. Накопление объективных и системно упорядоченных (организованных) знаний о мире является основой всех научных дисциплин; - формирования инструкций по выполнению каких-либо изделий или продуктов. Настройке прои

"Реальный мир состоит из хаоса, а рациональность — это всего лишь средство, с помощью которого человек пытается расставить по местам непроизвольно происходящие события, чтобы они хотя бы внешне имели упорядоченный вид" Эрик Ван Ластбадер, «Возвращение Борна»

Рациональность
Рациональность

Рациональность (экстравертное мышление как результат восприятия материи)

Определения

  • Рациональность (экстравертное мышление) - это функциональный психический процесс объектного восприятия мышления.
  • Рациональность - это психический процесс мышления направленный на принятие обоснованных решений на основе логично выстроенных аргументов и фактов без влияния эмоций и предубеждений.
  • Рациональность предполагает использование доказательств, критического анализа и причин для формирования выводов и убеждений. Критический анализ происходит в совокупной работе рациональности и детальности (интровертной интуиции).
  • Аргумент - это утверждение, которое поддерживает или опровергает какую-либо точку зрения и основано на фактах, логике или мнениях. Факт - это утверждение, которое можно проверить и подтвердить с помощью наблюдений или доказательств. Факты являются объективными и не зависят от мнений или эмоций.
  • Рациональность фундаментальной психологией как отдельный психический процесс не рассматривается, а принимается как механизм психологической защиты - рационализацией (оправдание собственного поведения). Тем не менее у мышления должен быть свой объектный функциональный процесс и повзаимствуем у соционики термины синонимы "экстравертное мышление" или "рациональность".
  • Рациональность называют также экстравертным мышлением, объективным мышлением, черным мышлением, рациональным мышлением и т.п.
Место рациональности в психике
Место рациональности в психике

Свойства рациональности

  • Основная функция рациональности заключается в формировании объективного восприятия. Получении объективной информации необходимой для формирования адекватной оценки объекту или явлению при решении конктетной задачи.
  • Рациональность формирует понятия о предметах и понимание их взаимосвязей, отвечая на вопросы "что это?", "для чего это?", "где это можно использовать?".
  • Для рациональности ценностно видеть в предметах практическую значимость.
  • В слиянии рациональности с чувственной частью отношениями формируются адектватные и объективные оценки явлениям, которые делают процесс принятия решений качественным. При формировании устойчивых нейронных связей (привычки) такие оценки ситуации происходят мгновенно, а процесс принятия решения быстрым.
  • Другой положительной формой слияния рациональности с отношениями является ответственное исполнение качественных решений идущих с позиции морального долга. Исключающих небрежное выполнение своей работы.
  • Критическое мышление происходит в совокупной работе рациональности и детальности (интровертной интуиции). В совместной работе рациональности и вариативности (экстравертной интуиции) творческая деятельность кратно увеличивает шансы к осуществлению, за счет объективности и практической направленности рациональности.

Здоровое и нездоровое проявление рациональности

  • Здоровая рациональность заключается в способности:

- объективности. Плотной и "приземленной" связью с объективной реальностью. Уверенности в правде. Осознании и признании ошибок;

- эффективного решения практических задач. Реализации потенциала. В совокупной работе с чувствами и интуицией, объективной оценке рисков, предвидением последствий и эффективным достижением цели;

- упорядочивания хаотично разброссаной информации. Накопление объективных и системно упорядоченных (организованных) знаний о мире является основой всех научных дисциплин;

- формирования инструкций по выполнению каких-либо изделий или продуктов. Настройке производственных процессов;

- целесообразного использовании ресурсов. Объективно оценивающим возможности.

  • В нездоровом проявлении рациональность делает человека:

- упертым в своей правоте, даже когда не прав. Оправдании своего неадекватного поведения или поступков. В нахождении в "вечных спорах", холиварах. Малое количество преступников, считают себя преступниками отличиющимися от других неизолированных людей. В основном, в их картине мира, учитывая их исходные данные, действия имели форсированный характер без иного выбора и на их месте так поступил бы каждый;

- избегающим чувственного проявления. Эмоционально холодным. Фригидным. Не выстраивающим с людьми отношения;

- меркантильным. Смотрящим на людей только с позиции выгоды их использования. Способным "пройти по головам";

- убегающим в "работу" при необходимости уделения внимания выстраивания личной жизни или другим более приоритетным сферам;

- труднообучаемым, т.к. он уже считает, что все знает;

- предубежденным. Что возможно только ограниченное количество вариантов стечения обстоятельств. Это делает процесс принятия решения некачественным.

Развитие рациональности

- Главным условием воспитания здоровой рациональности, обеспечивающей развитие личности, является выполнение своей деятельности лучшим образом с исключением иррациональных поступков противоречащих здравому смыслу.

Рациональность также развивается:

- насмотренностью, наблюдательностью и жизненным опытом. Наблюдением за реальными примерами с размышлениями о главных факторах повлекших успешный или неуспешный результат. Расширением эрудиции, понятийного аппарата, взгляда на одну и ту же точку зрения с различных сторон и т.п.;

- объективным взглядом на вещи и людей. Осознанием субъективных факторов;

- развитием мышления, решением практических или математических задач. Повышение уровня сложности задач;

- решении задач самым коротким путем, обдумыванием наиболее целесообразного и эффективного способа решения задачи. Повышение коэффициента полезного действия;

- медитацией, практикой осознанности;

- в совместной деятельности с волей, рациональному мышлению важно уметь отстаивать свою точку зрения. На определенном этапе развития рационального мышления, будут достигнуты рамки установленные обществом, за которыми, поддержки общества уже не будет и более вероятно, что будет осуждение за нонкомформизм. Занятия спортом, достижение долгосрочных целей, изучение биографии великих личностей, ежедневный выход за рамки комфорта и страха, развитие пассионарного (проактивного) поведения и т.п. косвенно помогают развить необходимые качества.