Найти в Дзене
AMAZING RED

PUMA и Уолт «Клайд» Фрейзер: стиль, культура и наследие

Уолт Фрейзер — один из величайших разыгрывающих в истории НБА, символ «Нью-Йорк Никс» золотой эры 1970-х годов. Родившись в 1945 году в Атланте, Фрейзер блистал уже в колледже Южного Иллинойса, выиграв национальный турнир NIT в 1967-м и получив приз MVP турнира. В том же году он был выбран «Никс» на драфте, а к третьему сезону стал звездой: в чемпионском 1970 году его показатели достигали ~21 очка, 8 передач и 6 подборов за игру. Фрейзер помог «Никс» завоевать два титула НБА — в 1970 и 1973 годах. Именно комбинация «тихого убийцы» в обороне и хладнокровия в атаке принесла ему признание: он снискал репутацию самого спокойного игрока своего времени, за что получил прозвище «Клайд» — в честь невозмутимого гангстера из фильма «Бонни и Клайд». Образ киношного гангстера поддерживался шляпами, которые носил Уолт, они были похожи на шляпу Уоррена Битти, сыгравшего Клайда Барроу в фильме 1967 года «Бонни и Клайд». Однако Фрейзер прославился не только спортивными достижениями, но и яркой личност
Оглавление

Личность Уолта «Клайда» Фрейзера

-2

Уолт Фрейзер — один из величайших разыгрывающих в истории НБА, символ «Нью-Йорк Никс» золотой эры 1970-х годов. Родившись в 1945 году в Атланте, Фрейзер блистал уже в колледже Южного Иллинойса, выиграв национальный турнир NIT в 1967-м и получив приз MVP турнира.

-3

В том же году он был выбран «Никс» на драфте, а к третьему сезону стал звездой: в чемпионском 1970 году его показатели достигали ~21 очка, 8 передач и 6 подборов за игру. Фрейзер помог «Никс» завоевать два титула НБА — в 1970 и 1973 годах.

-4

Именно комбинация «тихого убийцы» в обороне и хладнокровия в атаке принесла ему признание: он снискал репутацию самого спокойного игрока своего времени, за что получил прозвище «Клайд» — в честь невозмутимого гангстера из фильма «Бонни и Клайд». Образ киношного гангстера поддерживался шляпами, которые носил Уолт, они были похожи на шляпу Уоррена Битти, сыгравшего Клайда Барроу в фильме 1967 года «Бонни и Клайд».

-5

Однако Фрейзер прославился не только спортивными достижениями, но и яркой личностью вне площадки. Уже в 1970-е его называли настоящей иконой стиля и эпитетом “cool” — для миллионов фанатов он был эталоном непринуждённой элегантности.
В первые же годы в НБА Фрейзер, по слухам, потратил более $10 тысяч из зарплаты $25 тысяч на одежду, чтобы выглядеть безупречно. Сам Фрейзер признавался:
«В начале карьеры я не оправдывал ожиданий, и подумал: раз уж игра пока не на высоте, то хотя бы внешность пусть будет на уровне».

Фрейзер доказал, что игрок НБА может быть не просто атлетом, но и влиятельной фигурой массовой культуры — с собственным брендом, стилем и фанатской базой, выходящей за рамки спорта. Он стал прообразом современного спортсмена-селебрити, показывая пример того, как харизма и мода могут идти рука об руку с игровым мастерством.

Культурное влияние Фрейзера

-6

В 1974 году Фрейзер выпустил полу-автобиографическую книгу «Rockin’ Steady: A Guide to Basketball & Cool» — своеобразное пособие по тому, как быть крутым во всём, от игры до гардероба. Книга имела успех не только у спортивных фанатов, но и среди широкой публики. Он доказал, что баскетболист может быть культурным лидером мнений: его фразы разбирали на цитаты, а манеру одеваться копировали по всей стране.

-7

Еще в бытность игроком Фрейзер утвердился как селебрити вне спорта: посещал модные показы, снимался в рекламах, от электроники Pioneer до собственных линий одежды, появлялся в телевизионных шоу.

Партнёрство PUMA и «Клайда»

-8

В 1973 году бренд PUMA сделал ставку на Уолта Фрейзера — яркую звезду чемпионских «Никс», известную не только мастерством, но и безупречным чувством стиля. Выбор был не случайным: Фрейзер идеально соответствовал имиджу, который PUMA хотела придать своей продукции — модной, дерзкой и отличающейся от конкурентов. Фрейзер стал первым профессиональным баскетболистом, подписавшим обувной контракт — ранее игрокам выдавали кеды бесплатно, не платя за рекламу. PUMA же пошла на беспрецедентный шаг, превратив Фрейзера в своего амбассадора, тем самым открыв новую эру маркетинга в спорте.

