Найти в Дзене
ИТП "Град"

Влияние религии на формирование городской среды

Религия на протяжении тысячелетий играла одну из ключевых ролей в развитии человеческих обществ. Её влияние распространялось не только на мировоззрение и культуру, но и на материальную среду — города, их планировку, архитектуру и организацию общественных пространств.

В средневековой Европе собор был не просто зданием он был настоящим центром притяжения, вокруг которого формировалась вся городская жизнь. Его силуэт доминировал над крышами домов, а звон колоколов задавал ритм повседневности. Собор был виден издалека, служил ориентиром для путников и символом единства городской общины — строили его в самом центре города, и его расположение определяло планировку улиц и площадей. От собора расходились главные дороги — словно лучи, соединяющие разные части города. Эти улицы вели к рынкам, где кипела торговля, к ратушам, где решались городские дела, и к жилым кварталам, где обитали горожане всех сословий. Площадь перед собором была особым пространством: здесь проходили ярмарки, народные гуляния, публичные казни и судебные заседания. Это место было не только религиозным, но и светским центром, где пересекались интересы разных слоёв общества.

Средневековый Магдебург (ок. 1250 г.): 1 — кафедральный собор и бург оттоновской эпохи; 2 — замок каролингской эпохи; 3 — замок местного графа; 4 — застройки XI — первой половины XII в.; 5 — ремесленно-торговое поселение и рынок; 6 — застройки второй половины XII в.; 7 — застройки первой половины XIII в. (https://historylib.org/historybooks/V--V--Samarkin_Istoricheskaya-geografiya-Zapadnoy-Evropy-v-srednie-veka/11)
Средневековый Магдебург (ок. 1250 г.): 1 — кафедральный собор и бург оттоновской эпохи; 2 — замок каролингской эпохи; 3 — замок местного графа; 4 — застройки XI — первой половины XII в.; 5 — ремесленно-торговое поселение и рынок; 6 — застройки второй половины XII в.; 7 — застройки первой половины XIII в. (https://historylib.org/historybooks/V--V--Samarkin_Istoricheskaya-geografiya-Zapadnoy-Evropy-v-srednie-veka/11)

В непосредственной близости от собора располагались дома ремесленников, лавки и мастерские. Здесь же можно было встретить торговцев, уличных музыкантов, нищих и паломников. Такая концентрация людей и профессий делала площадь перед собором самым оживлённым местом города. Чуть дальше от собора находились административные здания — ратуша, суд, канцелярии. Ещё дальше — особняки знати и богатых купцов. Таким образом, собор служил своеобразной точкой отсчёта: чем ближе к нему, тем выше статус и значимость здания или занятия.

Собор был воплощением духовной и материальной мощи города. Его архитектура — устремлённые ввысь шпили, витражи, скульптуры — рассказывала о вере, истории и амбициях горожан. Внутри собора проходили не только богослужения, но и важнейшие события: коронации, венчания, собрания горожан.

В исламском городе центральная мечеть, мечеть (джами) была не просто местом для молитвы. Каждый день сюда стекались жители города не только ради богослужения, но и для обсуждения новостей, решения споров, встреч с друзьями и соседями. В пятничные дни мечеть наполнялась особенно — после коллективной молитвы на её дворе и прилегающей площади начинались оживлённые разговоры, обмен новостями, обсуждение дел общины. Мечеть часто служила местом, где принимались важные решения, объявлялись указы, собирались пожертвования на общественные нужды.

Багдад. Схематический план
А — круглый город 766—941 гг. с дворцом в центре; Б — пригород Карх; В — Багдад с 1095 г. Ворота: 1 — Баб ал-Муазем, 2 — Баб ал-Вастани, 3 — Баб ал-Халаба или Ворота талисмана, 4 — Баб ал-Шарки, 5 — дворец Аббасидов, 6 — медресе Мустансирия, 7 — минарет Сук ал-Газаль, 8 — мавзолей шейха ас-Сухраварди, 9 — хан Ортма, 10 — мечеть — усыпальница Гайлани (1515 г.), 11 — мавзолей Зубейды, 12 — мечеть — усыпальница Мааруфа ал-Кархи (1215 г., перестроена в XVIII—XIX вв.) (https://tehne.com/event/arhivsyachina/arhitektura-omeyyadskogo-i-abbasidskogo-halifatov)
Багдад. Схематический план А — круглый город 766—941 гг. с дворцом в центре; Б — пригород Карх; В — Багдад с 1095 г. Ворота: 1 — Баб ал-Муазем, 2 — Баб ал-Вастани, 3 — Баб ал-Халаба или Ворота талисмана, 4 — Баб ал-Шарки, 5 — дворец Аббасидов, 6 — медресе Мустансирия, 7 — минарет Сук ал-Газаль, 8 — мавзолей шейха ас-Сухраварди, 9 — хан Ортма, 10 — мечеть — усыпальница Гайлани (1515 г.), 11 — мавзолей Зубейды, 12 — мечеть — усыпальница Мааруфа ал-Кархи (1215 г., перестроена в XVIII—XIX вв.) (https://tehne.com/event/arhivsyachina/arhitektura-omeyyadskogo-i-abbasidskogo-halifatov)

Рядом с мечетью располагался сук — рынок, настоящий центр экономической активности. Здесь торговали специями, тканями, украшениями, продуктами и ремесленными изделиями. Узкие улочки сука были наполнены шумом, запахами, голосами торговцев и покупателей. Сук был не только местом обмена товарами, но и информационным центром: здесь распространялись слухи, новости, идеи, заключались сделки, завязывались знакомства.

