Найти в Дзене

Давид: четыре взгляда на героя

Здравствуйте, дорогие друзья! Давайте поговорим о статуях Давида, созданных четырьмя великими гениями, о четырех уникальных интерпретациях одного и того же героя, воплощённых в камне и бронзе. Речь пойдет о работах Донателло, Верроккьо, Микеланджело и Бернини. Каждый из них видел в Давиде что-то особенное, что-то такое, что можно было выразить через искусство. Давид — второй царь Израиля, библейский герой, пастушок, талантливый музыкант и богобоязненный поэт. Он написал множество псалмов, вошедших в Псалтирь, его музыка успокаивала царя Саула, когда тот страдал от душевных мук. Но больше всего он прославился победой над филистимским великаном Голиафом. Однажды филистимляне собрали свои войска, чтобы выступить против израильтян. Последние под предводительством Саула приготовились к войне и расположились на горе напротив филистимлянских войск. Старшие братья Давида тоже были там. Отец отправил его отнести им хлеб и справиться о здоровье. Когда Давид пришёл к братьям, он увидел филистимля
Оглавление

Здравствуйте, дорогие друзья! Давайте поговорим о статуях Давида, созданных четырьмя великими гениями, о четырех уникальных интерпретациях одного и того же героя, воплощённых в камне и бронзе. Речь пойдет о работах Донателло, Верроккьо, Микеланджело и Бернини. Каждый из них видел в Давиде что-то особенное, что-то такое, что можно было выразить через искусство.

Но кто такой Давид?

Давид — второй царь Израиля, библейский герой, пастушок, талантливый музыкант и богобоязненный поэт. Он написал множество псалмов, вошедших в Псалтирь, его музыка успокаивала царя Саула, когда тот страдал от душевных мук. Но больше всего он прославился победой над филистимским великаном Голиафом.

Православная икона «Царь и пророк Давид», первая треть XVII века. Авторство: http://www.obraz.org/. Из иконостаса церкви Чудо в Хонех Чудова монастыря Московского Кремля. http://www.obraz.org/, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=51658711
Православная икона «Царь и пророк Давид», первая треть XVII века. Авторство: http://www.obraz.org/. Из иконостаса церкви Чудо в Хонех Чудова монастыря Московского Кремля. http://www.obraz.org/, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=51658711

Однажды филистимляне собрали свои войска, чтобы выступить против израильтян. Последние под предводительством Саула приготовились к войне и расположились на горе напротив филистимлянских войск. Старшие братья Давида тоже были там. Отец отправил его отнести им хлеб и справиться о здоровье. Когда Давид пришёл к братьям, он увидел филистимлянина огромного роста по имени Голиаф в доспехах и шлеме, с огромным копьём и щитом. Великан насмехался над израильтянами, вызывая их на поединок. Все ужасались при одном его виде. Давид попросил у Саула разрешения сразиться с Голиафом. Тот разрешил. Юноша отказался от доспехов, взял свой посох, положил пять камней в пастушью сумку и выступил против исполина. Тот засмеялся: «Разве я собака? Зачем ты идешь на меня с палкой?» На что Давид ответил: «Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которых ты поношишь». Он достал камень и с помощью пращи метнул его в лоб Голиафу. Тот упал. Филистимляне разбежались.

А теперь представьте себе эту сцену, застывшую в бронзе и мраморе. Именно эту историю, этот триумф, эти эмоции по-разному, но гениально попытались воплотить четыре великих мастера. И сегодня мы рассмотрим их интерпретации повнимательней.

Донателло

Итак, Давид победил Голиафа. Юный пастушок, ведомый верой, одолел великана. И этот триумф стал символом силы, смелости и надежды. Именно эти качества вдохновили Донателло, одного из величайших мастеров раннего Возрождения, на создание своего Давида.

Точная дата создания скульптуры остаётся загадкой. Большинство исследователей склоняются к периоду между 1430 и 1440 годами, хотя не исключают и более позднюю датировку. Известно, что к 1469 году, когда Лоренцо Великолепный женился на Клариче Орсини, статуя уже находилась во внутреннем дворике Палаццо Медичи и стала частью их коллекции. Донателло является создателем двух скульптур, посвященных Давиду: бронзовой и мраморной. В данном исследовании нас интересует именно бронзовая.

Донателло. Давид. Между 1430 и 1440. Бронза. Высота 1,58 м. Национальный музей Барджелло, Флоренция. Авторство: original file by Patrick A. Rodgers. File:Florence - David by Donatello.jpg, CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=8967887
Донателло. Давид. Между 1430 и 1440. Бронза. Высота 1,58 м. Национальный музей Барджелло, Флоренция. Авторство: original file by Patrick A. Rodgers. File:Florence - David by Donatello.jpg, CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=8967887

И вот перед нами бронзовый Давид Донателло. Высота — около полутора метров, что вполне соответствует росту пятнадцатилетнего пастушка. Но главное — он обнажен! После античности это первая известная обнажённая натура в скульптуре. Неслыханная дерзость, не так ли? Но Донателло не просто изобразил Давида обнажённым, он изобразил его безоружным. Ведь юноша сам отказался от доспехов, доверившись лишь своей вере и ловкости.

