Любознательные граждане могли заметить, что курс российского рубля в этом году ощутимо укрепился, что неизменно вызывает гордость в сердце каждого россиянина.
Даёшь доллар по 30, как в старые добрые, так их! Не тут-то было, хитрые отечественные рептилоиды К. и Г. заверяют, что для страны благоприятным курсом будет район 100 рублей за доллар. Что это, ящеры решили окончательно разорить Русов, или все-таки для России дорогой рубль – это высокая ставка, низкий импорт и худеющий фонд национального благосостояния?
Для самых нетерпеливых, сразу ответ - да, связь между всеми этими факторами самая, что ни на есть, жёсткая, рептилоиды не врут, отечество в опасности. Печальный сюрприз для любителей славных побед над пиндосами и прочим мировым капитализмом – крепкая валюта не дружит с высокой ставкой (а у нас она, напомню, 20%) и я расскажу почему.
Погружаемся в тему, уровень первый – чем грозит дешёвая валюта.
Россия – страна-экспортер, основная статья доходов которой – нефтегазовый сектор. Около половины федерального бюджета складывается из доходов с экспорта, а также налогов (и других форм дойки бабла из нефтегазовых компаний, например дивидендов) компаний-экспортеров. Соответственно, чем дороже становится рубль (в пересчёте на иностранные валюты), тем меньше их приносят государству в клювике экспортёры. Соответственно, бюджет начинает худеть, нацпроекты не на что финансировать. Чтобы удержать дефицит бюджета в запланированных рамках, тратятся средства фонда национального благосостояния (Россия теряет жирок, накопленный в хорошие годы, а без жирка сложно продолжать рискованные приключения). Промежуточный вывод - при высокой ставке (которая душит экономическое развитие, хотя и служит благородной цели борьбы с инфляцией), укрепление курса создаёт для экономики дополнительные риски в виде роста дефицита бюджета, хотя и помогает импортерам, особенно тем, что зависят от иностранного оборудования.
Одновременно, вокруг страны начинают кружить птеродактили-нерезиденты, желающие вложить свои хрустящие доллары в российскую экономику, воспользоваться привлекательной разницей в ключевых ставках России и западных стран. Рубль становится востребован, его покупают, чтобы вложиться в национальные активы, тем самым придавливая курс иностранной валюты ещё глубже. Как ни странно (санкции же, все недружественные структуры с позором изгнаны с территории России-матушки), иностранный капитал, влекомый возможностью получения сверхприбыли (в период высоких ставок по вкладам и ОФЗ), неумолимо тянется к Российским рублям, что повышает спрос на них, курс укрепляется. Объем этого рынка скрыт от глаз, так как нерезиденты не покупают валюту напрямую, а действуют через посредников. А когда ты берешь валюту в стране с низкой ключевой ставкой (напомню – в США 4,25%) и инвестируешь ее в страну с высокой ключевой ставкой (а значит и высокой доходностью по финансовым инструментам), ты получаешь бесплатные деньги от разницы ставок (условно: занял под 4%, вложил под 16%, 12% - твои БеСпЛаТнО [прим.] на самом деле не бесплатно, ты берешь на себя экономические риски той страны в которую вложил, но все равно, так сладко, что сложно устоять, особенно если ты состоятельный парень). Такая стратегия называется керри-трейд.
Как заняться керри-трейдингом в наше неспокойное время, когда доступ на российский рынок для просвещенных рептилоидов как будто закрыт санкциями и иметь российские активы для частного гражданина Европы или США является весьма токсичной стратегией? А что, если можно сыграть на разнице курсов и ключевых ставок, совершенно не прикасаясь к рублям? Давайте разберемся, как это работает на самом деле.
У Бобби есть хобби - зарабатывать на инвестициях в перспективные развивающиеся страны. Бобби знает наверняка, что разница в ключевой ставке между Россией и США (резидентом которой он является) составляет 15,75% - внушительная разница (посмотрите на доходность 10-летних государственных облигаций Америки - 4,2%, курам на смех). Кроме того, Бобби видит тренд на укрепление рубля, он потирает ручками, рассчитывая заработать ещё и на этом.
Что же ему делать? Топать в условный Голдман-Сакс, где предложат выгодную сделку.
Итак, сделка: Бобби взял свои хрустящие доллары и занес их в банк, в банке ему отсыпали беспоставочных форвардных контрактов на валютную пару доллар-рубль.
