Найти в Дзене
For memories

Бабье царство. Русский парадокс

Замечательная книга Эдварда Радзинского про 18 век - век Просвещения, галантности, а также невероятных изменений в истории. Почему книга названа "Бабье царство"? Да потому что в 18 веке на русском престоле оказались 4 императрицы и 2 правительницы! Невероятная ситуация для страны, в которой женщина не имели прав! Да что там прав - до этого даже лица своим подданным жены царей не показывали. У бояр и купцов было проще, но тоже общение ограничивалось узким кругом - родственники и знакомые. И тут вдруг такие перемены - женщины на троне! Началось все с Софьи, сестры Петра Первого. Ах, как она жаждала власти, как она боролась с мужчинами за право управлять страной. Петр победил. Книга написана простым понятным языком, но с большим количеством метафор - все как я люблю. Пока читала, испытывала настоящее наслаждение - все-таки, в наше время не так много авторов пишут комфортно и читабельно, без непонятных намеков или, напротив, прямых указаний. Большинство фактов, изложенных в книге, я з

Замечательная книга Эдварда Радзинского про 18 век - век Просвещения, галантности, а также невероятных изменений в истории.

Почему книга названа "Бабье царство"? Да потому что в 18 веке на русском престоле оказались 4 императрицы и 2 правительницы! Невероятная ситуация для страны, в которой женщина не имели прав! Да что там прав - до этого даже лица своим подданным жены царей не показывали. У бояр и купцов было проще, но тоже общение ограничивалось узким кругом - родственники и знакомые.

И тут вдруг такие перемены - женщины на троне! Началось все с Софьи, сестры Петра Первого. Ах, как она жаждала власти, как она боролась с мужчинами за право управлять страной. Петр победил.

Книга написана простым понятным языком, но с большим количеством метафор - все как я люблю. Пока читала, испытывала настоящее наслаждение - все-таки, в наше время не так много авторов пишут комфортно и читабельно, без непонятных намеков или, напротив, прямых указаний.

Большинство фактов, изложенных в книге, я знаю. Я еще в детстве читала В.Пикуля, а в его книгах много фактологического материала. Но здесь совершенно иной уровень - факты перемежаются с собственными размышлениями писателями, его выводами.

После прочтения у меня создалось новое впечатление об этой эпохе. Это такой рывок вперед по сравнению с предыдущими веками - рывок в части понимания женщины как самостоятельного существа, способного на решительные действия, как полноправного исторического субъекта. Как силы, которая может очень и очень многое. В конце книги Радзинский прямо перечисляет, сколько было войн в 18 веке и сколько территорий и населения вошло в состав Российской империи, какие колоссальные перемены произошли во внешней политике - со страной стали считаться, ее стали бояться ,а это в то время значило немало.

Оставлю для себя несколько фактов, которые наконец запомнила лишь теперь:

Канцлер Остерман повторил участь Меншикова и Долгоруких - был отправлен в ссылку в Березово. Хоть и взяток не брал, а новой власти не пригодился.

Императрица Елизавета при восшествии на престол поклялась не подписывать смертных приговоров - и обещание свое выполнила.

Екатерина Вторая выглядит двусмысленной фигурой: с одной стороны, увлечена идеями Просвещения и состояла в переписке с Вольтером и Дидро, с другой стороны - крепостное право так и не отменила. Автор пишет, что она была заложницей ситуации, что дворяне не допустили бы этого ни в коем случае. А уж свергать царей гвардия в том веке умела прекрасно! Однако ее восхваления крепостничеству выглядят мерзко. Последние шесть лет своего правления стала карикатурой на самое себя.

Ее муж Петр Третий, которого в русской истории нередко изображают слабой тенью своего великого деда Петра Первого, сделал для страны не так уж мало. Однако он не пользовался такой популярностью, как его жена Екатерина, которая была русской больше, чем сами русские, и тем сумела завоевать расположение к себе. Поэтому его достижения чаще либо замалчивают, либо искажают (у Пикуля я помню подобное, как-то невзрачно выглядел Петр на фоне Екатерины).

Фаворитизм - страшное дело, особенно если императрица в возрасте и хочет показать всем свою востребованность.

В общем, рекомендую! Удовольствие получите :-) Еще есть аудиоверсия в исполнении Александра Клюквина - и кайф от книги еще больше