Ах, СССР. Страна, где компьютеры были редки, телевизоры — пузаты, а геймеры — беспощадно изобретательны. Потому что если уж у тебя и был доступ к игре, ты её не качал, не покупал, не пиратил — ты её доставал...буквально выкапывая из-под земли. По знакомству, с "тех кружка", с гуманитарной помощи, с дальнего дяди, работающего на складе "Оргтехники".
И вот ты, потный от предвкушения и сладкого компота, сидишь на табуретке перед черно-белым "Юнором", и в него воткнута большая зелёная плата, из которой торчит кривая кнопка "Reset". Это не "Нинтенда". Это не Сеговский мега драйв. Это «Ну, погоди!» на жидкокристаллическом экране, где Волк ловит яйца — и это воспринималось фантастичнее и невороятней любой современной vr гарнитуры.
🕹 Первые «консоли»: электроника, запотевшее окно и запах шерстяных носков
Советский ретрогейминг не был геймингом в привычном смысле. Это был обряд инициации, сквозь который ты входил в особое братство пацанов с плоскими пальцами и крепкой психикой. У кого-то был «Микроша», у кого-то — «БК-0010», но чаще всего — ничего не было. Только мечта.
А у счастливчиков — да, да! — была "Электроника ИМ-02". Она же "Ну, погоди!". Там всё было как в жизни: пока Волк ловит яйца — ты герой. Проморгал одно — тебя осудит не только экран, но и брат, и сосед, и мама, которая сказала «Хватит уже играть, иди за молоком».
Но всё равно, играешь. Потому что этот экран — портал в другое измерение, где ты не пионер из Пскова, а ловец яиц с мировым именем.
---
💻 Компьютеры? Да не смешите мои сандали!
Настоящие динозавры ретрогейминга помнят ещё и «Специалист», и «Корвет», и даже «Агат». Это были такие машины, на которых запускалась… табличка "Готов" и тишина. Чтобы она заговорила, нужно было ввести код вручную из журнала «Юный техник». По сути, ты не играл, ты сотворял игру, как Прометей — только вместо огня у тебя был BASIC и вечно сбившийся кассетник.
Да, игры загружались с аудиокассет, и если ты случайно вдохнёшь не в такт, всё — пиши пропало. Снова перематывай плёнку и молись на магнитофон «Весна».
---
🎮 «Денди» пришла — новую реальность принесла
А потом... потом случилась она.
Тайваньская волчица под маской японской принцессы — Денди. В СССР она ворвалась, как Рэмбо на военную базу. Стреляла пикселями, запускалась с жёлтого картриджа на 9999 в 1 (где реально — три игры и 9996 их клонов), и, главное — не глючила. Почти.
Впервые в жизни ты мог быть не просто ловцом яиц, а ещё и трипующим итальянским водопроводчиком, прыгающим по грибам, причём грибы, представляли куда больший интерес, чем опостылевшие волчьи яйца. Ты мог управлять черепахой-ниндзя, гонять на танке и орать на друга, который нажал "Start" и слил тебе все жизни. Конфликты из-за Денди рушили семьи, объединяли подъезды и пополняли психиатрические диспансеры с завидным постоянством.
---
❤️ Было ли это настоящим геймингом?
Да кому это вообще нужно знать? Мы не играли в игры — мы ими жили.
Мы засовывали картриджи в консоли так, будто запускали космический шаттл в космическое турне. Мы дышали на контакты, дули в разъёмы, клали картридж в морозилку, в целях живительной реанимации почившего гримуара 999 в 1... И когда Марио-таки начинал бежать — это была вуду-магия.
Никакие DLC, RTX, SSD и «купите боевой пропуск» не заменят ощущения, когда ты встаёшь пораньше в субботу, берёшь кусок хлеба с маслом и садишься играть в «Battle City» с братом. Потому что у вас две жизни на двоих. И если один, почил подобно картриджу, дуть на контакты ему, желания не было, а вот встряхнуть старым дедовским методом — это да.
---
🎬 Вместо послесловия
Сейчас всё это смотрится... наивно? Возможно. Но тёплое не обязательно должно быть умным. Главное — искренность. А тогда, в те самые ламповые годы, вся эта примитивная пиксельная жуть, благодаря разбушевавшейся наивной фантазии, чётко приобретала черты светлого и технологичного будующего
И, знаете, иногда хочется снова поймать то яйцо...и те грибы. Не потому что, это было банальной задачей игры. А потому что — в том яйце было детство...
Ставьте лайки, пишите комментарии и подписывайтесь на канал...ну или как хотите)