Найти в Дзене
TVcenter ✨️ News

Бегство жены, суд с дочерью, романы с Шукшиной и Сидоровой: почему Карен Шахназаров встречает старость в одиночестве

Оглавление

В жизни Карена Георгиевича Шахназарова, словно в захватывающем киноромане, переплелись блеск великих творений и драма личных переживаний. Он, бесспорно, оставил яркий след в кинематографе, но вот в сердечных делах, казалось, судьба уготовила ему совсем иную роль. Ни одна женщина, сколь бы прекрасна она ни была, не смогла удержаться в его орбите надолго, ведь истинная, всепоглощающая страсть маэстро всегда принадлежала лишь одному – Его Величеству Кино.

Родившись в Краснодаре, в семье, где отец был юристом из древнего армянского рода Мелик-Шахназаров, а мать – простой русской работницей овощебазы, Карен Георгиевич с детства впитывал в себя удивительную смесь культур. Георгий Шахназаров, отец будущего режиссера, стал впоследствии видным политологом и академиком, человеком с невероятно свободным мышлением, что, конечно, не всегда соответствовало тогдашней партийной линии. А мама, окончившая театроведческий факультет ГИТИСа, привнесла в дом атмосферу искусства и вдохновения.

Именно эта художественная аура, словно невидимая нить, вела Карена Георгиевича по жизни. Благодаря высокому положению отца, двери всех театров, галерей и выставок были распахнуты перед ним. А выходные дни превращались в настоящие светские рауты, когда дом наполнялся звонким смехом и оживленными беседами звездных гостей – Целиковской, Любимова, Высоцкого. Но, несмотря на всю эту богемную суету, юного Шахназарова манил именно кинематограф. Он грезил о славе, о красивых девушках, о наградах, видя в этой сфере лишь праздничную сторону, сверкающую яркими огнями.

Карен Шахназаров
Карен Шахназаров

Как же глубоко он ошибался! Жизнь, словно опытный наставник, вскоре показала ему истинное лицо режиссерской профессии – жесткое, бескомпромиссное поле битвы, где нет полутонов, а есть только оглушительный успех или сокрушительный провал. Сколько же испытаний пришлось пройти Шахназарову на пути к своему триумфу? И что он потерял, стремясь к вершинам? 8 июля, когда генеральному директору «Мосфильма» исполняется 73, журналисты, словно по страницам старого, но такого живого дневника, вспомнили его удивительную биографию.

От горьких разочарований к оглушительному успеху

Свои первые шаги в кино Карен Георгиевич делал во ВГИКе, под чутким руководством Игоря Таланкина. Будучи одним из любимых учеников мастера, он получил уникальную возможность стать ассистентом на съемках фильма «Выбор цели», а затем и устроиться на легендарный «Мосфильм». Сердце молодого режиссера горело желанием снять свой первый фильм. В поисках подходящего материала он наткнулся на рассказ Льва Славина и, полный надежд, принес его в объединение Георгия Данелии.

Именно через Данелию он познакомился с Александром Бородянским, тем самым, что подарил зрителям «Афоню». Вместе они, словно два творческих вихря, создали сценарий для фильма «Дамы приглашают кавалеров». Но, увы, Госкино, словно строгий цензор, с негодованием отвергло их детище, обвинив в «искажении советской действительности». Шахназаров, конечно, был расстроен, но вскоре судьба, словно подбрасывая ему новую карту, подкинула уже одобренную комиссией работу – пьесу Леонида Зорина «Добряки». Тематика была ему не близка, но жажда творить, жажда снимать была сильнее любых сомнений, и он согласился.

Карен Шахназаров.
Карен Шахназаров.

И тут начинается настоящая драма! Его товарищ по ВГИКу, Иван Киасашвили, попросил отдать ему сценарий «Дамы приглашают кавалеров», ведь Шахназаров был занят «Добряками». Видимо, Иван попал к более благосклонному редактору, потому что Госкино дало добро. И вот тут-то ирония судьбы нанесла самый болезненный удар: бывший проект Карена Георгиевича «выстрелил», став настоящим хитом, в то время как его «Добряки» с треском провалились.

