Вообще принято считать, что царское меню – это априори что-то роскошное, дорогое и редкое. Да и разве могли императоры питаться иначе? Им по статусу не положено кушать скромно. К тому же, царский обед – одна из возможностей произвести впечатление на заморских гостей и лишний раз продемонстрировать всему высшему свету мастерство придворных поваров!
Однако, вопреки устоявшемуся мнению, далеко не все императоры любили роскошные обеды. Я сейчас имею в виду всевозможные излишества, призванные в большей степени утолить эстетический голод, нежели физический. Про качество блюд, безусловно, говорить не приходится – оно всегда было на высшем, царском уровне.
Одним из таких императоров был Николай II – последний русский царь и по совместительству человек весьма скромных вкусов и предпочтений. Причем в этом его поддерживали и члены семьи – супруга Александра Федоровна и дети – дочери Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и сын Алексей.
Как утверждают историки, Николай II и его большое семейство в повседневной жизни предпочитали еду простую, без вычурности и ненужного шика. На завтрак они обычно пили чай или кофе, ели хлеб с маслом, вареные яйца, иногда кашу (гречневую или овсяную) и холодное мясо.
Императрица Александра Федоровна, под влиянием английских традиций, ввела традицию подавать к утреннему столу овсянку – с молоком или сливками.
Обед, по понятным причинам, был куда более основательным и зачастую состоял из четырех блюд: супа (щей, борща или куриного бульона), горячего мясного или рыбного блюда (например, жареной говядины или котлет), гарнира, состоящего из картофеля или овощей, и, конечно же, десерта - компота, киселя или же фруктовой тарелки.
Ужин считался в монаршем семействе «легким» приемом пищи, и зачастую ограничивался холодными закусками, сыром, яйцами и чаем с выпечкой. К чаю Николай II, кстати, испытывал невероятно теплые (простите за каламбур) чувства и мог пить его по несколько раз в день вприкуску с сухарями или баранками.
А вот из кухонь император всегда отдавал предпочтение русской. Он обожал пельмени, всевозможные пироги и особенно с мясом или капустой, а также квас, который часто подавали в Царском Селе.
Но это, как вы понимаете, касалось повседневной жизни Николая II и его домочадцев. Когда же речь заходила о банкете, званом ужине или праздничном пире, меню царского двора автоматически наполнялось роскошными и изысканными блюдами, дабы лишний раз подчеркнуть хороший вкус императора и статус его империи.
Так, во время торжественных приемов или дипломатических встреч повара Зимнего дворца делали основной упор на французскую кухню, которая на тот момент пользовалась бешенной популярностью в Европе. К столу подавали устрицы, икру, фуа-гра, жареную дичь (фазана или куропатку), заливное и сложные гарниры.
В десертах предпочтение отдавалось суфле и торту «Наполеон», а дополняли трапезу хорошие вина – французские (бордо, шампанское) и крымские.
Если же император принимал заграничных гостей, то основной акцент делался на традиционной русской кухне. Заезжих визитеров угощали красной и черной икрой, балыком, солеными грибами и квашеной капустой.
Так во время визита французского президента Эмиля Лубе в 1902 году обеденное меню включало стерляжий суп, перепелов в сметане и мороженое с фруктами. Шикарно? Шикарно!
Однако по свидетельствам современников Николаю II роскошные банкеты не приносили особого удовольствия, поэтому даже во время торжественного приема он отдавал предпочтение простым и легким блюдам.
Огромное влияние на рацион Николая II оказала его любимая жена Александра Федоровна. Урождённая принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская, она была воспитана в традициях немецкого и английского дворов, что самым непосредственным образом отразилось не только на ее личных пищевых предпочтениях, но и на рационе всей царской семьи.
Так, к примеру, Александра Федоровна следила за строгим соблюдением православных постов, во время которых существенно ограничивала потребление домашними определенных продуктов. В постные дни к столу царской семьи подавались преимущественно овощные супы, грибы, каши и рыба.
Также Александра Федоровна тщательно следила за питанием своих детей, поэтому в рационе наследника Алексея, страдавшего гемофилией, преобладали продукты, богатые железом: например, печень и шпинат.
По словам камердинера Алексея Волкова, Николай II, несмотря на высокий статус, не был гурманом от слова «совсем». Нет, безусловно, он любил вкусную еду, но простая и понятная пища ему была милее всяких деликатесов. Он часто ел то же, что ели его дети, очень любил простые щи и гречневую кашу, жить не мог без чая…
В поездках, вдали от дома и привычных блюд и продуктов, рацион императорского семейства зачастую состоял из локальных продуктов в зависимости от региона, в котором Николай II с семьей останавливались.
Например, в Крыму на столе царя всегда присутствовали свежие местные фрукты, рыба (кефаль, барабулька) и легкие супы. А в хорошую погоду Николай II любил отправиться на прогулку и пикник, во время которых перекусывал холодным мясом, сыром, хлебом и вином.
Согласно воспоминаниям дочери Николая II, великой княжны Ольги, во время поездок царская семья питалась достаточно скромно. Они частенько брали с собой корзины с едой, чтобы не зависеть от местных кухонь и иметь под рукой те продукты, к которым привыкли. Это, на мой взгляд, лишний раз подчеркивает практичность и непритязательность царя даже в таких, казалось бы, незначительных бытовых вещах.
Когда случилась Первая мировая война и последующая революция, рацион Николая II и его семьи существенно изменился. В стране царили продовольственный и военный кризисы, продуктов не хватало, и даже царская кухня в столь тяжелых условиях чуда сотворить не могла. Поэтому «творила» простейшие блюда, вроде супов из имеющихся в наличие круп.
Также на столе императора был картофель, хлеб и иногда мясо. Когда же Николай II находился в Ставке в Могилеве, он и вовсе питался вместе с простыми солдатами – ел кашу, щи и котлеты.
После отречения в марте 1917 года, последующей ссылки в Тобольск, а затем в Екатеринбург, рацион Николая II и его семьи из скромного превратился в скудный. И если в Тобольске им еще были доступны молоко, яйца, хлеб и мясо (эти продукты давали местные жители), то в Екатеринбурге, в доме Ипатьева, ничего подобного не было.
Ели жидкие супы, хлеб, пили слабый чай. Как впоследствии вспоминали охранники, приставленные к царской семье, Николай и его жена нередко делились едой с прислугой, демонстрируя свое истинное отношение и к еде, и к людям даже в сложнейших условиях заключения.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!
Поддержать мои статьи и вдохновить на создание новых можно через донат по ссылке.
А для «Премиум подписчиков» канала доступны мои документальные фильмы о Южной Корее, видеорепортажи и другой эксклюзивный контент. Не забудьте оформить подписку!