Торговые ряды сука часто были разделены по ремеслам: улица кожевников, ряд ювелиров, площадь гончаров. Такая организация облегчала поиск нужного товара и способствовала развитию ремесленных традиций.

Медресе, примыкающая к мечети, играла роль образовательного и интеллектуального центра. Здесь обучали не только религиозным наукам, но и грамоте, математике, астрономии, философии. Медресе притягивала студентов и учёных из разных городов, способствуя обмену знаниями и культурными традициями. В стенах медресе рождались новые идеи, обсуждались трактаты, велись диспуты.

Вокруг этого ядра — мечети, сука и медресе — формировались жилые кварталы (махалли). Махалля (или махалла) — это не просто квартал, а настоящая локальная община, сложившаяся вокруг мечети. В махаллях люди жили одной большой семьёй: здесь знали друг друга, поддерживали в трудную минуту, вместе отмечали праздники и решали бытовые вопросы. Махалля обеспечивала стабильность и порядок, а её уклад строился на принципах шариата и местных традиций. Часто махалли формировались по профессиональному или родовому признаку: квартал ткачей, кузнецов, гончаров или торговцев.

Важность торговли также подтверждают караван-сараи — постоялые дворы для приезжих купцов, паломников и путешественников. Караван-сараи строились вдоль торговых путей и вблизи городских рынков. Это были настоящие мини-крепости с толстыми стенами, внутренними дворами, складами для товаров, конюшнями, банями, иногда даже с собственной мечетью. Здесь путники находили кров, пищу, воду и безопасность, а их животные — уход и отдых.

Караван-сараи были не только местом ночлега, но и важнейшими точками экономической и культурной жизни. Здесь заключались сделки, обменивались новостями и идеями, происходило знакомство с новыми товарами и технологиями. В некоторых караван-сараях первые три дня пребывания были бесплатными — это считалось проявлением гостеприимства и благотворительности, а само строительство караван-сараев часто финансировалось за счёт вакфов (религиозных фондов).

Караван-сарай Дехи-бид (https://8-sredizemnomor-afrika-aziya-6-19v.archisto.info/arh-iran-16-17v-5.html)
Караван-сарай Дехи-бид (https://8-sredizemnomor-afrika-aziya-6-19v.archisto.info/arh-iran-16-17v-5.html)

В традиционных индийских городах индуистский храм или буддийская ступа становились духовным центром, вокруг которого выстраивалась вся городская жизнь. Планировка традиционных индийских городов глубоко пронизана религиозными и философскими принципами, отражёнными в древних трактатах, таких как ваасту-шастра и агама-шастра. Эти принципы определяли не только расположение храмов, но и структуру улиц, площадей, жилых и торговых кварталов. Ваасту-шастра — это древнеиндийская наука о гармонии пространства, своего рода индийский аналог фен-шуй. Согласно её канонам, город должен быть построен так, чтобы все элементы — храмы, дома, рынки, водоёмы — находились в гармонии с природой и космосом. Основные идеи ваасту-шастры:

  • Ориентация по сторонам света: главные входы в город и храмы обычно ориентировались на восток, чтобы встречать первые лучи солнца, символизирующие пробуждение и божественную энергию.
  • Центральное положение святыни: храм или ступа размещались в самом центре или на возвышенности, чтобы быть видимыми из любой точки города. Это подчеркивало их сакральную роль как оси мира.
  • Сакральная геометрия: планировка строилась на основе мандалы — геометрической схемы, символизирующей вселенную. Улицы и кварталы размещались по определённым осям, чтобы обеспечить энергетическую и духовную чистоту пространства.
  • Зоны чистоты и ритуальной защиты: вокруг храмов создавались особые зоны, где запрещалась определённая деятельность (например, мясная торговля или ремёсла, связанные с загрязнением), чтобы поддерживать ритуальную чистоту.
Деревенские поселения. Схематические планы, согласно «Шильпашастра» - трактату о секретах и правилах строительного искусства (https://archaic.totalarch.com/universal_history_of_architecture/india)
Деревенские поселения. Схематические планы, согласно «Шильпашастра» - трактату о секретах и правилах строительного искусства (https://archaic.totalarch.com/universal_history_of_architecture/india)

Храм питал все сферы жизини индийского города: вокруг храмов неизменно возникали шумные базары, гостиницы для паломников (дхармашалы) строились в непосредственной близости от храмов, а ремесленные мастерские обслуживали не только нужды храма (изготовление лампад, скульптур, украшений, одежды для божеств), но и потребности паломников.

Облик храма, его башни (шикхара или гопурам), украшения, фрески и скульптуры становились символами города. Ритуалы и праздники, связанные с храмом, определяли ритм жизни всего города: во время крупных фестивалей улицы наполнялись паломниками, музыкой, процессиями, а город превращался в единое праздничное пространство.

Таким образом, религиозные сооружения в древних и средневековых городах были не просто зданиями — они формировали пространство, структуру и атмосферу города. Их влияние ощущалось в каждой детали: от планировки улиц до организации рынков, от социальных связей до экономической активности. Даже спустя столетия, эти центры остаются символами и ориентирами, вокруг которых продолжается жизнь современных городов.

Источники:
1.
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43306965

2. https://naukaru.ru/ru/nauka/article/58173/view

3. https://www.rummuseum.ru/portal/node/360