- Воспитывая моду будущего: Любовь Булавкина — о балансе между дисциплиной и свободой, новых поколениях дизайнеров и роли образования в индустрии
- - Любовь, расскажите немного о себе. С чего начался ваш путь в моде?
- - Помните ли вы момент, когда впервые почувствовали, что мода — это не просто профессия, а что-то большее?
Воспитывая моду будущего: Любовь Булавкина — о балансе между дисциплиной и свободой, новых поколениях дизайнеров и роли образования в индустрии
Как формируется мода будущего? Кто стоит у истоков нового мышления в дизайне? Мы верим: образование — неотъемлемая часть этого процесса. Именно в учебных аудиториях рождаются первые эскизы, сомнения и открытия тех, кто завтра будет определять стиль эпохи.
Любовь Булавкина — руководитель направления " Дизайн одежды", соавтор Профессионального курса дизайн одежды, преподаватель, практикующий модельер — делится с нами своими размышлениями о том, как меняется мода, что вдохновляет её в работе со студентами и почему вера в человека — главное, чему учит преподавание.
Это разговор о дисциплине и свободе, о личной истории и общей задаче — растить новое поколение дизайнеров, умеющих мыслить смело, работать точно и любить дело, которым они живут.
- Любовь, расскажите немного о себе. С чего начался ваш путь в моде?
- Мне было 14 лет, когда я попросила маму сшить для меня какую-нибудь вещь. Она предложила попробовать сделать это самой, потому что у неё не было свободного времени. И тогда я остро осознала, что многое из того, чего я хочу, могу сделать своими руками. Первый предмет одежды я сшила из маминого платья, которое она уже не носила, и она разрешила мне распоряжаться им по своему усмотрению. Это был жилет — мой любимый, с которого всё началось; он вне времени и остаётся актуальным до сих пор.
- Помните ли вы момент, когда впервые почувствовали, что мода — это не просто профессия, а что-то большее?
- Сколько себя помню, я всегда убеждена, что моя фамилия говорит сама за себя, и я продолжаю раскрывать её значение.
- А когда в вашей жизни появилось преподавание? Это было запланированное решение или всё случилось спонтанно?
- В определённый момент у меня возникло огромное желание объединить свои знания и практический опыт в учебную программу для тех, кому интересен дизайн и создание своих абсолютно новых и неповторимых коллекций одежды. Идею этого курса поддержал французский институт моды Mod’Art International. Объединение двух городов — Парижа, мировой столицы моды, и Санкт-Петербурга, бывшей российской столицы — стало неоспоримым преимуществом. Вместе мы растим абсолютно новое поколение дизайнеров.
- Что для вас самое интересное в преподавании моды?
- Для меня наиболее интересны моделирование и технология изготовления одежды. Моё первое образование — инженер-технолог, и это определило мои предпочтения, о чём я нисколько не жалею. Создание новых форм чрезвычайно увлекательно для меня, а в технологии изготовления одежды я вижу множество возможностей и нестандартных решений.
- Как вы считаете, чем отличается обучение моде сегодня от того, каким оно было 10–15 лет назад?
- Современный студент отличается от тех, кто учился 10–15 лет назад: сегодня ритм жизни другой, и это нужно учитывать в учебном процессе. Профессия «дизайнер одежды» стала более объёмной, и требования к дизайнеру как к профессионалу существенно выросли. Молодым дизайнерам необходимы блестящая самопрезентация, умение работать с цифровыми и аудиовизуальными инструментами, свободное владение графическими редакторами и многие другие навыки на высоком профессиональном уровне.
- Какие навыки, по вашему опыту, студенты чаще всего недооценивают в начале пути?
- Многие студенты недооценивают свою уникальность и порой не верят в собственные силы. Они часто ожидают готовые схемы или шаблоны, которых нет в творческом процессе. Всегда есть задача, но нет единственно правильного решения — каждый дизайнер решает её по-своему, и именно в этом раскрывается индивидуальность.
- Можно ли научить креативности — или это что-то, с чем человек рождается?
- Нельзя сразу научить креативности, но её можно развивать. Если человек действительно хочет, у него всё получится — возраст не играет роли. Нужно упорно работать и вкладывать в себя все силы: тогда начинаются чудеса. Методика и школа дают основные инструменты, необходимые для выражения своих идей.
- Какой подход в обучении вы считаете наиболее эффективным — строгая система или свобода и эксперименты?
- В обучении нужны и структура, и свобода — важен баланс. Дисциплина, ответственность и своевременное выполнение заданий обязательны. Но при этом студентам нужно искать свой собственный путь и раскрывать уникальную идею — это про свободу и творчество. Всё это вместе составляет процесс выполнения любого курсового проекта.
- Как изменился портрет студента за последние годы? Что сегодня важно молодым дизайнерам?
- Современный студент отличается от тех, кто учился 10–15 лет назад: сегодня ритм жизни другой, и это нужно учитывать в учебном процессе. Профессия «дизайнер одежды» стала более объёмной, требования к дизайнеру существенно выросли. Молодым дизайнерам нужны блестящая самопрезентация, умение работать с цифровыми и аудиовизуальными технологиями, свободное владение графическими редакторами и многие другие навыки, необходимые на высоком профессиональном уровне.
- Есть ли у вас история выпускника, которой вы особенно гордитесь?
- Не могу выделить какого-то одного выпускника — в нашем проекте задействовано около 15 профессионалов индустрии моды, и каждый привносит в процесс что-то своё. Благодаря этому каждому студенту передаются разносторонние знания и опыт. Именно это и делает нашу методику уникальной.
Тем не менее, я с большим теплом слежу за судьбами наших выпускников. Например, Яна Костылева, окончившая курс в 2011 году, сегодня работает в компании Giorgio Armani в качестве fashion graphic designer. Или Екатерина Пономарёва — основательница бренда IT’S PERSONAL, создавшего узнаваемую концепцию одежды вне рамок fast fashion. Есть и более молодые бренды: DOZHDITВиктории Султрековой, BITTE RUHE Ксении Кудряшовой, 404 NOT FOUND Алёны Феликсовой — каждый из них отражает очень личную и зрелую позицию в дизайне.
- Какие международные практики или подходы в модном образовании вас вдохновляют?
- Меня вдохновляет обмен опытом в учебном процессе, когда студенты из разных регионов обучаются по одной методике. У каждого региона — своя культура, свой опыт, своя философия, и это отражается на результатах работы студентов. Такое многообразие подходов, идей и вдохновляющих решений невероятно обогащает процесс обучения.
- Какой вы видите идеальную систему модного образования в России? Что бы вы добавили или изменили?
- Я бы добавила высоко оснащённые творческие мастерские для студентов, которые были бы всем доступны. Важно иметь современное оборудование, позволяющее работать с инновационными текстильными материалами и передовыми технологиями. Это очень интересно, ведь сейчас таких возможностей в учебном процессе совсем мало — именно за этим будущее моды. Необходимо менять методику обучения каждый год: дизайн и мода не стоят на месте. Информация прошлых лет, даже прошлого года, уже не актуальна, поэтому учебные программы должны постоянно меняться.
- И напоследок — чему вас саму научила работа со студентами?
- Работа со студентами научила меня верить в человека и в его способности, а также терпению и любви. Она ставит вопросы без готовых ответов: какое слово подобрать, чем поддержать, как поступить в данный момент? На них нет универсальной схемы. С каждым новым студентом возникают новые ответы, неожиданные откровения и безграничные возможности для меня самой.