Здесь знатные особы соседствуют с оборванцами, боги с демонами, а ты смотришь на все это дело и думаешь: почему от одних картин не хочется уходить, а от других хочется бежать как черт от ладана?
Звание одного из главных национальных музеев страны по праву принадлежит Третьяковской картинной галерее. В 65 залах собрана богатейшая коллекция полотен русских живописцев. Если быть точной - свыше 1300 экспонатов. Не мудрено, что после посещения у меня еще долго фейерверки перед глазами взрывались.
Вообще, Оленька далека от искусства как лысый от расчески. Но похоже уже достигла такого возраста, когда понимаешь, что большая часть жизни в своем уме уже позади. А столько всего мною непознанного осталось в мире. Вот и стараюсь сейчас наверстывать. На опере и балете уже в этом году была, настала очередь живописи.
Здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке
Вообще, постоянная экспозиция галереи размещается в нескольких зданиях. Мы пошли в так называемое "историческое" по адресу Лаврушинский переулок, 10. Входной билет для взрослого стоил 700 рублей (июль 2025 г.). Охранник на входе в залы не пустил с большим спортивным рюкзаком и бутылкой воды - пришлось оставить в гардеробе.
Некоторые залы посвящены только одному художнику, а некоторые делят сразу два или три живописца. Какие-то картины знакомы из школьных учебников - "Грачи прилетели", "Княжна Тараканова", "Боярыня Морозова", "Девочка с персиками". Есть картины-малютки, а есть полотна-гиганты. Например, произведение "Явление Христа народу" поражает своим масштабом: размер составляет 540 на 750 см.
Нравится-не нравится
Именно так Оленька оценивала увиденное. Я не понимаю художественного замысла, особенно когда изображена какая-то мазня, как будто мастера вырвало на холст. Я не разбираюсь в художественных приемах, аллегориях или символизме. Я могу только определить - запало мне в душу или нет.
И было таки несколько картин, которые точно не оставили меня равнодушной.
На первой изображена девушка в серебристом платье. Здесь меня привлекло, как автор искусно передал эффект атласной ткани. Нет ощущения, что наряд нарисован, а есть чувство, что это настоящая ткань. Я крутилась вокруг картины и так и эдак, подходила то ближе, то дальше и все равно не могла поверить своим глазам, что платье нарисовано.
На второй картине снова был женский образ. Красивая девушка в сиреневом платье. Трудно описать, почему я обратила на нее внимание. Наверно потому, что до этого портреты женщин были сплошь некрасивыми. Мы прошли уже несколько залов с изображениями мужчин и женщин, как знатных особ, так и простолюдинов, и все они были похожи друг на друга. Круглолицые, бледные, пышногрудые, с высокими прическами по моде соответствующей времени. Различалась только одежда.
Ну и еще один женский облик, на этот раз сказочный. Царевна-лебедь кисти Михаила Врубеля. Образ, знакомый нам с детства. Добрый, светлый, грациозный. Легкий. Все это автор умеючи передал в своей картине.
Закончили с портретами, перейдем к пейзажам. Опытным путем я выяснила, что мне нравится именно это направление. Еще после посещения музея Фаберже, я "заболела" Айвазовским. И в Третьяковке моя любовь только окрепла.
Известно, что художник был маренистом. Может быть потому что я тоже люблю море, а может потому, что живописец действительно обладал недюжим талантом, но его картины мне особенно заходят.
Все мы любим всматриваться в морскую гладь. Я могу делать это бесконечно долго. Но то живое море, которое "дышит" у твоих ног. Но такой же эффект у меня был и при взгляде на картину "Черное море". Вроде оно не колышется, но волны так прорисованы, что я залипла на них на некоторое время.
Второе почетное место в моем личном рейтинге занимает Шишкин с его пейзажами. О "Мишках в сосновом бору" даже говорить не буду - это классика на все времена. А вот "Рожь" вызвала ностальгические чувства. От полотна веет любовью и преданностью к родной земле. Какая же красивая у нас страна!
Ну а следующая картина погрузила меня в мрачные мысли. Василий Перов и его "Тройка". На полотне преобладают темные тона, что придает ей некую трагичность. Трое маленьких детей тянут тяжелую бочку с водой. В их лицах я увидела всю скорбь мира. И вот вроде это картина, но сердце прямо сжалось от жалости. В ней я увидела все тяготы того времени.
Зачем художники ЭТО рисуют?
Некоторые художники были мной непоняты совсем. Например, тот же Врубель, из-под кисти которого вышла Царевна-Лебедь. Остальные картины были мягко говоря, своеобразными.
Сюжет полотна вдохновлён поэмой М. Ю. Лермонтова «Демон». Печальный образ юноши символизирует силу человеческого духа и внутреннюю борьбу. Здесь я честно стырила описание из Интернета. Потому что сама я ни дыры не поняла. Для меня понятно, когда тарелка - это тарелка, когда гора - это гора. А когда на картине рядом с Демоном куча неизвестно чего - непонятно...Как из этой, простите помойки, я должна понять про "силу человеческого духа"?
Перед некоторыми экспонатами я замирала в недоумении и думала - зачем мастер это нарисовал? Где он увидел этих разухабистых баб в красных сарафанах. Которых я даже не сразу приметила. С первого, да и второго взгляда, я увидела лишь красную мазню. И только приглядевшись - поняла, что это танцующие женщины.
Еще одна картина, которую я не смогла оценить. Ни смысла ни красоты для себя я здесь не увидела🤷♀️
Тем не менее, раз все эти полотна находятся в галерее, значит они имеют культурную ценность для страны, формируют ее историю. Если художник смог вызвать во мне неоднозначные эмоции - значит посещение уже не прошло зря. Думаю, что каждый зритель найдет здесь что-то для себя. Ну на крайний случай - блеснете потом при разговоре где-то в высшем обществе.
А как ваше отношение к живописи? Уже определились с любимым художником?