Найти в Дзене
Андрей Ведяев

МАРИЯ ИЗ ХЕРСОНА

10 июля 1900 года в семье херсонского банкира родилась легендарная советская разведчица Мария Александровна Фортус. Ей не раз приходилось смотреть в глаза смерти и тем не менее оставаться в живых - казалось, сама Фортуна была на её стороне. В 16 лет Мария, увлеченная революционной борьбой, примкнула к партии левых эсеров, выполняя самые рискованные задания, а после Февральской революции под влиянием брата Михаила (партийная кличка Павел Александрович Миф) перешла на сторону большевиков. 30 января 1918 года в Херсоне была установлена Советская власть, и Марии предложили работу в Херсонской ГубЧК. Однако в марте город по договоренности с Центральной Радой оккупировали австро-германские войска. Чекисты спрятали часть документов и ценностей в лесу, а золото и бриллианты было решено отправить в Киев. Маша не раздумывая взялась за выполнение этой крайне опасной миссии. Тяжёлый портфель закрепили ей прямо на животе, выдавая её за беременную. Сопровождал Машу председатель ГубЧК Багненко. Недел

10 июля 1900 года в семье херсонского банкира родилась легендарная советская разведчица Мария Александровна Фортус. Ей не раз приходилось смотреть в глаза смерти и тем не менее оставаться в живых - казалось, сама Фортуна была на её стороне. В 16 лет Мария, увлеченная революционной борьбой, примкнула к партии левых эсеров, выполняя самые рискованные задания, а после Февральской революции под влиянием брата Михаила (партийная кличка Павел Александрович Миф) перешла на сторону большевиков. 30 января 1918 года в Херсоне была установлена Советская власть, и Марии предложили работу в Херсонской ГубЧК. Однако в марте город по договоренности с Центральной Радой оккупировали австро-германские войска. Чекисты спрятали часть документов и ценностей в лесу, а золото и бриллианты было решено отправить в Киев. Маша не раздумывая взялась за выполнение этой крайне опасной миссии. Тяжёлый портфель закрепили ей прямо на животе, выдавая её за беременную. Сопровождал Машу председатель ГубЧК Багненко. Неделю они добирались до Крыма, обходя хутора, а потом ещё четыре дня тряслись в битком набитых вагонах. Но вот, наконец, и Киев. Двое, мужчина и женщина, шатаясь от усталости, медленно бредут через огромный город. У них нет денег, чтобы купить фунт хлеба или нанять извозчика, хотя они буквально валятся с ног под тяжестью золота и бриллиантов. Кабинет председателя Всеукраинской ЧК. Наконец-то избавилась Маша от трижды проклятого портфеля, отодрала его от тела, вывалила на стол груду сокровищ и рухнула, потеряв сознание…

Мария Фортус
Мария Фортус

В ноябре 1918 года после окончания Первой мировой войны немцы и австрийцы оставили Херсон. Однако вскоре сюда стали прибывать оккупационные войска Антанты. В Одессе и Херсоне установилось правление французской военной администрации. Однажды в уютной херсонской кондитерской Мария повстречала смуглого черноглазого моряка, засыпавшего её комплиментами. Рамон Касанельяс Люк, как звали матроса, оказался испанцем, бежавшим от преследований на родине и поступившим на службу на французский корабль. Мария начала активно привлекать его к работе по распространению среди матросов листовок и агитационной литературы. Покидая в апреле 1919 года Херсон, Рамон и не догадывался, что вместе с любимой он оставляет на чужом берегу своего будущего ребенка. Когда сын родился, Мария назвала его в честь отца Рамоном.

Оставив ребенка на руках у матери, Мария по заданию ВЧК летом того же года была направлена в Елисаветград, где Махно приступил к созданию анархической крестьянской республики. Когда Марии срочно понадобились деньги, чтобы спасти товарищей, она заявилась прямо в махновский штаб, представившись учительницей:

— Батька, дай денег на школу, — начала она слёзно. — Дети голодают, писать нечем, учебников нет.

Жена Махно Галина Кузьменко, находившаяся поблизости, сжалилась и уговорила мужа помочь. Денег как раз хватило, чтобы выкупить захваченных бандитами чекистов.