Задумайтесь: после долгих веков средневековой скованности и религиозного аскетизма Донателло возвращает миру красоту человеческого тела. Его Давид — это гимн молодости, силе и свободе.

Авторство: Сведения об авторе отсутствуют или не читаются программно. Предположительно Lee M (основываясь на заявлении об авторском праве).. Не предоставлен машиночитаемый источник. Предположительно собственная работа (на основании заявления об авторских правах), CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=97286
Авторство: Сведения об авторе отсутствуют или не читаются программно. Предположительно Lee M (основываясь на заявлении об авторском праве).. Не предоставлен машиночитаемый источник. Предположительно собственная работа (на основании заявления об авторских правах), CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=97286

Образ героя, убившего великана, в эпоху Возрождения прочно закрепился как символ свободы. Убив Голиафа, Давид освободил свой народ от угнетения. И эта идея свободы была особенно важна для Флоренции, которая боролась за свою независимость.

Но давайте присмотримся к деталям. Нога Давида стоит на отрубленной голове Голиафа. Кажется, будто юный герой катает эту голову, как мяч! В его позе есть что-то жеманное, даже немного развратное. Шляпа, сапоги... совершенно не сочетаются с обнажённым телом.

В руке Давид держит меч Голиафа, которым великан был обезглавлен. Это ещё один символ победы. Когда статуя стояла во дворе Медичи, рядом с ней была надпись на латинском языке:

Побеждает тот, кто защищает родину.
Всемогущий Бог сокрушает лютого врага.
Смотри! Мальчик одолел великого тирана.
К победе, граждане!

Эти слова подчёркивали политическое значение статуи. Давид был символом Флоренции, символом её силы, свободы и независимости.

Давид Донателло — это гимн Ренессансу, красоте, свободе и человеческому достоинству.

Вероккьо

Если Давид Донателло — это гимн красоте и свободе, то Давид Вероккьо — это воплощение юношеской отваги и силы. Бронзовая статуя, созданная между 1472 и 1475 годами, демонстрирует нам совершенно другой взгляд на библейского героя.

Андреа дель Верроккьо. Давид. 1472–1475. Бронза. Высота 126 см. Барджелло, Флоренция. Авторство: Rufus46. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=35354221
Андреа дель Верроккьо. Давид. 1472–1475. Бронза. Высота 126 см. Барджелло, Флоренция. Авторство: Rufus46. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=35354221

Эта фигура, высотой всего 126 сантиметров, служила навершием фонтана, как и Давид Донателло. Вода била из раны Голиафа, добавляя драматизма этой сцене победы.

А теперь давайте присмотримся к самому Давиду. Если у Донателло мы видим изгибы и плавность, то Давид Вероккьо предстает перед нами угловатым и «резким». Его поза, его рука, лежащая на пояснице, жесткие линии и складки одежды — всё это создает ощущение готовности к бою.

Он не жеманный, как Давид Донателло, а по-детски дерзкий. В его взгляде — вызов, в его позе — уверенность победителя. Юный воин готов к новым свершениям.

Любопытный факт: по легенде, при создании этой статуи скульптору позировал сам юный Леонардо да Винчи.

Микеланджело

После юношеской грации Донателло и дерзкой отваги Вероккьо приходит время гигантов. И появляется Давид Микеланджело.

Микеланджело Буонарроти. Давид. 1501–1504. Мрамор. Высота с пьедесталом 5,17 м
Микеланджело Буонарроти. Давид. 1501–1504. Мрамор. Высота с пьедесталом 5,17 м

Изначально, статую планировали установить на одном из контрфорсов кафедрального собора Флоренции. Но когда покровители Микеланджело увидели его творение, они были настолько поражены его величием, что решили отказаться от этого скромного плана. Давид должен был стоять на площади Синьории, рядом с дворцом правительства, как символ свободолюбия и борьбы за независимость Флорентийской республики.

Перед нами — мраморная скульптура высотой более четырех метров (а вместе с пьедесталом — почти пять с половиной). Сегодня оригинал находится в Академии изящных искусств во Флоренции, а на площади Синьории установлена копия, чтобы каждый мог ощутить величие этого произведения искусства.

Важно отметить, что статуя не предназначена для кругового обзора. У нее явно выражено фронтальное решение, поэтому спина фигуры не доработана. Микеланджело создавал образ для определенной точки обзора.

Давид полностью обнаженный, воплощающий силу и красоту. Но что хотел сказать Микеланджело? Он хотел показать Давида не ставшим, а становящимся героем. Для этого, нужно было представить его не после подвига, как у Донателло и Верроккьо, а до него. Знаком победы у Донателло и Вероккьо была голова Голиафа у ног Давида. Микеланджеловскому Давиду ни эта голова, ни меч, которым она отрублена, не нужны. Ему нужна только праща.

