Найти в Дзене
Московская беседка

Улыбайтесь, господа!

О спектакле «Прощай, конферансье!» Московского театра Эстрады совместно с театром Антона Чехова. Премьера 29 мая 2025 Но ведь кому-то надо быть веселым и в тяжелые времена, иначе время становится невыносимым… Григорий Горин, «Прощай, конферансье!» (1985) Комедию и сатиру принято считать «легким жанром». Комедия веселит, а сатирическая литература развлекает. У Григория Горина была своя философия смешного. Он рассматривал смешное как важную, необходимую составляющую человеческой жизни. Пьеса «Прощай, конферансье!» посвящена артистам и фронтовым бригадам, прошедшим Великую отечественную войну. У пьесы славная судьба: ее ставил великий Андрей Миронов, игравший главную роль. Как все горинские пьесы, она начинается комически, продолжается философски, а заканчивается трагически. В своей пьесе Горин размышляет о том, насколько комическое вообще и эстрада в частности необходимы людям. «Прощай, конферансье!» - пьеса-размышление о роли юмора и месте юмориста в нашей жизни. Любопытно, что сам Гор

О спектакле «Прощай, конферансье!» Московского театра Эстрады совместно с театром Антона Чехова. Премьера 29 мая 2025

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Но ведь кому-то надо быть веселым и в тяжелые времена, иначе время становится невыносимым…

Григорий Горин, «Прощай, конферансье!» (1985)

Комедию и сатиру принято считать «легким жанром». Комедия веселит, а сатирическая литература развлекает. У Григория Горина была своя философия смешного. Он рассматривал смешное как важную, необходимую составляющую человеческой жизни.

Пьеса «Прощай, конферансье!» посвящена артистам и фронтовым бригадам, прошедшим Великую отечественную войну. У пьесы славная судьба: ее ставил великий Андрей Миронов, игравший главную роль. Как все горинские пьесы, она начинается комически, продолжается философски, а заканчивается трагически. В своей пьесе Горин размышляет о том, насколько комическое вообще и эстрада в частности необходимы людям. «Прощай, конферансье!» - пьеса-размышление о роли юмора и месте юмориста в нашей жизни. Любопытно, что сам Горин вывел себя в авторе реприз и монологов Владимире Лютикове, бывшем ветеринаре (Горин пришел в литературу из профессии врача «Скорой помощи»). Именно его уговаривает конферансье остаться в литературе:

Конферансье: Ты — писатель, Володя!

Лютиков. Я — автор, Колечка… Это разные вещи… Всякий писатель — автор, но не наоборот. … Все это дым, пустота! Взрослый человек не должен заниматься ерундой!

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Спектакль «Прощай, конфернасье!» поставил театр Антона Чехова совместно с театром Эстрады. Автор сценической версии Сергей Плотов сократил авторский текст, сделав акцент на действии. Пьеса стала проще, но из нее ушла горинская ирония, многие отсылки к профессиональному театру, подробности, без которых нарушается логика развития сюжета. Но и в таком виде спектакль очень хорош. Главное создатели сохранили, а актеры донесли: доброту, самоотверженность, жизнелюбие, смелость и, конечно же, остроумие. Великое горинское остроумие, без которого немыслима русская литература.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Режиссер Михаил Цитриняк поставил пьесу в лучших классических традициях, где главное — текст. Пожалуй, беседке не хватило иронии, без которой нет Горина. Тонкой иронической интонации, добавляющей в текст живого начала. Иронии над собой и над временем, в котором выдалось жить. Но это дело вкуса, а котором, как известно, не спорят.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Актер Андрей Ильин играет Николая Буркини трепетно, эмоционально. Замечательно сыгран монолог в конце первого действия, где Буркини объявляет Антракт, большой Антракт длиной в несколько военных лет. Тонкость этого текста в том, что он вынужден скрывать от публики то, что началась война, и при этом должен сделать так, чтобы полуторатысячный зал покинул свои места и без паники вышел на улицу. Ильину удалось нащупать верную интонацию, негромкую и проникновенную.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Спектакль получился яркий, задушевный, трогательный и очень смешной. Как сама жизнь, в которой есть место веселью и грусти. Для того мы и ходим в театр, что смеяться и плакать, освобождая место в душе чистому и светлому, прогоняя унылую усталость и безнадежность. Для того, чтобы сохранить и удержать ту самую спасительную улыбку, без которой очень тяжело жить. Улыбайтесь, господа!

Следующий показ спектакля состоится 22 сентября на сцене Дворца на Яузе.