«Все это я переживал очень болезненно, плакал даже от обиды. Единственный раз в жизни! Выпивши, правда, был. Потом-то уже заматерел, да по большому счету не так уж много у меня и резали… Не скажу, что тогда я впал в депрессию, не такой у меня характер, но было крайне тяжело»,

— с горечью вспоминал режиссер.

Карен Георгиевич был на грани отчаяния, ему казалось, что в профессии его ждет лишь полный крах. От безысходности он написал повесть «Курьер», которая, к его удивлению, была опубликована в журнале «Юность». Произведение принесло автору литературную премию и сотни восторженных писем, что, словно глоток свежего воздуха, подбодрило его. Но с кино по-прежнему не складывалось, словно какая-то невидимая преграда стояла на пути.

Переломный момент наступил, когда, вдохновившись телепрограммой об Утесове, режиссер предложил Бородянскому создать музыкальную комедию. Они собрали вокруг себя настоящую команду отчаянных неудачников: Александру Панкратову только что «порезали» картину, и ему больше ничего не давали снимать; Игорь Скляр приехал из Курска, не имея в Москве ни единой опоры.

«Все совершенно ничем не обремененные. В принципе мы фильм делали про себя. Может, это и помогло»,

— с улыбкой заключил Шахназаров, вспоминая те дни.

Карен Шахназаров.
Карен Шахназаров.

Режиссер и бессменный гендиректор «Мосфильма»

Съемки фильма «Мы из джаза» в солнечной Одессе стали для режиссера и всей съемочной группы настоящим праздником, глотком свободы и творчества. Но главное – картина «выстрелила», прогремев на всю страну! С этим триумфом Шахназарова поздравил сам Евгений Евтушенко, чья слава в то время была просто запредельной.

С того момента, словно по мановению волшебной палочки, работать стало гораздо проще. Евгений Евстигнеев сам просился к режиссеру в фильм «Зимний вечер в Гаграх», куда пробовались также великие Леонов и Ефремов. Апогеем же творчества постановщика многие по праву считают фильм «Курьер» с незабываемыми Анастасией Немоляевой и Федором Дунаевским, картину, ставшую голосом целого поколения.

Потом были и другие шедевры: мистический «Город Зеро», пронзительная «Американская дочь», ностальгическая «Исчезнувшая империя», и, конечно, монументальная «Анна Каренина. История Вронского». Все чаще режиссер выступал и в роли продюсера, словно дирижируя целым оркестром кинопроизводства. А с 1998 года он бессменно занимает пост генерального директора и председателя правления легендарного «Мосфильма», став настоящим капитаном этого огромного корабля кинематографии.

-5

Рухнувшие браки и американская дочь: личные драмы маэстро

Многие работы Карена Шахназарова были, словно зеркало, частично автобиографичными. Вспомним хотя бы сюжет «Курьера», где юноша влюблен в девушку из совершенно иного круга. А «Американскую дочь» режиссер и вовсе называл «трибьютом к личной истории», хотя и подчеркивал, что картина все же не является полным отражением его жизни. Так какие же личные главы нашли свое воплощение на экране?

Впервые Шахназаров связал себя узами брака уже после выхода своего первого фильма. Избранница, Елена, только что окончила истфак, но режиссера покорила ее красота и удивительная легкость в общении. Довольно быстро постановщик сообщил родителям о своем намерении жениться и организовал свадьбу по всем правилам – с белым платьем, строгим костюмом и торжественной церемонией. Вот только совместная жизнь молодоженов продлилась всего полгода.

«Все было как-то сумбурно. Без обязательств, что ли. Сейчас Лена жена влиятельного бизнесмена, у нее двое детей. Изредка мы пересекаемся на каких-то мероприятиях… Может быть, все дело в том, что мы с ней встретились в очень грустный для меня период жизни. У меня не ладилось с кино, так что было не до личной жизни»,

— с грустью признавался режиссер, словно оправдываясь за быстротечность того союза.

