Найти в Дзене
АиФ – Санкт-Петербург

Со скоростью самолёта. Какой будет магистраль между Петербургом и Москвой?

Оглавление
   Высокоскоростные магистрали – это не роскошь, а необходимость для динамично развивающейся страны.
Высокоскоростные магистрали – это не роскошь, а необходимость для динамично развивающейся страны.

Из Москвы в Петербург со скоростью 400 километров в час. Ещё недавно такие цифры звучали как фантастика, но в 2025 году проект высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между двумя столицами официально вступил в стадию реализации.

Что происходит прямо сейчас, и как скоро мы сможем проехать этот путь быстрее самолёта – в материале spb.aif.ru.

Визитная карточка

Летом 2025 года в России начался новый этап транспортной эволюции. На маршруте Москва – Санкт-Петербург стартовали подготовительные работы по строительству первой в стране высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ). Поезда на ней будут двигаться со скоростью до 400 км/ч. Время в пути сократится почти вдвое: вместо привычных четырёх часов на «Сапсане» пассажиры доберутся из столицы в Петербург за 2 часа 15 минут. А дорога из города на Неве в Великий Новгород будет занимать всего 29 минут.

Официальный старт проекта подтвердило министерство транспорта РФ. На полях Петербургского международного экономического форума сообщалось:

«В середине 2025 года мы приступаем к строительству пилотного участка ВСМ. Это важнейшая часть нацпроекта «Эффективная транспортная система».

Работы начнутся на отрезке Москва – Тверь, где к 2026 году планируется завершить тестовую трассу. Это позволит опробовать отечественный высокоскоростной подвижной состав, полностью созданный в России. По мнению чиновников Минтранса, он должен стать «визитной карточкой» российской инженерной школы.

Рентабельность проекта

На данный момент примерная стоимость проекта оценивается в 2,3 трлн рублей, из которых более 60% предполагается привлечь из внебюджетных источников – через концессии и государственно-частное партнёрство. Часть средств поступит из Фонда национального благосостояния – в 2024 году Минтранс запросил 580,6 млрд рублей под 3% годовых. Остальные инвестиции – от банков и концессионеров.

Рентабельность, по словам чиновников, должна быть достигнута в течение нескольких лет после запуска.

«Проект в целом окупаемый. При нормальной загрузке он может стать прибыльным уже в начале 2030-х годов», – говорят специалисты.

Будущая магистраль будет протяжённостью 679 километров. Около 70% путей ВСМ пустят поверх земляного полотна, рассказал глава компании-проектировщика Алексей Крапивин. Оставшиеся 30% разместят на искусственных сооружениях. Это «сплошные эстакады», отметил Алексей Крапивин. Таким образом, железнодорожникам предстоит построить порядка 180 км искусственных сооружений, которые ранее в России не строились: эстакады будут основываться на коробчатых железобетонных балках, каждая – длиной 32 м и весом более 700 тонн.

«Таких железобетонных балок в стране ещё не производили! Это – совершенно новая технология», – прокомментировал Алексей Крапивин.

Строительство ВСМ даст мультипликативный эффект для экономики Центральной и Северо-Западной России. По оценкам аналитиков, проект способен создать до 300 тысяч рабочих мест на разных этапах реализации. Кроме того, он повысит инвестиционную привлекательность регионов, через которые пройдёт магистраль.

«ВСМ – это не просто транспортный коридор. Это новая ось экономического развития. Ускоренное сообщение между городами приведёт к росту малого и среднего бизнеса, развитию туризма и переосмыслению формата «город-спутник», – считает замгендиректора Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Павел Исаев.

Эксперты отмечают, что ВСМ может стать катализатором формирования единого мегаполиса от Москвы до Санкт-Петербурга, в который могут войти такие города, как Тверь, Великий Новгород, Чудово и др. Это позволит снизить давление на крупнейшие мегаполисы и перераспределить потоки населения и бизнеса.

Сохранить облик города

В Петербурге начались работы по планированию территории под станцию ВСМ. Железнодорожники приступили к разработке проекта планировки для транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Южный» в рамках пятого этапа строительства городского участка ВСМ от Московского вокзала до Обухово-II. ТПУ должен объединить несколько видов транспорта, в том числе метро.

Объект обозначен на схеме ВСМ как единственная пассажирская станция магистрали в городе. Разумеется, помимо терминала на Московском вокзале.

«Архитектурный облик вокзала на Лиговке одобрен Градостроительным советом при правительстве города. Облик ещё одного нового здания, непосредственно связанного с проектом ВСМ, – административного корпуса вестибюля станции «Лиговский проспект-2» – определится по результатам архитектурного конкурса. Его итоги планируем подвести в конце июля текущего года», – рассказал губернатор Петербурга Александр Беглов.

По его словам, в настоящее время идёт подготовка документации для привокзальной площади, где разместятся терминал магистрали и выход из метро. «Мы намерены синхронизировать создание терминала ВСМ со строительством второго вестибюля станции «Лиговский проспект-2». Планируем, что эта станция примет основной пассажиропоток из Москвы. Она будет соединена подземным пешеходным переходом с действующей станцией «Лиговский проспект-1», а также интегрирована с проектируемым вокзалом», – пояснил Беглов.

В бюджете Петербурга на 2025–2027 годы также предусмотрены средства для строительства объектов улично-дорожной сети, обеспечивающих доступность терминала ВСМ. Губернатор пообещал, что они будут сданы одновременно с новой магистралью. Плановая дата ввода в эксплуатацию – 2028 год.

«Проект ВСМ позволит значительно перераспределить транспортную нагрузку в центральной части Петербурга, рядом с Московским вокзалом. Появятся не только новые уникальные архитектурные объекты, интегрированные с историческими зданиями, а ещё и новые элементы улично-дорожной сети», – отметил губернатор.

Вызовы и критика

Несмотря на позитивные ожидания, проект вызывает и немало вопросов. Главным из них остаётся высокая стоимость на фоне других инфраструктурных приоритетов, а также сложность согласования маршрута с учётом охраняемых природных территорий и исторических зон.

Некоторые эксперты опасаются, что новая линия может оттянуть ресурсы от модернизации существующих железных дорог. Также озабоченность вызывает возможное удорожание билетов. По прогнозам, стоимость проезда по ВСМ может составить от 7 до 12 тысяч рублей в одну сторону.

«Высокая скорость – это, безусловно, технологический прорыв. Но необходимо, чтобы он был доступен не только бизнес-классу, но и обычному пассажиру», – комментирует транспортный обозреватель Артём Устинов.

Если проект будет реализован по графику, то первая очередь ВСМ может быть введена в эксплуатацию уже в 2030 году. Правительство рассчитывает, что линия станет пилотной для целой сети ВСМ по России и зарубежью – с будущим продолжением до Минска, Сочи, Казани и даже Владивостока.

В апреле 2025 года президент России Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию подтвердил приоритетность проекта:

«Мы должны шагнуть в будущее. Высокоскоростные магистрали – это не роскошь, а необходимость для динамично развивающейся страны. Россия должна быть связана по-настоящему быстро, надёжно и комфортно».

Кстати

Проект предусматривает:

  • строительство новой выделенной трассы, параллельно действующей Октябрьской железной дороге;
  • 7 остановочных пунктов (в том числе в Твери, Великом Новгороде и других крупных городах);
  • интеграцию с пригородными и региональными линиями;
  • переход на электротягу с нулевыми выбросами.