Найти в Дзене
Я КЛАДОИСКАТЕЛЬ

Находка венгерского крестьянина на глубине 1,5 метров изменила представления о средневековой Европе

Весной далёкого 1799 года в венгерском городе Надь-Сент-Миклош (ныне Синниколау-Маре в Румынии), крестьянин копал колодец на своём винограднике и на глубине около 1,5 метров наткнулись на нечто, что изменило представления историков о Средневековье. Из земли один за другим начали появляться золотые сосуды, кубки, блюда, украшенные причудливыми изображениями воинов, животных, грифонов и надписями на непонятных языках. Всего было найдено 23 предмета из чистого золота. Позднее эта находка станет известна, как Надьсентмиклошский клад, а его история до сих пор остаётся загадкой. Общий вес найденных предметов составил около 10 килограммов золота. А возраст оценивается, примерно, от 1200 до 1500 лет. Среди найденного были чаши с ручками, кубки, жертвенные сосуды и блюда. Вся посуда была высочайшего класса, что говорило о потрясающем мастерстве ювелиров, изготовивших её. Нанесённые на её поверхность орнаменты сочетали в себе элементы византийского, иранского и степного искусства. Один из сосудо

Весной далёкого 1799 года в венгерском городе Надь-Сент-Миклош (ныне Синниколау-Маре в Румынии), крестьянин копал колодец на своём винограднике и на глубине около 1,5 метров наткнулись на нечто, что изменило представления историков о Средневековье. Из земли один за другим начали появляться золотые сосуды, кубки, блюда, украшенные причудливыми изображениями воинов, животных, грифонов и надписями на непонятных языках. Всего было найдено 23 предмета из чистого золота. Позднее эта находка станет известна, как Надьсентмиклошский клад, а его история до сих пор остаётся загадкой.

Общий вес найденных предметов составил около 10 килограммов золота. А возраст оценивается, примерно, от 1200 до 1500 лет. Среди найденного были чаши с ручками, кубки, жертвенные сосуды и блюда. Вся посуда была высочайшего класса, что говорило о потрясающем мастерстве ювелиров, изготовивших её. Нанесённые на её поверхность орнаменты сочетали в себе элементы византийского, иранского и степного искусства. Один из сосудов, например, был украшен изображением сцены, где божественная птица Гаруда поднимает человеческое тело - это редкий пример раннесредневекового изображения мифологического сюжета, в котором отразились иранские и скифо-сарматские влияния.

-2

Но главной деталью, всё-таки, оказались надписи. Для учёных даже небольшая надпись может стать источник ценной информации. А на этих предметах было несколько. Некоторые были на греческом языке, но были и такие, что до сих пор вызывают споры: это тюркский язык, записанный греческими буквами.

-3

Учёные до сих пор спорят о том, кому принадлежал этот клад. Существует четыре основные версии. Согласно первой, ценности принадлежали аварской знати - представителям загадочного кочевого народа, пришедшего в Европу в VI веке. Согласно другой версии, клад могли спрятать булгары или оногуры - древние тюркские племена, мигрировавшие в Паннонию. Ещё одна версия предполагает, что посуду спрятали кавары - ответвление венгров, возможно, исповедовавшее христианство и сохранявшее восточные традиции. Ну и нельзя не упомянуть о ещё одной версии, которая сопровождает, огромное количество кладов. Некоторые учёные полагают, что клад был не просто спрятан в земле, а захоронен ритуально, возможно, как жертвоприношение небесным силам перед угрозой нападения или бегством.

-4

Каждая гипотеза опирается на стилистику и надписи, но ни одна не является общепризнанной. По факту Надьсентмиклошский клад – это ещё одна загадка, которую ещё предстоит решить будущим поколениям исследователей.

Что касается надписей, то некоторые явно являются поминальными или жертвенными текстами, где упоминаются "светлые князья", "потомки Хана" и обращения к небу. Исследователи считают, что это может быть ранний литературный тюркский язык, уникальный для этой эпохи. Тексты словно вырываются из мрака истории ведь мы понимаем, что за ними стояли люди, государства, культура, но не знаем точно, кто они.

-5

Одна из надписей переводится как "Кубок куропалата Баяна", что может указывать на связь с правителем или князем, носившим титул византийского происхождения -"куропалат", что означает "дворцовый начальник".

Сразу после находки клад был выкуплен австрийским императором Францем II и отправлен в Вену. Сегодня он хранится в Музее истории искусств, вызывая восхищение туристов и яростные споры среди учёных. А Венгрия и Румыния периодически заявляют права на возвращение клада, считая его частью своего наследия. Интересно, что Австрийский двор тогда особо не афишировал происхождение клада. В каталогах он долгое время значился как "восточная коллекция", без уточнения его тюркского или степного происхождения.

А, собственно, почему это важно? Надьсентмиклошский клад ведь не просто собрание золотых предметов. Это мост между культурами: кочевыми и оседлыми, языческими и христианскими, Востоком и Западом. Он показывает, какой сложной и многоуровневой была Европа в раннем Средневековье.

Больше интересных находок у меня в телеграмме.

Я КЛАДОИСКАТЕЛЬ