#Политика
Фил Мэттингли и Дэвид Голдман, CNN
Обновлено в 10:56 по восточному поясному времени, среда, 9 июля 2025 г.
СИ - Эн - ЭН—
В конце апреля, по завершении первых 100 дней своего президентства, Дональд Трамп сделал ошеломляющее заявление о ходе переговоров по тарифам: он заключил торговые соглашения с 200 странами. Прошло больше двух месяцев, и Трамп объявил только о трёх из этих соглашений — с Китаем, Великобританией и Вьетнамом.
Так что же произошло?
В среду истекает срок, который Трамп установил три месяца назад для всех стран, чтобы они заключили соглашение или столкнулись с более высокими «ответными» тарифами. С тех пор Трамп публично признал, что приостановка действия этих тарифов «в День освобождения» до 9 июля не оставила достаточно времени для переговоров практически со всеми странами мира.
Изначально Трамп рассчитывал заключить больше торговых соглашений к установленному сроку — среде, но в последние недели он пришёл к выводу, что эти соглашения не могут быть заключены быстрее, сообщают CNN источники, знакомые с ситуацией. Поэтому в последние недели его публичная риторика изменилась: он заявил, что разошлёт письма с повышением тарифов для торговых партнёров Америки, что позволит добиться результатов, пока продолжаются переговоры.
Поэтому Трамп согласился перенести крайний срок на 1 августа, чтобы дать странам, которые близки к заключению сделки, немного больше времени на переговоры, особенно Европейскому союзу, который вот-вот объявит о заключении торгового соглашения с Соединёнными Штатами.
По словам трёх чиновников, знакомых с ситуацией, представители ЕС и США на торговых переговорах близки к заключению рамочного соглашения, которое установит 10-процентные пошлины и определит параметры для дальнейших обширных торговых дискуссий.
В частности, прогресс в переговорах с ЕС стал ключевым фактором при принятии решения о переносе крайнего срока на период после 9 июля. Министр финансов Скотт Бэннон указал на переговоры с ЕС, а также на то, что несколько других ключевых переговоров находятся на завершающей стадии, и выступил за продление сроков, по словам двух источников, знакомых с ситуацией.
Трампу ещё предстоит подписать окончательное соглашение, и переговоры между двумя сторонами продолжаются, но официальные лица заявили, что о соглашении будет объявлено до конца недели. Улоф Гилл, торговый представитель Европейской комиссии, подтвердил на брифинге для прессы в среду, что представители ЕС на торговых переговорах ведут активные дискуссии с министром торговли США Говардом Лутником и торговым представителем США Джеймисоном Гриром и что о сделке, как ожидается, будет объявлено в ближайшие дни.
Этот прогресс знаменует собой кардинальный поворот в давнем и широко известном пренебрежительном отношении Трампа к ЕС, которое служило фоном для многомесячных разочаровывающих и трудноразрешимых торговых переговоров в этом году.
Но тон Трампа — а также ход и темп переговоров за кулисами — резко изменились за те несколько недель, что прошли с тех пор, как он угрожал ввести 50-процентные пошлины на товары из ЕС в утреннем посте в социальных сетях в конце мая. Эта неожиданная и серьёзная угроза вызвала немедленную реакцию со стороны ЕС и подготовила почву для срочных усилий по достижению какой-либо формы соглашения до того, как вступят в силу «взаимные» пошлины Трампа.
По словам одного из представителей ЕС, чиновники Евросоюза в настоящее время проводят брифинги для стран-участниц, рассказывая о структуре и предлагаемом процессе переговоров. Он добавил, что, несмотря на часто расходящиеся интересы стран блока, соглашение было представлено как лучший и, вероятно, единственный способ избежать резкого повышения тарифов с 1 августа.
По словам официальных лиц, представители Трампа на переговорах придерживаются жёсткой позиции в отношении требований ЕС об освобождении от секторальных тарифов, которые уже действуют или будут введены в будущем. Например, на поздних этапах переговоров основное внимание уделялось снижению 25-процентного тарифа Трампа на автомобили, а также попыткам снизить 50-процентные пошлины на сталь.
