Найти в Дзене
Девушка с глобусом 🌍

Третьяковская галерея: оказывается, картины - это не скучно

Здесь знатные особы соседствуют с оборванцами, боги с демонами, а ты смотришь на все это дело и думаешь: почему от одних картин не хочется уходить, а от других хочется бежать как черт от ладана? Звание одного из главных национальных музеев страны по праву принадлежит Третьяковской картинной галерее. В 65 залах собрана богатейшая коллекция полотен русских живописцев. Если быть точной - свыше 1300 экспонатов. Не мудрено, что после посещения у меня еще долго фейерверки перед глазами взрывались. Вообще, Оленька далека от искусства как лысый от расчески. Но похоже уже достигла такого возраста, когда понимаешь, что большая часть жизни в своем уме уже позади. А столько всего мною непознанного осталось в мире. Вот и стараюсь сейчас наверстывать. На опере и балете уже в этом году была, настала очередь живописи. Вообще, постоянная экспозиция галереи размещается в нескольких зданиях. Мы пошли в так называемое "историческое" по адресу Лаврушинский переулок, 10. Входной билет для взрослого стоил 7
Оглавление

Здесь знатные особы соседствуют с оборванцами, боги с демонами, а ты смотришь на все это дело и думаешь: почему от одних картин не хочется уходить, а от других хочется бежать как черт от ладана?

Звание одного из главных национальных музеев страны по праву принадлежит Третьяковской картинной галерее. В 65 залах собрана богатейшая коллекция полотен русских живописцев. Если быть точной - свыше 1300 экспонатов. Не мудрено, что после посещения у меня еще долго фейерверки перед глазами взрывались.

здание Третьяковской картинной галереи
здание Третьяковской картинной галереи

Вообще, Оленька далека от искусства как лысый от расчески. Но похоже уже достигла такого возраста, когда понимаешь, что большая часть жизни в своем уме уже позади. А столько всего мною непознанного осталось в мире. Вот и стараюсь сейчас наверстывать. На опере и балете уже в этом году была, настала очередь живописи.

Здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке

Вообще, постоянная экспозиция галереи размещается в нескольких зданиях. Мы пошли в так называемое "историческое" по адресу Лаврушинский переулок, 10. Входной билет для взрослого стоил 700 рублей (июль 2025 г.). Охранник на входе в залы не пустил с большим спортивным рюкзаком и бутылкой воды - пришлось оставить в гардеробе.

Некоторые залы посвящены только одному художнику, а некоторые делят сразу два или три живописца. Какие-то картины знакомы из школьных учебников - "Грачи прилетели", "Княжна Тараканова", "Боярыня Морозова", "Девочка с персиками". Есть картины-малютки, а есть полотна-гиганты. Например, произведение "Явление Христа народу" поражает своим масштабом: размер составляет 540 на 750 см.

"Явление Христа народу"
"Явление Христа народу"

Нравится-не нравится

Именно так Оленька оценивала увиденное. Я не понимаю художественного замысла, особенно когда изображена какая-то мазня, как будто мастера вырвало на холст. Я не разбираюсь в художественных приемах, аллегориях или символизме. Я могу только определить - запало мне в душу или нет.

И было таки несколько картин, которые точно не оставили меня равнодушной.

На первой изображена девушка в серебристом платье. Здесь меня привлекло, как автор искусно передал эффект атласной ткани. Нет ощущения, что наряд нарисован, а есть чувство, что это настоящая ткань. Я крутилась вокруг картины и так и эдак, подходила то ближе, то дальше и все равно не могла поверить своим глазам, что платье нарисовано.

как настоящее
как настоящее

На второй картине снова был женский образ. Красивая девушка в сиреневом платье. Трудно описать, почему я обратила на нее внимание. Наверно потому, что до этого портреты женщин были сплошь некрасивыми. Мы прошли уже несколько залов с изображениями мужчин и женщин, как знатных особ, так и простолюдинов, и все они были похожи друг на друга. Круглолицые, бледные, пышногрудые, с высокими прическами по моде соответствующей времени. Различалась только одежда.