Вскоре для борьбы с махновцами в Харьков была направлена особая группа Московской ЧК по борьбе с бандитизмом во главе с Фёдором Яковлевичем Мартыновым. Перед чекистами была поставлена задача разложения махновщины изнутри, включая нейтрализацию её командиров.

Фёдор Яковлевич Мартынов
Фёдор Яковлевич Мартынов

По заданию группы Мартынова Мария устроилась медсестрой в госпиталь, где лечились раненые махновцы, а потом вместе с ними проникла в банду. Однако кто-то из ближайшего окружения Махно узнал в ней учительницу, которая приходила просить деньги на школу. Долго разбираться не стали. 23 ноября 1919 года Марию в числе других вывели в поле, прозвучал залп... Невероятно, но факт: жизнь ей спасла медная пуговица. Пуля, выпущенная из обреза, срикошетила от неё и застряла возле сердца.

После выздоровления Мария вернулась на службу, теперь уже в Одесскую ГубЧК. «Было у нас подозрение, что один из работников ЧК, бывший царский штабс-капитан, поддерживает контакт с белым подпольем, — рассказывает она. — Подозрение есть, а доказательств нет. Я пробралась тайком в его квартиру и спряталась за огромным диваном с высокой деревянной спинкой, который стоял в углу комнаты». Почувствовав неладное, «Мурин рывком отодвинул диван. Женщина поднялась с колен, вскинула руку с оружием. Но враг выстрелил первый. Потом ещё раз. Одна из пуль навылет пробила грудь Маши».

Но и на этот раз она выжила. Правда, по требованию врачей, от оперативной работы её отстранили. Марию откомандировали в Москву в Коммунистический университет трудящихся Востока. И вот здесь состоялась встреча, о которой она мечтала все эти годы. Оказалось, что Рамон, отец её сына, стал политэмигрантом и работал в Исполкоме Коминтерна. В 1929 году его направляют в Испанию. На связь к нему по линии нелегальной разведки ОГПУ выезжает Мария под именем Хулия Хименес Кардена. В октябре 1933 года в стране начинаются всеобщие выборы, и Рамона выдвигают кандидатом в депутаты от коммунистов. Однако незадолго до выборов, 24 октября, он погибает в автомобильной катастрофе, управляя мотоциклом. Скорее всего, авария была подстроена фашистами. Проститься с известным политиком пришли тысячи испанцев. Марии пришлось несколько раз становиться в общую очередь, чтобы пройти мимо гроба любимого - её уже выслеживала полиция.

В 1936 году, когда в Испании вспыхнула Гражданская война, на смену отцу пришёл его сын - Рамон к тому времени уже стал лётчиком. А его мать под именем Хулия Хименес Кардена была прикомандирована в качестве переводчика к военному советнику при штабе республиканской армии генералу Петровичу. Им оказался Кирилл Афанасьевич Мерецков, будущий Маршал Советского Союза. В дальнейшем Мария лично участвовала в разработке и проведении ряда разведывательно-диверсионных операций, таких как уничтожение базы бомбардировщиков в городе Леоне, за что была награждена орденами Ленина и Красного Знамени.

Мария Александровна Фортус
Мария Александровна Фортус

Вернувшись в Москву, она сразу же обратилась в отдел, который занимался отправкой добровольцев в Испанию.

— Ваш сын месяц назад был сбит в районе Сарагосы над вражескими позициями. Примите мои соболезнования, — сказал полковник.

Едва оправившись от очередного удара судьбы, Мария Фортус была зачислена в Военную академию им. М.В. Фрунзе, которую она в числе немногих женщин с отличием окончила в 1941 году, получив звание капитана. При этом с сентября 1940 года она работала старшим референтом 3-го отделения Информационного отдела Разведывательного управления Генштаба.

