Тренд «оставь машину, выбери автобус» продвигают по всей стране. Тюмень — не исключение. Наш корреспондент решила на день отказаться от автомобиля и проверить, насколько городской транспорт удобен для пассажиров. Что из этого вышло — рассказываем в репортаже.
На день я решила отказаться от автомобиля и поездить по Тюмени в общественном транспорте. На первый взгляд, по улицам снует много маршруток и автобусов. Но когда пытаешься воспользоваться ими, чтобы доехать из точки А в точку Б, да еще и к определенному времени, понимаешь: с общественным транспортом в Тюмени — беда.
Причина 1. Где ты, остановка? Почему даже понять маршрут — квест
Остановки в центре города в последние годы заменили: стекло, небольшая покатая крыша и совсем узенькая скамейка. На окраинах остановки такие же, но антивандальные — из железной мелкой сетки. Такое чувство, что экономили на материалах очень сильно. Теперь эти остановки не укрывают от жары — практически не дают тени, совсем не защищают от дождя.
Но это полбеды. Если ты турист или командировочный, совершенно непонятно, куда тебе двигаться от остановки, чтобы оказаться в нужном месте. В современных мегаполисах, например, соседнем Екатеринбурге или далеком Воронеже, есть информационные табло, которые указывают все маршруты на местности. На худой конец, в стекло остановки вставляют бумажную схему маршрутов общественного транспорта. Сориентироваться можно легко.
У нас есть только небольшие информационные таблички, где указаны номера автобусов с началом и окончанием движения, а также начальной и конечной точкой маршрута. В отдаленных районах, а я там тоже сегодня побывала, эти таблички превратились в полигон для граффити. Где совершенно ничего не понятно под рисунками.
QR-коды, которые размещены на информаторах, тоже ясности не внесли. Просят указать маршрут начальной и конечной точки маршрута. Что делать тем, кто его не знает? Вопрос открытый.
Причина 2. Водитель — не просто рулевой, а вершитель судеб
Дай Бог, что я ошибаюсь! Но я проехала по семи (!) маршрутам, и только один водитель был внимателен к пассажирам (при этом приехал работать из бывшей союзной республики. Не все приезжие агрессивны). Он не грубил и ждал, когда все займут места, не срываясь с места, как Шумахер.
Довольно неприятные ситуации случились во время поездки дважды: в одном случае, водитель автобуса по маршруту №5, видимо разморенный жарой, а потому слишком раздражительный, отказался везти молодого парня, потому что (внимание!) у него не было сдачи трех рублей с пяти, а везти за 30 рублей он не захотел — себе же в убыток. Парень выбежал, и остался на остановке. Я не успела отреагировать, как дверь захлопнулась.
Во втором случае, только отъехали от Центрального рынка и остановились на первой остановке, буквально двухсекундное открытие двери, и она снова закрывается. Женщина, которая шла на посадку, осталась в растерянности на улице. Прошу водителя остановиться: «Стойте! Там женщина хотела поехать». «Долго хотела!» — был ответ, и автобус продолжил движение. Ну как так?
Самый быстрый транспорт: эпатажный тюменский миллиардер пересел на городской автобус
Причина 3. Один маршрут — пять дублей: зачем?
Многие маршруты повторяют друг друга. Не знаю ситуации, поэтому не спорю, что возможно и нужно в Матмасы отправлять сразу два автобуса 8 и 88 маршрута, а также две маршрутки 5-ю и 31-ю, но пока я полчаса ждала отправления из деревни, вместе со мной стояли восемь (!) транспортных средств и ни одного пассажира. Уже знакомый водитель из союзного государства по имени Тайнар поделился, что это днем народу не много, а утром и вечером пассажиров достаточно. Мне остается только верить ему на слово.
Причина 4. Пробки, светофоры и водители
С Тайнаром, который уже три года по Тюмени водит маршрутку, мы доехали до ТИУ. Разговорились. Он рассказал, что очень напряженное движение в часы пик: с 7 до 9, а также с 17 до 20 часов. Город буквально встает в пробках. И неважно, где ты: на выделенной полосе или на общей проезжей части.
