Найти в Дзене

Выдающиеся деятели отечественной культуры, похороненные в Санкт-Петербурге день памяти которых отмечают 9 июля

Оглавление

Антокольский Марк Матвеевич (1840–1902)

Великий русский скульптор еврейского происхождения, яркий представитель академизма в русском ваянии, снискавший международную славу. Академик и профессор Императорской Академии художеств.
Родился в ноябре 1840 года в городе Вильна (ныне Вильнюс). Когда мальчику настала пора самому зарабатывать деньги и помогать семье отец отдал его в ученики резчику по дереву.

Хозяин мастерской, к которому попал в обучение Марик Антокольский, быстро оценил его талант, и начал, говоря современным языком маркетинговую кампанию по продвижению юного дарования.
Вскоре по Вильно прошел слух, что молодой ученик резчика создает удивительные по красоте деревянные фигурки. Спустя некоторое время в мастерскую пожаловала супруга генерал-губернатора А. А. Назимова, дама, слывшая любительницей и покровительницей искусств.
Благодаря её хлопотам и вмешательству супруга сын бедного еврея был принят в Петербургскую Академию художеств вольнослушателем. Произошло это в 1862 году. Первыми учителями Антокольского в Академии были скульпторы Н. С. Пименов и И.И. Реймерс.

В 1864 году он получил серебряную медаль Академии Второй степени за горельеф «Еврей-портной».

-2

Ещё через год ему была присуждена серебряная медаль Первой степени за вырезанный из слоновой кости и дерева горельеф» «Еврей-скупой».

-3

Не меньшее внимание критиков и ценителей искусства привлекли работы молодого скульптора «Спор о Талмуде», «Нападение инквизиции в Испании на евреев, тайно справляющих Пасху», «Натан Мудрый» и некоторые другие.

Кроме занятий искусством молодой скульптор много времени уделял самообразованию. Он в совершенстве освоил русский язык, много читал и всерьез увлекся российской историей. Постепенно эта тема приобретает в его творчестве все более громкое звучание.

В 1870 году Антокольский представил на суд профессоров Академии художеств, статую «Иван Грозный».

Мэтры Академии встретили работу молодого скульптора в штыки. Автору было заявлено, что его работа далека от общепринятых канонов и вообще она ни на что не похожа и не может быть принята к рассмотрению.
Однако после того, как скульптуру увидела Великая княгиня Мария Николаевна и придя в полный восторг рассказала о ней своему брату, императору Александру II, отношение академиков к Антокольскому резко изменилось. Ну а после того, как Государь приобрел «Ивана Грозного» за огромную сумму в 8000 рублей вчерашний студент был произведен в Академики.

М. Антакольский «Иван Грозный» (бронза). Русский музей
М. Антакольский «Иван Грозный» (бронза). Русский музей

Кроме материального успеха эта работа сделала Антокольского по настоящему знаменитым.
Достаточно сказать, что мраморное повторение скульптуры заказал для своей галереи Павел Михайлович Третьяков

-5

а гипсовая копия «Ивана Грозного» была приобретена в Кенсингтонский музей (Лондон), и это был первый случай продажи работы русского художника на запад.

В 1871 году Антокольский отправляется на стажировку в Рим и Париж за счет Академии.
В Европе он много и плодотворно работает. Самым известным его произведением итальянского периода стала статуя Петра I, послужившая основой для памятников первому Императору всероссийскому в Таганроге и Архангельске.

-6

Не менее успешно работал Марк Матвеевич и в Париже.

Фото М. Антокольского в его парижской студии
Фото М. Антокольского в его парижской студии

В 1878 году работы Антокольского были представлены на Всемирной выставке в Париже, где были отмечены золотой медалью.
Кроме того, французское правительство наградило русского скульптора орденом Почетного легиона. Он был избран членом-корреспондентом Парижской академии художеств, а также Почетным членом Венской, Берлинской и Лондонской академий.

Несмотря на то, что значительную часть времени Антокольский проводил за границей, связи с Россией он никогда не терял, и тема русской истории, по-прежнему занимала значительное место в его творчестве. Наиболее значительными его работами в этом жанре стали:

Листайте галерею:

Следует также сказать, что Марк Матвеевич стал автором целого цикла портретных бюстов своих выдающихся современников.

Листайте галерею:

а также стал автором огромного числа скульптурных композиций на исторические, религиозные, и бытовые сюжеты. Сегодня работы скульптора Антокольского можно увидеть в Русском музее, Третьяковской галерее и других отечественных и зарубежных собраниях.

Марк Матвеевич Антакольский скончался 9 июля 1902 года во Франкфурте-на-Майне (Германия).
Тело было доставлено в Россию и захоронено на Преображенском еврейском кладбище.

-10

На надгробном памятнике изображены менора, свиток Торы и Звезда Давида. Автором монумента стал ученик Антакольского И. Я. Гинцбург, академик Императорской Академии художеств, профессор художественных мастерских.

Он же был и автором бронзового бюста своего учителя, который был установлен в центре композиции под звездой Давида. В далеком 1928 году бюст исчез, но вскоре был найден сотрудниками Ленинградского уголовного розыска. После инцидента было принято решение передать скульптуру в Русский музей, где её можно увидеть и сегодня.

И. Я. Гинцбург. Портрет скульптора Антокольского.
И. Я. Гинцбург. Портрет скульптора Антокольского.

