Найти в Дзене
Портреты природы

Самому узнаваемому символу Саратова 60 лет

Буквально на днях я рассказывала о своей прогулке по Саратовской набережной и опубликовала много фотографий моста через Волгу, который является самым узнаваемым символом города. 👌Проект моста был утверждён в 1958 году, а открыли его 10 июля 1965 года, ровно 60 лет назад. Его длина 2 825 метров, ширина 15 метров, дорожное полотно 3-х полосное. В то время это был самый длинный автомобильный мост в Европе. 👌Для сооружения моста потребовалось более 92 тысяч кубических метров железобетона и 6741 тонна металла. На строительство израсходовали почти 26,7 миллиона рублей — весьма значительную сумму по меркам послевоенного времени. 👌Мост имеет 39 опор и 38 пролётов. Когда оболочки опор погружали под воду, в городе гасили электричество, чтобы строителям хватало мощностей. 👌Ноу-хау саратовского моста — сквозные балки. Двадцатиметровые балки выпускались на питерском предприятии и по железной дороге доставлялись в Саратов. Более длинные — семидесятиметровые — изготавливались на месте. З

Буквально на днях я рассказывала о своей прогулке по Саратовской набережной и опубликовала много фотографий моста через Волгу, который является самым узнаваемым символом города.

👌Проект моста был утверждён в 1958 году, а открыли его 10 июля 1965 года, ровно 60 лет назад. Его длина 2 825 метров, ширина 15 метров, дорожное полотно 3-х полосное. В то время это был самый длинный автомобильный мост в Европе.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

👌Для сооружения моста потребовалось более 92 тысяч кубических метров железобетона и 6741 тонна металла. На строительство израсходовали почти 26,7 миллиона рублей — весьма значительную сумму по меркам послевоенного времени.

-3

👌Мост имеет 39 опор и 38 пролётов. Когда оболочки опор погружали под воду, в городе гасили электричество, чтобы строителям хватало мощностей.

👌Ноу-хау саратовского моста — сквозные балки. Двадцатиметровые балки выпускались на питерском предприятии и по железной дороге доставлялись в Саратов. Более длинные — семидесятиметровые — изготавливались на месте. За два года таких было сделано 56 штук, каждая весила по 800 тонн.

👌Во время строительства моста в 1965 году снимался фильм «Строится мост». Сценаристом и режиссером выступил Олег Ефремов, это был его дебют в кино. В фильме снимался наш земляк Олег Табаков. В съёмках были задействованы не только актеры, но и местные жители. Бюджет фильма был небольшой, поэтому жителям платили кепками и кедами. В фильме запечатлен момент, когда в мост встраивается одна из «птичек» – пролет (ажурная часть моста).

Картина снята по мотивам одноимённого очерка Наума Мельникова.

-4

👌 Саратовский мост через Волгу вошёл в тройку лидеров среди символов для банкноты 1000 рублей.

👌Как и любой символ, со временем мост "оброс" легендами.

  • Например, его называют «горбатым». Кто-то говорил, что мост такой изогнутый, потому что символизирует Волгу: где-то с бурной волной, потому что Волга – это женщина, у нее свой характер, а где-то тихий, покладистый – ближе к энгельсской стороне.
-5

На самом деле более высокие участки ближе к Саратову сделаны для того, чтобы здесь могли пройти высокие суда, под заниженной частью ближе к Энгельсу расположен городской пляж. Для его устройства был насыпан искусственный остров.

-6

  • Поговаривают, что при строительстве моста в опорах было задействовано золото.
  • А еще говорят, что мост нельзя переходить ночью в одиночку, будто нечистая сила может утащить.
  • Тому, кто проходит под ним или проезжает по нему впервые – нужно загадывать желание, оно сбудется.

А как красив мост в вечернее время!

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Поскольку я родилась и всю жизнь прожила в Саратовской области, открытие автомобильного моста через Волгу не прошло мимо меня. Сама я, конечно, этого не помню, но родители рассказывали, что в отсутствие моста приходилось переправляться зимой по застывшему льду, чтобы свозить меня в областную больницу.

Фото того времени из интернета
Фото того времени из интернета

Или лететь на самолёте. Да-да, в Марксе в те годы был аэродром и регулярно летали самолёты, по-моему, Ан-24. Впечатления и воспоминания ещё те!

А в студенческую пору я дружила с девушкой из Армении, так она так боялась ездить по этому мосту, что мы за все годы смогли всего пару раз уговорить её приехать ко мне в гости. При том, она дважды в год летала домой на самолёте без страха 🤷.

Сколько же еще сможет эксплуатироваться мост?

Генеральный директор института «Проектмостреконструкция» Виктор Морозов ответил, что изначально сооружение было рассчитано на 100 лет.

  • «Однако мост будет эксплуатироваться столько, сколько мы ему дадим. Если следить за объектом, не допускать чрезмерных нагрузок, в частности движения грузового транспорта, он может прослужить гораздо дольше. Для таких сооружений это нормально. Но даже при разумной эксплуатации через 20 лет может вновь возникнуть необходимость в его ремонте. Идеально, если до этого времени у него появится дублер - еще один городской мост, например в районе Казачьего острова. Думать об этом важно уже сейчас».
С борта прогулочного теплохода
С борта прогулочного теплохода

Так что мы ещё долго будем любоваться нашим мостом, который вошёл в список 20 архитектурно-исторических достопримечательностей Приволжья