«Машин стало очень много. Не все, наверное, знают правила, потому что не уступают, заезжают на полосу для автобусов», — делится водитель.
При мне, когда шофер выруливал с остановки, посигналил водитель черной «Тойоты», обогнал и завернул на остановку прямо перед автобусом. Что сказать? Свое время сэкономил, заморскую «поповозку» поставил там, где ему удобно, а на остальных, как говорится, «с высокой колокольни».
И вот еще что меня удивило: долгий промежуток ожидания на светофорах, как для водителей, так и для пешеходов. Рекорд обнаружила недалеко от Облбольницы №2 — светофор с временным промежутком в 99 секунд. Если водителям деваться некуда, то пешеходов такая ситуация совершенно не устраивает — бегут на красный свет, не всегда ориентируясь в движении транспорта.
Причина 5. Маршрутка как баня: душно, тесно, неудобно
Большинство снующих по Тюмени маршруток — тесны в проходе. На них много ступенек у передних дверей. При этом водители не очень любят открывать заднюю дверь, где есть удобная площадка для спуска, так как опасаются «зайцев». По моим наблюдениям, для инвалидов или пожилых людей сесть в автобус — это просто какой-то квест.
Ну и общая для всех проблема: отсутствие кондиционеров в общественном транспорте — в жару духота стоит страшная. Открытые окна не спасают совершенно. Сегодня, можно сказать мне повезло, один автобус 43 маршрута оказался с кондиционером. Вот где ехать было приятно.
«Ой, ну это сегодня нормально. А вчера утром сломался кондиционер этот, и в такую жару ездили, что совершенно работать было невозможно», — говорит кондуктор Валентина.
Она рассказывает, что сейчас в автопарке стало много новых автобусов, в том числе с валидаторами, которые сильно упрощают работу кондукторам. Но чтобы полностью заменить старый общественный транспорт на новый, понадобится еще не один год.
«Я уж и на пенсию успею уйти», — шутит кондуктор.
Тревожная кнопка в автобусе: Тюмень хочет навести порядок в общественном транспорте
Финал: нужен ли скоростной метробус?
Судя по социальным сетям градоначальника Максима Афанасьева, в последний раз он уделял пристальное внимание вопросу общественного транспорта (если не считать в мае сообщение о автобусах, где можно производить оплату QR-кодом), зимой, а точнее в феврале. Тогда он поведал, что частные перевозчики обслуживают 45 маршрутов (34% от общего числа городских маршрутов). На замену маленьким автобусам вывели порядка десятка большого класса, но это, на мой взгляд, для растущей Тюмени катастрофически мало! Город отстал в развитии транспортной инфраструктуры.
Как считает известный урбанист, эксперт по транспорту Аркадий Гешман, Тюмень должна не просто менять маленькие автобусы на большие, а заменять их на скоростные. И не в 2030 году, как это заявлялось в планах ранее, а уже сегодня, сейчас.
«Вообще кризисы любого плана делят общества на два типа: одни осознают всю глубину ямы и начинают работу над ошибками, а другие закапываются ещё сильнее. Хочется верить, что в Тюмени пойдут по первому пути, но для этого тот же скоростной автобус нужно запускать уже сегодня, а не когда-то потом», — заявил урбанист в своем телеграм-канале.
Метробус, так называют скоростные автобусы, мог бы получить приоритет на тюменских улицах и светофорах. Такой магистральный транспорт, по мнению специалиста, стал бы быстрым, удобным и убрал неразбериху в сфере перевозок.
Тюменцы просят увеличить время работы общественного транспорта в будние дни
Ранее «Наш город» писал, что общественный транспорт Тюмени не может выбраться из 90-х. Жалоб на маршрутки становится всё больше: переполненность, редкие рейсы, хамство водителей, а подчас и прямая опасность.
Читайте также:
Переполненные автобусы и дорогущее такси: как тюменцы добирались до дома после салюта
В Тюмени изменят схемы движения нескольких автобусных маршрутов
Тюмень сканирует будущее: в городе запускают QR-оплату проезда в автобусах