Донателло и Верроккьо подчеркивали телесную незрелость героя, как знак богоизбранности. Бог совершил через него чудо. Микеланджело же хочет внушить уверенность, что Давид справится с Голиафом своими силами. От Бога — не сама победа, а его мужество и желание любой ценой спасти свой народ.

Заметьте, это уже не подросток, а юноша, готовый к подвигу.

Телесное спокойствие Давида воспринимается как уверенность в победе. Его поза не напряжена, а легка и потенциально подвижна. Взгляд Давида направлен вдаль, в ожидании борьбы.

Авторство: Jörg Bittner Unna. Собственная работа, CC BY 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=56633988
Авторство: Jörg Bittner Unna. Собственная работа, CC BY 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=56633988

Вздутая яремная вена говорит о внутреннем напряжении. Он немного отклоняет торс вправо и покачивается на опорной ноге, левой ногой нащупывая опору. Кажется, что через мгновение он раскрутит пращу и метнет камень в лоб Голиафу.

Микеланджело словно запечатлел момент наивысшего напряжения перед броском. В этом — вся суть его гения. Он создал живой, дышащий образ, наполненный силой и решимостью. И этот образ, как и задумывалось, должен был охранять Флоренцию.

Авторство: Jörg Bittner Unna. Собственная работа, CC BY 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=38304754
Авторство: Jörg Bittner Unna. Собственная работа, CC BY 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=38304754

Несмотря на укрупненные размеры головы и рук (обусловленные расположением статуи на большой высоте, создающей перспективные искажения), Давид Микеланджело остается одним из самых выдающихся произведений искусства в истории человечества.

Бернини

Ну и куда же без Бернини! Его Давид — это настоящий фейерверк эмоций, запечатленный в камне.

Джованни Лоренцо Бернини. Давид. 1623–1624. Мрамор. Галерея Боргезе,Авторство: Valina Tsikalá. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=113732701
Джованни Лоренцо Бернини. Давид. 1623–1624. Мрамор. Галерея Боргезе,Авторство: Valina Tsikalá. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=113732701

Мраморная статуя была создана в 1623–24 годах, когда Бернини было всего 24 года! И по словам его биографа Филиппо Бальдинуччи, работа над ней заняла всего семь месяцев.

Эта скульптура (высотой 170 см) — воплощение динамики барокко. Одежда Давида, типичная для пастухов, словно развевается на ветру. У его ног лежит доспех израильского царя Саула, отданный Давиду для битвы, а рядом — лира, атрибут псалмопевца и талантливого музыканта.

Но самое главное — Бернини решил запечатлеть Давида в момент броска камня. И это — новшество. В постантичных скульптурах крайне редко использовались движущиеся фигуры.

Di Sailko - Opera propria, CC BY 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=76297385
Di Sailko - Opera propria, CC BY 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=76297385

И вот, воин замер на мгновение, готовясь к решающему удару. Его лицо искажено напряжением, он вглядывается в невидимого Голиафа.

Вдохновение для этой работы Бернини, вероятно, черпал из знаменитого Дискобола V века до н. э. работы Мирона. Как и в случае с Дискоболом, Бернини стремился передать движение, используя для этого все доступные средства.

Дискобол. Мраморная реконструкция древнегреческой статуи работы Мирона из Елевфер. Рим, Палаццо Массимо алле Терме. Авторство: Livioandronico2013. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=38682321
Дискобол. Мраморная реконструкция древнегреческой статуи работы Мирона из Елевфер. Рим, Палаццо Массимо алле Терме. Авторство: Livioandronico2013. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=38682321

Статуи мастеров эпохи Возрождения были строго фронтальными. Давид Бернини — это трёхмерное произведение, для которого нужно пространство вокруг. Скульптура побуждает зрителя обойти ее, чтобы рассмотреть, как меняется ее облик в зависимости от угла обзора. Воин буквально переступает границы между жизнью и искусством.

Вместо безмятежного постоянства, как у Давида Микеланджело, Бернини решил запечатлеть мгновение непрерывного движения. Скрытая энергия, пронизывающая Давида Микеланджело, здесь высвобождается.

Говорят, Бернини создавал лицо Давида, глядя в зеркало. И это отражение — не просто автопортрет, а воплощение той самой силы, ярости и решимости, которые делают его Давида таким живым и захватывающим.

В заключение

Итак, мы рассмотрели с вами четырех Давидов. От игривой наготы Донателло до мощи Микеланджело, от юношеской дерзости Вероккьо до взрывной динамики Бернини. Каждый из них — шедевр, который продолжает вдохновлять и восхищать нас и по сей день.

Огромное спасибо за внимание, дорогие друзья! Если вы еще не подписаны на наш канал, будем рады новым подписчикам. Всего вам доброго и до новых встреч!