-9

Фрейзер сразу обозначил высокие требования к своей именной модели. В первом же контракте он оговорил три ключевых условия:

•Низкий силуэт и замша вместо кожи.

Ранее баскетбольные кеды были либо высокими из текстиля, либо кожаными.

•Подпись «Clyde» на каждом экземпляре.

Так появилась идея фирменного брендинга — имя игрока золотым тиснением на боковой стороне.

•Новая расцветка для каждого матча.

Результатом стало фантастическое разнообразие дизайнов: за карьеру «Клайд» сыграл почти в 400 разных цветовых вариациях своих кроссовок.

-10

PUMA Clyde поступили в продажу в 1973 году. Они стали по-настоящему революционными: это были первые баскетбольные кроссовки, созданные «под игрока» и с оглядкой на моду. Низкий силуэт из яркой замши резко отличался от всего, что носили на площадках — на фоне однотипных белых конверсов «Клайды» сразу бросались в глаза. Разноцветные Clyde подкрепили его статус иконы стиля: каждый матч публика с интересом разглядывала, в каком цвете кроссовок появится сегодня «Клайд».

-11

Релиз PUMA Clyde ознаменовал новый этап в спортивном маркетинге. Впервые имя баскетболиста красовалось на товаре массового рынка, и этот товар мгновенно стал хитом. Молодёжь устремилась за «клайдами», а конкуренты в индустрии поняли, что начинается эпоха именных коллекций.
За десятилетие до того, как Майкл Джордан построил империю Air Jordan, Фрейзер проложил путь, став первопроходцем в этой области.

-12

Немецкий бренд также включа элементы стиля Фрейзера в маркетинг: в рекламных постерах тех лет он позировал с кроссовками в шикарных костюмах и шляпе, символизируя слияние спорта и моды. Компания черпала вдохновение в его стиле, а он, в свою очередь, гордо носил продукцию PUMA не только на площадке, но и в повседневной жизни. Так сформировался новый для того времени формат сотрудничества: бренд и спортсмен совместно создают имидж друг друга.

-13

Наследие и переиздания Clyde

Влияние сотрудничества PUMA и Уолта Фрейзера оказалось долговечным и прочным — его отголоски ощущаются в индустрии и по сей день. Во-первых, PUMA Clyde навсегда вошли в историю кроссовок как классическая модель. После успеха в 70-х, эти кеды не раз возвращались на рынок.
Если изначально Clyde продавались только в США, то к началу 90-х их наследник Suede стал глобальным хитом, выйдя на международный рынок в 1993 году.

В 80-е и 90-е замшевые PUMA различных расцветок стали неотъемлемой частью образа b-boys и рэперов наравне с классическими Converse и Adidas Superstars.

-15

Начиная с 2000-х бренд PUMA неоднократно радовал коллекционеров переизданиями оригинальной модели Clyde.
PUMA сотрудничала с бутиками и дизайнерами, создавая капсульные коллекции Clyde, вдохновленные легендарным стилем «Клайда». Пример — юбилейный сет 2017 года, подготовленный нью-джерсийским магазином
Packer Shoes к 72-летию Фрейзера. Эта коллекция из трёх моделей была стилизована под самые смелые костюмы Уолта — в том числе знаменитый чёрно-белый «коровий» принт, который часто носил Фрейзер.

В 2018 году, когда PUMA громко заявила о возвращении в баскетбол. Впервые за двадцать лет бренд подписал новых звезд: Деандре Эйтона и ЛаМело Болла, и представил актуальные баскетбольные модели. Флагманским силуэтом этого возвращения стала серия Puma Clyde Court — обновленная high-tech интерпретация классических «Клайдов». Таким образом, спустя 45 лет после оригинала, имя Clyde вновь украсило кроссовки, но уже в исполнении для современного спорта.

Сам Уолт Фрейзер в том же 2018 году подписал с PUMA пожизненный контракт, окончательно закрепив свой статус вечного амбассадора марки. Новые поколения игроков, сотрудничающих с PUMA, воспринимают Фрейзера как вдохновителя: так, история бренда в НБА официально преподносится как идущая «от Clyde до наших дней», от первых именных кроссовок 70-х до сегодняшней модели MB.01 с именем молодого таланта Болла. Эта преемственность подчёркивает, насколько прочным оказался фундамент, заложенный союзом PUMA и «Клайда».

Наследие Фрейзера и PUMA отразилось и на всей индустрии спортивного маркетинга. Формат, опробованный ими, стал образцом для будущих десятилетий: сейчас каждый топ-атлет стремится иметь персональную линейку экипировки, а бренды делают ставку не только на спортивные показатели, но и на харизму спортсменов.

В этом смысле PUMA Clyde предвосхитили тенденцию, показав, как союз харизматичной личности и дальновидного бренда способен изменить правила игры.


Статья подготовлена совместно с
ББОЛЛЕРНОЙ. PUMA Clyde доступны в AMAZING RED.