Спокойно! Отдышались, сейчас расскажу на пальцах что это. Хотя все равно, возможно, будет a little bit больно.
Беспоставочный форвардный контракт на валютную пару доллар-рубль всего лишь подразумевает, что Бобби через три месяца как бы покупает рубли по заранее оговоренному курсу (например, 80 рублей, но этот курс выше, чем в обменнике, там он, например, 75р. А выше потому, что это ожидаемый курс через три месяца), но при этом все расчеты ведутся в долларах, рублей это все касается только посредством контракта – бумажки, привязанной к курсу рубля на дату исполнения контракта.
Сделка заключена, Бобби занёс доллары, получил расписку, дальше в дело вступает банк. Банку нужно каким-то образом закупить рубли и положить их на вклад, чтобы обеспечить выполнение сделки на сумму, равную вложенным Бобби долларам. Банк тоже нерезидент, но у него есть партнёры в России. Посредники банка и российского партнёра находят друг друга где-нибудь в третьей стране, например, в ОАЭ, обмениваются средствами, после чего российский посредник идёт на мосбиржу и покупает там рублей на все бабки. Полученные рубли кладет на вклад под 20% и кайфует от своей полезности.
Прошло три месяца. Рубль ещё окреп, курс доллара стал 70р, рублёвый вклад принес прибыль в 5% (20% в годовом выражении), пора разобраться, кто что поимеет.
Наш главный герой Бобби имеет выгоду с:
1. Разницы в курсе рубля, который он зафиксировал контактом (например, он по контракту "продал" доллары по 80р, а в момент исполнения контракта «купил» доллары по 70р, вот 10р с каждого доллара Бобби заберёт в карман);
2. Дополнительная прибыль от размещения рублевых активов (в стоимость контракта как-бы "вшит" рост его стоимости с учётом дохода, который эти рубли заработают, примерно равный разнице ключевых ставок (из тех 10р прибыли Бобби 3р будут именно от этой статьи дохода).
И того, Бобби сделал ставку на курс рубля, получил дополнительную прибыль от того, что эти рубли были размещены в финансовые инструменты по ставке, близкой к ключевой внутри России и при этом дела имел только с уважаемым человеком из условного Голдман-Сакс, не прикасаясь к «токсичным» рублям напрямую.
Банк поимел выгоду с комиссии, контрагент в России поимел выгоду с комиссии, в промежутке еще наварился от того, что прокрутил кучу денег Бобби по своему усмотрению через финансовые инструменты, принесшие ему дополнительную прибыль, в итоге все счастливы и стали богаче.
А что в России? Таких «Бобби» великое множество, все они работают «из тени», через резидентов России, находящихся во внутреннем экономическом контуре. Поэтому нет официальной статистики, какая доля рынка рубля на самом деле торгуется по указке зарубежных игроков. Тем не менее, оценочно, такое давление на валюту очень высоко, а значит, что при снижении ключевой ставки (к чему ЦБ уже перешел) интерес таких зарубежных деятелей будет ослабевать, курс рубля ослабеет, экспортеры выдохнут, импортеры затянут пояса потуже, в бюджет финансы потекут с новой силой и заживем (но, увы, курс пойдет вверх, тут абсолютная обратная зависимость).
Кроме того, не стоит забывать и о сезонных привычках курса, во второй половине года он традиционно растет.
Подводим итоги. Низкий курс доллара это плюс для импортеров, для тех, кто привязан к высокотехнологичному оборудованию, которое завозится из-за рубежа (это важные для страны предприятия), а высокий курс нужен экспортерам и бюджету (в бюджет заложен среднегодовой курс 96,5р, по словам Силуанова – укрепление курса на каждый рубль влечет недополучение бюджетом 100 млрд рублей, т.е. (96,5-78)*100=1,85 трлн рублей (почти 5% бюджета). Вероятно, с учетом ключевых факторов, в том числе бюджетной цели по курсу доллара, снижения ставки и сезонных колебаний курса, во второй половине года рубль потянется к заветным 100 рублям, насколько близко он до туда дойдет – вопрос, но я придерживаюсь мнения (абсолютно некомпетентного), что наши рептилоиды из начала статьи, вероятно, не зря едят свой хлеб. В таких условиях не стоит забывать об активах, которые могут вырасти от снижения ставки и от ослабления рубля.
P.S. Скоро на канале появятся подкасты