Или как фовисты стремились вернуть в искусство искренность, детскую радость познавать мир через чистые краски.
Выставка проходит в Музее русского импрессионизма в Москве.
Французский Фовизм
Фовизм (от фр. fauve — «дикий») стал первым авангардным течением в мировом искусстве. «Дикарями» французский журналист Луи Воксель обозвал живописцев: Анри Матисса, Андре Дерена, Альбера Марке.
Все эти авторы представлены на выставке в символических «клетках».
Через семь лет Давид Бурлюк в статье для авангардистского альманаха «Синий всадник» перечислил «русских диких», которые наравне с французами «открыли новые принципы прекрасного» — это Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Илья Машков, Пётр Кончаловский и их товарищи.
Дикий Импрессионизм
Импрессионизм в переводе на русский — впечатление. Это живописное направление зародилось во Франции в конце 19 века, ну а позже уже распространилось по всему миру.
Вот что предрекал Дюран-Рюэль, галерист, продвигавший работы своих подопечных Моне и Писсарро:
У покупателей будут пользоваться спросом изображения современников, которые точно так же вкушают прелести городской жизни — прогуливаются в парках под ручку, катаются на лодках по озеру, купаются в речке или выпивают за столиком в кафе.
Галерист даже призвал художников рисовать картины меньшего размера, чтобы они умещались в стенах скромных квартир менее богатых коллекционеров.
Живопись впечатлений помогла русским авангардистам осознать, что предметом картины могут быть не только сюжет или настроение, но и сама энергия света и красок, экспрессия линий и форм.
Ярким примером "дикого русского импрессионизма" стали работы Аристарха Лентулова. Он вспоминал:
«Работа моя проходила главным образом на природе… В этом отношении я производил исключительно интересные опыты, допускал контрасты света и тени, от черного в тени и до чистого хрома в свету».
Примитивизм
Еще одно живописное направление, зародившееся в конце 19 века в Европе и очень полюбившееся русским авангардистам.
Сам термин относится к произведениям западноевропейской живописи и скульптуры, которые копировали или напоминали артефакты, резьбу и другие изображения, дошедшие до наших дней из древних культур.
В искусстве 19 века одними из первых приверженцев примитивизма стали Поль Гоген и Анри Руссо.
В России же, в начале 20 века, у истоков неопримитивизма оказались Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, которые стали интересоваться архаичным и народным искусством. Художники воспроизводили эмоциональность народного или детского сознания. Гончарова писала:
«Искусство моей страны несравненно глубже и значительнее, чем все, что я знаю на Западе…(я имею ввиду истинное искусство, а не то, что рассаживается нашими утвержденными школами и обществами) Источник вдохновения Запада — Восток и мы сами. Я заново открываю путь на Восток, и по этому пути, уверена я, пойдут другие».
Под истинным искусством Гончарова понимала традиционный народный промысел, живущий в деревнях, религиозные иконы и все то, что принижалось под давлением «высокого» искусства и оставалось в тени европейской традиции.
Таким образом, пока французские и немецкие живописцы искали вдохновение в колониальных странах Африки и Востока. Русские живописцы черпали вдохновение в своих же корнях, в русском лубке.
Символизм
Символизм также возникает во Франции во второй половине 19 века. Тогда объектам реальности противопоставляются символы — образы двойственной природы, явления бессознательного, сновидений и грёз.
После переезда на Таити ярким представителем символизма стал Поль Гоген. Символика в его работах становится всё более очевидной.
В поисках вдохновения и «мудрой простоты» художники устремились на Восток.
Русский символизм в начале 20 века представляют Павел Кузнецов, Мартирос Сарьян и Николай Русаков. Русские «дикие символисты» отправляются на поиски собственного рая в Индию и Японию. Кузнецов путешествует по Центральной Азии, Сарьян едет в Египет и Сирию.
В 1904–1907 годах Сарьян создаёт акварельный цикл «Сказки и сны», в котором использует символы, связанные с представлениями о Востоке. Распространённые образы — поэт, газель и каспийский благородный олень (марал). Они отсылают к восточному фольклору и различным культурным клише.
Сезаннизм
Французский постимпрессионист Поль Сезанн стал ключевой фигурой не только для европейской живописи, но и в России получил беспрецедентное количество восторженных почитателей и последователей.
В работах «московских сезаннистов» — старших участников объединения «Бубновый Валет» — живописные приемы француза сплавляются с пластикой русского примитивизма.
Еще 130 лет назад Сезанн понял, что увидеть — не значит принять на веру; увидеть — значит усомниться.
Мы, люди, рассуждал Сезанн, обладаем бинокулярным зрением: у нас два глаза. Более того, наш левый и правый глаз по-разному регистрируют визуальную информацию (хотя мозг объединяет информацию в единое целое). Каждый глаз по-своему видит окружающие предметы. Мало того, мы ведь имеем еще имеем привычку ерзать. Рассматривая объект, мы совершаем какие-то движения: вытягиваем шею, крутим головой, приподнимаемся с места. Тем не менее художник создает изображение, как будто подсмотренное через статичный объектив.
Сезанн решил этот вопрос напрямую, изображая предмет на картине одновременно с двух точек зрения.
Кончаловский, Машков, Фальк и Лентулов, которых назвали «цивилизованными сезаннистами», сложную пространственно-цветовую систему французского мастера рассматривали через призму живописи Матисса и Пикассо, а в сезанновских натюрмортах, портретах и пейзажах особенно ценили примитивистскую цветность, широту и сочность живописи.
Путеводитель
Музей предлагает несколько программ для детей. Главным героем, которых станет ЦВЕТ.
Цвет как признак бунтарства и свободы выражения. Правила отменены, и впереди только полет фантазии и творчества.
А для тех, кто не так увлечен живописью, но все же хочет прикоснуться к прекрасному, может подойти наш небольшой путеводитель по выставке.
В нем в общих чертах описано бунтарство русских диких художников начала 20 века.