Представители США на переговорах выразили готовность рассмотреть возможность снижения тарифов для ключевых отраслей и продуктов ЕС, включая авиацию, алкогольные напитки и некоторые сельскохозяйственные продукты. Однако, по словам официальных лиц, для этого потребуется окончательное одобрение Трампа.
Представители ЕС также пообещали значительно увеличить закупки товаров энергетического и оборонного секторов в США.
Если соглашение не будет достигнуто, ЕС пообещал ввести контрмеры в отношении американского экспорта в блок на миллиарды долларов.
Эти ответные меры должны были вступить в силу 14 июля. Пока неясно, перенесёт ли ЕС эту дату, чтобы учесть продление Трампом срока действия «ответных» тарифов до 1 августа.
«Если к указанному сроку соглашение не будет достигнуто, ЕС готов принять целенаправленные и соразмерные контрмеры для защиты своих законных интересов», — напомнила в среду в Европейском парламенте министр по европейским делам Дании Мари Бьерре, отметив, что терпение блока не безгранично.
Трамп разочарован отсутствием прогресса в вопросах торговли. Во вторник на заседании кабинета министров он заявил, что его угрозы ввести пошлины успешно заставили торговых партнёров сесть за стол переговоров, но предложения других стран неприемлемы для США.
«Они говорят… „Мы предоставим вам полный доступ, и вам не придётся платить какие-либо пошлины, но, пожалуйста, не взимайте с нас пошлины“, и нам не нравится такая сделка, — сказал Трамп. — Мы не сторонники жёстких мер, но Соединённым Штатам Америки давно пора начать взимать плату со стран, которые обкрадывали нас — обкрадывали нас — и смеялись за нашей спиной над нашей глупостью».
На этой неделе Трамп разослал несколько писем с указанием новых тарифов, в том числе 25-процентных тарифов на товары из Японии и Южной Кореи. Ожидается, что другие письма будут опубликованы в среду.
Другие сделки было сложнее заключить.
Индия долгое время считалась наиболее вероятным крупным партнёром, который подпишет соглашение с США. Однако, по словам американских чиновников, в последние дни индийские участники торговых переговоров ужесточили свою позицию. Индия также является членом группы БРИКС, поэтому неясно, как угроза Трампа ввести 10-процентные пошлины на товары из стран БРИКС в воскресенье повлияет на торговые переговоры.
В течение нескольких недель считалось, что Южная Корея также может прийти к соглашению, хотя автомобильные пошлины Трампа остаются ключевым камнем преткновения в этих переговорах, а письмо Трампа, опубликованное в понедельник, могло помешать их проведению.
В последние недели Япония неуклонно отдалялась от достижения результата, а Трамп существенно подорвал доверие к переговорам, которые, казалось, шли к определённому соглашению. Японские переговорщики по торговым вопросам, которые всего несколько недель назад пытались заложить основу для объявления о соглашении на саммите «Большой семёрки» в прошлом месяце, в последние дни в своих публичных заявлениях высказывались гораздо более пессимистично.
Премьер-министр Японии Сигэру Исиба заявил во вторник, что, несмотря на «серьёзные и искренние обсуждения», Япония не смогла прийти к соглашению согласно переводу CNN. «Мы глубоко сожалеем о том, что правительство США ввело дополнительные пошлины и объявило о планах повысить тарифные ставки», — сказал Исиба.
По словам американских чиновников, Индонезия, Камбоджа и Таиланд за последние две недели сделали существенные предложения своим американским коллегам, стремясь оказаться в числе первых, кто заключит соглашение, и, вероятно, станут кандидатами на заключение любой сделки в ближайшие несколько дней.
Бразилия активизировала свои усилия по заключению соглашения, в том числе провела двусторонние переговоры в конце прошлой недели, целью которых было расширить ранее предложенное резкое снижение тарифов на некоторые товары из США, сообщили представители американской администрации.
Самым распространённым предметом разногласий между командами, занимающимися внешней торговлей, было отсутствие ясности в отношении того, что их американские коллеги подразумевают под окончательным соглашением.
Но самым большим препятствием на пути к более масштабным переговорам стало введение — или обещание ввести — секторальных пошлин Трампа на автомобили, сталь и фармацевтические препараты, заявили официальные лица США.