Найти в Дзене
Глагол38

Николай Аксененко: как бывший начальник станции Нижнеудинск чуть не стал преемником Ельцина

15 марта 2024 года исполнилось 75 лет со дня рождения Николая Емельяновича Аксёненко.

Николай Емельянович Аксененко родился 15 марта 1949 года в Новосибирской области, небольшом селе Новоалександровка Болотнинского района. Семья была большая - Коля был одиннадцатым, последним, ребенком. Отец - железнодорожник, поэтому с профессией все было понятно сразу. мама - домохозяйка.

Когда Николаю исполнилось два года, семья переехала в районный центр Мошково. Он быстро научился читать и писать, поэтому в шесть лет Николая отправили в школу. Учился хорошо, занимался футболом и боксом.

В 1966 году окончил школу и решил поступить в Новосибирский электротехнический институт, но провалил экзамены. Пошел работать на Новосибирский авиационный завод слесарем-сборщиком. Через год поступил в местный железнодорожный институт на инженера путей сообщений.

Студентом вступил в партию, занимался спортом, женился.

В 1972 году окончил институт и получил распределение в Иркутскую область. Сначала дежурный на станции Вихоревка и Нижнеудинск, но карьера быстро пошла.

В 1974 году 25-летний Аксененко - начальник станции Нижнеудинск ВСЖД (верхнее фото тех времен).  Здесь по его инициативе было построено новое двухэтажное здание конторы станции, санитарно-бытовой корпус. После работы играл за нижнеудинскую футбольную команду «Локомотив».

Аксененко был трудоголиком - его рабочий день начинался в 7 утра, а заканчивался ближе к ночи. Совещания Аксененко длились не больше 35 минут, а выходя с них, каждый понимал, что нужно делать и куда идти.

1978-1979 - начальник станции Отрожка Юго-Восточной железной дороги, что в Воронежской области.

С 1979 - заместитель начальника, затем начальник отдела движения Воронежского отделения Юго-Восточной железной дороги.

Затем Аксененко перебросили на Октябрьскую железную дорогу. 1984-1985 - заместитель начальника Мурманского отделения, 1985-1986 - начальник  Ленинград-Финляндского отделения, 1986-1991 - заместитель начальника дороги, 1991-1994 - главный экономист, первый заместитель начальника Октябрьской железной дороги.

С 1994 года - заместитель министра, 1996 - первый заместитель министра, с 15 апреля 1997 года - министр путей сообщения России.

С 19 мая 1999 года - заместитель председателя правительства РФ, хотя еще за несколько дней до назначения премьером Сергея Степашина именно Аксененко рассматривали на этот пост.

-2

На фото из открытых источников: Николай Аксененко и Сергей Степашин.

Ельцин видел в Аксененко потенциального кандидата на пост президента страны, однако против его кандидатуры выступил Анатолий Чубайс. Известна история, что Татьяна Дьяченко звонила Аксененко, когда готовился указ об его назначении, с предложением «открывать шампанское», но тот указ был переписан.

С 16 сентября 1999 года - министр путей сообщения, заместитель председателя правительства РФ в правительстве Владимира Путина, и несколько дней даже исполнял обязанности премьера, когда Путин улетал в Новую Зеландию.

С 31 мая 1999 по 18 января 2000 года - руководитель комиссии правительства РФ по оперативным вопросам.

После отставки Бориса Ельцина покинул пост вице-премьера, остался министром путей сообщения. В 2002 году ушел в отставку из-за открытого дела по превышении должностных полномочий и нецелевом использовании прибыли железнодорожных предприятий. Позднее чиновники рассказывали, что превышения не было, а т.н. нецелевка была связана с благотворительностью.

Поскольку к тому времени Николай Емельянович был серьезно болен, то все дела почти закрылись, и ему разрешили выехать за границу на лечение. Он скончался 20 июля 2005 года от лейкемии в немецкой клинике. В одной из операций донором выступал сын Рустам, родившийся в 1974 году в Нижнеудинске, но это не спасло отца.

В период его работы на всех должностях много сделал для развития железнодорожного транспорта. Аксененко при любой возможности посещал Нижнеудинск, город, где прошло становление его как специалиста-железнодорожника, всегда интересовался тем, как живет и работает нижнеудинская часть этого большого хозяйства.

До конца дней он считал себя сибиряком, и как рассказывал один из высокопоставленных чиновников,  своим сибирским ребячеством он создавал себе врагов на пустом месте. Одной своей фразой «Мне в правительстве до всего есть дело» он настроил против себя половину правительства. Однако большинство уверено, что именно Аксененко заложил фундамент для сегодняшнего РЖД.

-3

На фото из фондов Нижнеудинского музея: Николай Аксененко при осмотре депо станции Нижнеудинск.

Возрастное ограничение: 16+