После вероломного нападения Германии на Советский Союз Мария Фортус была направлена начальником штаба в формирующийся женский ночной бомбардировочный полк, впоследствии известный как «Ночные ведьмы». Но уже в начале 1942 года понадобился её опыт и навыки разведчицы - она была зачислена в отряд специального назначения «Победители» ОМСБОН НКВД СССР, которым командовал Дмитрий Николаевич Медведев. Отряду предстояло действовать в тылу врага на оккупированной немцами территории Западной Украины. Выполняя обязанности заместителя командира отряда по разведке, Мария Александровна Фортус участвовала в планировании боевых операций вместе со знаменитым разведчиком Николаем Ивановичем Кузнецовым, и после тяжелого ранения была вывезена на Большую землю.

Новым местом назначения для неё стал разведотдел штаба 3-го Украинского фронта. В её обязанности входила подготовка разведывательных групп, которые забрасывались в тыл врага. Однажды, когда нужно было срочно выяснить характер укреплений противника между реками Прут и Серет на румынской территории, а группа с задания не вернулась, Мария настояла на том, что в этот раз она полетит сама. С заданием она успешно справилась, за что впоследствии была награждена вторым орденом Красного Знамени.

А ещё один орден Ленина Мария Фортус получила за успешно проведенные операции на территории Венгрии. В 65 км от Будапешта расположен старинный город Секешфехервар, в переводе с венгерского «Престольный белый град», по-латински «Альба Регия», резиденция венгерских королей. Красная Армия освободила его от нацистов в декабре 1944 года, однако вскоре была вынуждена отступить. Перед отступлением Мария Фортус получает задание срочно подготовить в городе надёжные позиции, чтобы оставить в нём разведчика с рацией. Им стала Лидия Мартищенко, которую под видом помощницы укрыл венгерский врач Карой Хорнянски, завербованный Марией. Находясь в окружении немецких офицеров, они каждую секунду рисковали жизнью, чтобы передать в Центр важную информацию, о чём повествует фильм «Альба Регия» (1961). В результате, как напоминает городской портал, «войска 21-го советского гвардейского стрелкового корпуса, наступая с северо-северо-востока, вошли в Секешфехервар. На улицах шли ожесточенные бои с оставшимися войсками 5-й танковой дивизии СС ”Викинг”, которые шаг за шагом отступали в юго-западную часть города». В 1970 году Мария Александровна Фортус стала почётным гражданином этого города.

Мария Александровна Фортус
Мария Александровна Фортус

А вот дерзкую операцию в Будапеште она выполнила лично. Когда начались бои на окраинах города, на советскую сторону перешёл венгерский капитан Ласло. Он сообщил, что в подвалах Будайской крепости находятся ценные документы. Под покровом ночи Мария, Ласло и переводчик Шандор в форме немецких военных врачей пробрались в крепость. Мария и Ласло спустились в подземелье, а Шандор остался снаружи. Едва они пробились к документам, разобрав завалы, как начался авианалет. От мощных взрывов выход наглухо завалило. Стала ощущаться нехватка воздуха, к тому же село питание фонарей. Так прошли целые сутки... «Пожалуй, здесь для нас война и закончится», — подумала Мария. Неожиданно они услышали стук и голоса. Это Шандор рискнул и попросил немецких солдат освободить двух засыпанных в подвале врачей. К счастью, в грохоте уличных боев никто не стал интересоваться их личностью…

После войны Мария Александровна Фортус проходила службу в составе Центральной группы войск в Вене, где участвовала в поисках подземных заводов ФАУ-2, а затем в Москве, в центральном аппарате ГРУ, и вышла в отставку в июле 1955 года в звании подполковника, после чего работала в Институте конкретных социальных исследований АН СССР, где защитила кандидатскую диссертацию, принимала участие в международных форумах по проблемам социологии и философии. Она прожила удивительную жизнь, не укладывающуюся в привычная рамки даже с поправкой на героическое поколение борцов против фашизма, и ей было о чём поделиться с людьми.

Мария Александровна Фортус
Мария Александровна Фортус

Все, кто знал Марию Александровну, отмечали её чистоту и безграничную веру. А ведь как трудно порой сохранить свою душу в тех жутких обстоятельствах, когда смерть всё время рядом с тобой. Так давайте будем благодарны за это Марии из Херсона и скажем ей «Салют, Мария!»