А как виртуозно художник изобразил кружево на зонтике.
А как виртуозно художник изобразил кружево на зонтике.

Ну и еще один женский облик, на этот раз сказочный. Царевна-лебедь кисти Михаила Врубеля. Образ, знакомый нам с детства. Добрый, светлый, грациозный. Легкий. Все это автор умеючи передал в своей картине.

Царевна-Лебедь
Царевна-Лебедь

Закончили с портретами, перейдем к пейзажам. Опытным путем я выяснила, что мне нравится именно это направление. Еще после посещения музея Фаберже, я "заболела" Айвазовским. И в Третьяковке моя любовь только окрепла.

картина И. Айвазовского "Черное море"
картина И. Айвазовского "Черное море"

Известно, что художник был маренистом. Может быть потому что я тоже люблю море, а может потому, что живописец действительно обладал недюжим талантом, но его картины мне особенно заходят.

Все мы любим всматриваться в морскую гладь. Я могу делать это бесконечно долго. Но то живое море, которое "дышит" у твоих ног. Но такой же эффект у меня был и при взгляде на картину "Черное море". Вроде оно не колышется, но волны так прорисованы, что я залипла на них на некоторое время.

Второе почетное место в моем личном рейтинге занимает Шишкин с его пейзажами. О "Мишках в сосновом бору" даже говорить не буду - это классика на все времена. А вот "Рожь" вызвала ностальгические чувства. От полотна веет любовью и преданностью к родной земле. Какая же красивая у нас страна!

"Рожь"
"Рожь"

Ну а следующая картина погрузила меня в мрачные мысли. Василий Перов и его "Тройка". На полотне преобладают темные тона, что придает ей некую трагичность. Трое маленьких детей тянут тяжелую бочку с водой. В их лицах я увидела всю скорбь мира. И вот вроде это картина, но сердце прямо сжалось от жалости. В ней я увидела все тяготы того времени.

"Тройка"
"Тройка"

Зачем художники ЭТО рисуют?

Некоторые художники были мной непоняты совсем. Например, тот же Врубель, из-под кисти которого вышла Царевна-Лебедь. Остальные картины были мягко говоря, своеобразными.

"Демон" Врубеля
"Демон" Врубеля

Сюжет полотна вдохновлён поэмой М. Ю. Лермонтова «Демон». Печальный образ юноши символизирует силу человеческого духа и внутреннюю борьбу. Здесь я честно стырила описание из Интернета. Потому что сама я ни дыры не поняла. Для меня понятно, когда тарелка - это тарелка, когда гора - это гора. А когда на картине рядом с Демоном куча неизвестно чего - непонятно...Как из этой, простите помойки, я должна понять про "силу человеческого духа"?

Перед некоторыми экспонатами я замирала в недоумении и думала - зачем мастер это нарисовал? Где он увидел этих разухабистых баб в красных сарафанах. Которых я даже не сразу приметила. С первого, да и второго взгляда, я увидела лишь красную мазню. И только приглядевшись - поняла, что это танцующие женщины.

Если очень сильно приглядеться, можно увидеть женщин в карсных платьях
Если очень сильно приглядеться, можно увидеть женщин в карсных платьях

Еще одна картина, которую я не смогла оценить. Ни смысла ни красоты для себя я здесь не увидела🤷‍♀️

Но тоже искусство, куда деваться
Но тоже искусство, куда деваться

Тем не менее, раз все эти полотна находятся в галерее, значит они имеют культурную ценность для страны, формируют ее историю. Если художник смог вызвать во мне неоднозначные эмоции - значит посещение уже не прошло зря. Думаю, что каждый зритель найдет здесь что-то для себя. Ну на крайний случай - блеснете потом при разговоре где-то в высшем обществе.

А как ваше отношение к живописи? Уже определились с любимым художником?