Найти в Дзене
КОМЕРС

Москвич-401: первый народный автомобиль СССР

В 1954 году с конвейера Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА) сошла одна из самых важных машин советского автопрома — «Москвич-401». Это был не просто автомобиль, а символ послевоенного возрождения страны, первая массовая «легковушка», доступная не только чиновникам, но и простым гражданам. Но как создавался этот автомобиль? Почему он стал культовым? И что от него осталось сегодня? ✔ Прототип: «Москвич-401» — это почти точная копия Opel Kadett K38 (1937 года).
✔ Репарации: После войны СССР вывез из Германии оборудование и документацию завода Opel.
✔ Адаптация: Советские инженеры доработали конструкцию под суровые условия эксплуатации. ✔ 1.1 л (26 л.с.) – слабоват, но неприхотлив.
✔ Запуск в мороз: Ручная «кривая стартер» (если аккумулятор сядет).
✔ Расход топлива: 9–10 л/100 км (по меркам 1950-х — отлично). ✔ Зависимая рессорная подвеска – прочная, но жёсткая.
✔ Рулевое без усилителя – хорошая тренировка для рук.
✔ Максимальная скорость: 90 км/ч (но лучше не рисковать).
Оглавление

Введение: рождение легенды

В 1954 году с конвейера Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА) сошла одна из самых важных машин советского автопрома — «Москвич-401». Это был не просто автомобиль, а символ послевоенного возрождения страны, первая массовая «легковушка», доступная не только чиновникам, но и простым гражданам.

Но как создавался этот автомобиль? Почему он стал культовым? И что от него осталось сегодня?

1. История создания: от Opel до Москвича

Немецкие корни

Прототип: «Москвич-401» — это почти точная копия Opel Kadett K38 (1937 года).
Репарации: После войны СССР вывез из Германии оборудование и документацию завода Opel.
Адаптация: Советские инженеры доработали конструкцию под суровые условия эксплуатации.

Почему «401»?

  • 4 — четвертая модель завода.
  • 01 — первый серийный вариант.
-2

2. Технические особенности: простота и надежность

Двигатель

1.1 л (26 л.с.) – слабоват, но неприхотлив.
Запуск в мороз: Ручная «кривая стартер» (если аккумулятор сядет).
Расход топлива: 9–10 л/100 км (по меркам 1950-х — отлично).

Подвеска и управление

Зависимая рессорная подвеска – прочная, но жёсткая.
Рулевое без усилителя – хорошая тренировка для рук.
Максимальная скорость: 90 км/ч (но лучше не рисковать).

Кузов и интерьер

Деревянный каркас (на ранних моделях).
Отопление от двигателя – зимой ехали в шубах.

-3

3. Москвич-401 в народном хозяйстве

Кто ездил на «401-м»?

  • Врачи (многие «скорая помощь» базировалась на этой модели).
  • Таксисты – первые «частники» в СССР.
  • Колхозы – перевозили ящики с овощами.

Почему его любили?

Дешевизна – стоил в 3 раза меньше «Победы».
Ремонтопригодность – чинился «на коленке».
Компактность – легко парковался в узких дворах.

-4

4. Интересные факты

🔹 Гоночная версия – в 1950-х были спортивные модификации.
🔹
Экспорт в Европу – продавался в Финляндии и Бельгии как «Moskvich».
🔹
Кинозвезда – снимался в фильмах «Дело было в Пенькове», «Девчата».

5. Что осталось сегодня?

Коллекционные экземпляры – цены от 500 тыс. руб.
Музеи – например, в «Московском транспорте».
Реставраторы – энтузиасты восстанавливают «401-е» до идеала.

Заключение: машина-труженик

«Москвич-401» не был роскошным или мощным, но он стал первым автомобилем, который мог купить обычный советский человек. Его история — это история страны: скромная, трудовая, но по-своему великая.