Алексей Иванович Еремеев (Л. Пантелеев) (1908–1987)

-12

Известный советский писатель, прославившийся в конце 20-х годов прошлого века автобиографической повестью «Республика «ШКИД», которую написал в соавторстве со своим одноклассником по школе имени Достоевского Г. Белых.

Родился в Санкт-Петербурге в достаточно богатой купеческой семье. В годы революции и гражданской войны отбился от семьи, бродяжничал, воровал, промышлял грабежами. В итоге оказался в петроградской школе имени Достоевского для трудно воспитуемых подростков. За бесшабашную храбрость и жестокость, получил от товарищей по учебе прозвище Ленька Пантелеев в честь знаменитого налетчика, державшего в страхе весь Петроград. В дальнейшем сделал это прозвище своим творческим псевдонимом.

После выхода в свет «Республики «Шкид» получившей высокую оценку Максима Горького Г. Белых и Л. Пантелеев мгновенно стали одними из самых востребованных молодых писателей. Их юмористические рассказы и фельетоны печатались во многих ленинградских журналах, но в 1935 году Г. Белых был арестован за антисоветскую пропаганду и в 1938 году умер в тюремной больнице от туберкулеза.

Самыми известными произведениями Л. Пантелеева кроме уже упоминавшейся «Республики «Шкид» стали повести «Ленька Пантелеев», «Пакет», «Золотые часы».
Также он стал автором множества детских рассказов и сказок. Наверняка многие из вас мои уважаемые читатели помнят рассказ «Честное слово», входивший в советское время во все хрестоматии для детей младшего школьного возраста.

Скончался известный писатель 9 июля 1987 года и был похоронен на Большеохтинском кладбище (семейное захоронение).

-13

Курехин Сергей Анатольевич (1954–1996)

-14

Один из самых выдающихся представителей отечественного музыкального авангарда 80-х -90-х годов прошлого века.
Музыкант, композитор, пианист-виртуоз, поэт, актер, сценарист, создатель нового жанра, красочных и буйных шоу «Поп-механика» ставшими первыми яркими проявлениями эпатажа на нашей сцене.

Родился 16 июня 1954 года в Мурманске в семье военного и школьной учительницы. В детстве жил с родителями в Москве и Евпатории. Когда юноше исполнилось 17 лет, он вместе с семьей переехал в Ленинград.

Музыка стала неотъемлемой частью жизни Сергея с раннего детства. Уже в возрасте четырех лет он начал играть на рояле, удивляя преподавателей необычайно быстрым прогрессом.
В 1981 году Курёхин, который уже был достаточно известен в джазовой ленинградской тусовке, впервые участвовал в записи альбома группы «Аквариум», а в дальнейшем стал постоянным участником коллектива.

В 1984 году Сергей стал автором беспрецедентного для своего времени арт-проекта «Поп-механика». Композиции, исполняемые музыкантами этого объединения, были написаны в разных стилях и жанрах и участвовать в них могли исполнители от Виктора Цоя

-15

до Эдуарда Хиля и еврейского духового оркестра.

-16

Постоянным членом проекта был только Сергей Курехин.

-17

Кроме того, Курёхин писал музыку для кино, сам снялся, как актер в 8 фильмах, вел авторскую программу на Ленинградском телевидение.

В 90-е годы несколько раз выезжал на заграничные гастроли, а потом вдруг неожиданно для всех знавших его людей, занялся политикой. В середине 90-х он близко сошёлся с Эдуардом Лимоновым, вступил в его партию и стал одним из лидеров Нацболов в Петербурге.

В мае 1996 года Сергей Курёхин был госпитализирован в одну из больниц Санкт-Петербурга с жалобами на боли в сердце. Оказалось, что у него саркома сердца, очень редкое и практически не излечимое заболевание.

9 июля музыкант скончался и после отпевания в Спаса-Конюшенной церкви был похоронен в Комарово. Два года спустя рядом с ним упокоилась дочь Елизавета, добровольно ушедшая из жизни в возрасте 14 лет. Поскольку со дня смерти Сергея Курёхина прошло почти 30 лет, отсутствие памятника на могиле по всей видимости является его завещанием.

-18

Фрейндлих Бруно Артурович (1909–2002)

-19

Известный советский актер театра и кино, Народный артист СССР.

Выступал на сцене с 1931. Работал в Театре рабочей молодежи (ТРАМ), Театре юных зрителей, Большом драматическом театре им. А. М. Горького. С 1948 — актёр Ленинградского академического театра драмы им. А. С. Пушкина (Александринский). Выступал в радио- и телепостановках, снимался в кинофильмах «Двенадцатая ночь», «Разные судьбы», «Александр Попов» и другие.

Отец Народной артистки СССР Алисы Бруновны Фрейндлих

Народные артисты СССР отец и дочь Фрейндлихи
Народные артисты СССР отец и дочь Фрейндлихи

Скончался замечательный актер 9 июля 2002 года. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Памятник на могиле работы известных скульпторов Н. Н. Анциферова и М. Т. Литовченко представляет собой гранитную стелу с горельефным портретом

-21
-22

На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.

Творческая мастерская скульптора Игоря Селиверстова предлагает изготовление надгробий и памятников в лучших традициях мемориальной скульптуры Санкт-Петербурга. Мы выполняем камнерезные бронзолитейные работы любой сложности и сумеем полностью выразить всю глубину ваших чувств, к близкому человеку.