Родители детей с инвалидностью всерьез встревожены. Они боятся, что их могут лишить права выбирать образовательную организацию для своего ребенка.
Обеспокоены и НКО. В Интернете поднялась настоящая волна возмущения: родители требуют не допустить нарушения права их детей на инклюзивное образование. Мы решили разобраться, с чем связаны беспокойства НКО и семей, воспитывающих детей с инвалидностью.
Начало истории
Все началось с благой инициативы, которая была предложена в декабре 2024 года президенту России Владимиру Путину. Сооснователь проекта Everland Игорь Новиков обратил внимание главы государства на то, что инклюзивное образование в России внедряется с большими проблемами, и заявил о необходимости разработать единую концепцию его развития.
Владимир Путин поддержал инициативу и поручил провести анализ существующей системы образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и по его итогам «предоставить предложения о совершенствовании данной системы». Институт коррекционной педагогики предоставил доклад по результатам анализа на прошедшей в июне Всероссийской научно-практической конференции «Благополучие детей в фокусе внимания общества и государства», состоявшейся в Научно-технологическом университете "Сириус", и прозвучавшие выводы напугали общественников и родителей, воспитывающих детей с инвалидностью.
После доклада доктора педагогических наук, члена-корреспондента РАО, директора Института коррекционной педагогики Т.А. Соловьевой руководители целого ряда НКО, работающих с семьями и детьми с инвалидностью, составили петицию против предложений Института коррекционной педагогики.
Что встревожило родителей и НКО
Как отмечают представители НКО и семьи, воспитывающие детей с инвалидностью, их напугал целый ряд заявлений докладчика от Института коррекционной психологии и педагогики.
В частности, они указывают на прозвучавшие слова о том, что «специалисты могут условно прогнозировать, а родителям сложно» правильно выбрать условия образования для своего ребенка, в связи с тем, что они не обладают соответствующими знаниями и не могут понять, как будет развиваться их ребенок при том или ином варианте сопровождения. Соответственно, предлагается предоставить право выбора маршрутизации образования ребенка с инвалидностью властям, а не родителям.
Напомним, что сегодня семья имеет право выбирать, в какой образовательной организации будет учиться ребенок с инвалидностью, т.е. самостоятельно определяет образовательный маршрут для своего ребенка.
Это считается одним из главных достижений развития инклюзивного образования в России на настоящий момент.
Также говорится о необходимости изменения статуса заключений ПМПК: если сегодня они носят исключительно рекомендательный характер, и стороны не обязаны следовать данному заключению, то в докладе предлагается сделать рекомендации ПМПК обязательными к исполнению.
Также вызвали опасения общественников и родителей следующие слова доклада: «Адаптивные образовательные программы сложны. Этим могут заниматься только специалисты».
Докладчик предложила законодательно регулировать деятельность НКО в части реализации АОП, что, по мнению общественников, может серьезно повредить их деятельности в работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью.
Реакция общественности
В Институте коррекционной педагогики отмечают, что представленный доклад является рабочим, и это не программа действий, а предлагаемые векторы для упорядочивания формы обучения детей с инвалидностью. Специалисты отмечают, что проведенный ими анализ выявил серьезные проблемы в развитии инклюзии в России, и система требует изменений.
При этом НКО и родители продолжают сбор подписей под петицией против предлагаемых изменений. В этой петиции говорится: «Ключевые выводы Института коррекционной педагогики касаются ограничения прав родителей в выборе образовательного маршрута своего ребенка, "исключения" возможности участия НКО и общественных организаций в совершенствовании системы образования, возврата к коррекционной педагогике как основному для детей с ОВЗ и инвалидностью и др.».
Наша точка зрения, что система инклюзивного образования в России сегодня действительно не совершенна и требует изменений.
Однако лишать родителей права выбора образовательной организации для своего ребенка – это шаг в прошлое.
Ольга Иванова