Найти в Дзене
Точка зрения

Царь из ниоткуда: Почему нет записей о рождении Петра I

Ни одной записи, ни одного свидетельства, ни одного манифеста. Даже место рождения Петра I вызывает споры. Почему официальный наследник российского престола — словно возник из пустоты? Кажется невероятным, но на одного из самых известных правителей России — Петра Великого — не сохранилось ни одного официального документа о его рождении. Нет манифеста, нет торжественного указа, нет записей в дневниках приближённых. Нет... ничего. В XVII веке даже рождение деревенского ребёнка фиксировалось в церковных метрических книгах. А вот о появлении на свет будущего императора — молчание. Ни времени, ни точного места, ни очевидцев. Туман. Историк М. М. Богословский, изучавший ранние годы Петра, с удивлением писал: О месте его рождения, не обозначенном точно в официальных известиях, существовали разные предания... О времени, точнее, о часе рождения Петра также есть разногласие. Предания — не источники. Историки перебирают версии, а в архивах — пустота. Один говорит, что Пётр родился в Теремном двор
Оглавление

Ни одной записи, ни одного свидетельства, ни одного манифеста. Даже место рождения Петра I вызывает споры. Почему официальный наследник российского престола — словно возник из пустоты?

Автор: В, Панченко
Автор: В, Панченко

Рождение, которого не было?

Кажется невероятным, но на одного из самых известных правителей России — Петра Великого — не сохранилось ни одного официального документа о его рождении. Нет манифеста, нет торжественного указа, нет записей в дневниках приближённых. Нет... ничего.

В XVII веке даже рождение деревенского ребёнка фиксировалось в церковных метрических книгах. А вот о появлении на свет будущего императора — молчание. Ни времени, ни точного места, ни очевидцев. Туман.

Свидетельства без даты

Историк М. М. Богословский, изучавший ранние годы Петра, с удивлением писал:

О месте его рождения, не обозначенном точно в официальных известиях, существовали разные предания... О времени, точнее, о часе рождения Петра также есть разногласие.

Предания — не источники. Историки перебирают версии, а в архивах — пустота. Один говорит, что Пётр родился в Теремном дворце, другой — в Преображенском. Некоторые утверждают, что вообще не в Москве.

Но как можно, чтобы появление царевича, пусть и младшего сына, не вызвало даже дежурного церковного молебна или манифеста?

Царевич из ниоткуда

Мистики говорят: если нет следов рождения, возможно, их и не должно быть. Пётр мог быть «подменён», «усыновлён» или даже — тайно привезён в Россию. Конечно, официальные историки считают это домыслами. Но чем объяснить столь скандальное отсутствие источников?

Автор: В. Панченко
Автор: В. Панченко

Пока другие царевичи упоминаются в переписке, молебнах, летописях, вокруг Петра — глухой мрак. Тишина настолько звенящая, что больше напоминает тщательно замаскированную дыру в ткани времени.

Совпадения или фальсификация?

Пётр резко выделялся на фоне других Романовых: внешностью, манерами, даже языком тела. Его рост, бешеная энергия, странные привычки... Современники шептались — «не от нашего роду». Один французский посол вообще называл его «русским в обличье иноземца».

Это уже похоже на сюжет тёмной легенды. Призрак чужака на престоле, как в античном театре — герой, который приходит не по крови, а по чьей-то воле. Или по воле судьбы?

Автор: В. Панченко
Автор: В. Панченко

Что же скрыли летописцы?

Тот факт, что метрические книги, церковные записи и даже летописи тех лет не содержат ни слова о его рождении — говорит либо о величайшей небрежности (что невозможно в масштабах двора), либо о намеренном сокрытии. А если скрыли, то зачем?

Была ли угроза? Или сам факт рождения не соответствовал нормам легитимности? А может быть, в критический момент Романовым просто нужен был мальчик, и они нашли его?

Заключение:

История — не всегда наука. Иногда это лабиринт теней, где за гладкой картой скрываются провалы. Рождение Петра Великого — не событие, а черная дыра в пространстве летописей. Может быть, это случайность. А может — тщательно охраняемый секрет, который должен был остаться забытым.

Но тьма любит говорить шепотом — и мы её слышим.

-4