Вскоре после оглушительного успеха «Мы из джаза» постановщик встретил в общей компании Алену Сетунскую и вновь, словно мальчишка, влюбился по уши. Через два с половиной месяца после знакомства они поженились, а спустя два года стали счастливыми родителями дочки Анюты. Девочке было всего четыре года, когда она рассталась с папой на долгие двадцать лет…

Карен Шахназаров с дочерью
Карен Шахназаров с дочерью

Как отмечал сам Шахназаров, они с супругой ссорились, мирились, решали бытовые проблемы, но ничто, абсолютно ничто не предвещало дальнейших событий, которые перевернули его жизнь. В мае 1989 года режиссер уехал на Каннский фестиваль, а когда вернулся – обнаружил лишь короткую записку. Алена сообщала, что улетела в Америку, чтобы показать дочке Диснейленд.

«Пытался что-то выяснить, встречался с родителями жены, но они все скрывали. Позже я заочно развелся. По суду выиграл право на воспитание дочери, но реально осуществить это возможности не было»,

— с болью в голосе рассказывал сценарист.

В 1994 году Карен Георгиевич три месяца работал в Сан-Франциско. У него была возможность слетать в Нью-Йорк и разыскать Анну, но он не стал. Решил, что большая часть жизни ребенка все равно прошла без него. И вот, спустя долгие годы, в 24 года, дочь сама позвонила папе и на ломаном русском языке объяснила, кто она. Родственники периодически общались, а в 2022 году появилась новость, что режиссер судится с наследницей за часть столичной квартиры. Впрочем, уже через пару дней выяснилось, что эта, казалось бы, скандальная история завершилась мирным соглашением, словно в хорошем кино, где добро побеждает.

Карен Шахназаров и Маря Шукшина
Карен Шахназаров и Маря Шукшина

Одиночка по сути: философские размышления маэстро

Главную роль в фильме «Американская дочь» сыграла обворожительная Мария Шукшина. На съемках между Шахназаровым и актрисой, словно искра, пробежали чувства.

«Между нами была симпатия. Кажется, взаимная. Лидия Николаевна называла меня своим зятем. Возможно, я был бы не против стать мужем Марии Шукшиной и даже рад. Но не сложилось. Отчасти потому, что в те годы я не смог избавиться от „комплекса курьера“»,

— откровенничал Шахназаров, словно исповедуясь перед миллионами читателей.

На съемках картины «Цареубийца» Карен Георгиевич сблизился с Дарьей Майоровой. На этот раз с браком режиссер не спешил, словно наученный горьким опытом. Влюбленные прожили вместе два года, прежде чем официально расписались. В этом союзе на свет появились два сына – Иван и Василий. Старший сын, Иван, в 2017 году снял свою ленту «Рок», да и младший, Василий, проявил интерес к кино. Казалось, постановщику наконец-то удалось создать крепкую семью, но и этот брак, увы, рухнул, когда младшему ребенку было всего пять лет. О конкретных причинах развода режиссер предпочитает умалчивать, лишь философски рассуждая о том, что профессия всегда, словно злой рок, мешала его личной жизни.

«Производство детей — вот смысл брака. Видимо, задачи были выполнены, дети есть. Наверно, я одиночка по своей сути. Понимаете, я нахожусь в хорошем обществе, с самим собой»,

— размышлял продюсер в эфире шоу «Однажды…» на НТВ, словно подводя итог своим сердечным делам.

Карен Шахназаров.
Карен Шахназаров.

На заре нулевых у режиссера случился роман с Ольгой Сидоровой, с которой он был знаком еще с конца 90-х – девушка снималась у постановщика в эпизоде «Дня полнолуния». Отношения актриса и гендиректор «Мосфильма» не афишировали, словно храня свою тайну от посторонних глаз. Хотя Ольгу часто видели с Кареном Георгиевичем на мероприятиях и праздниках, например, на дне рождения Ларисы Удовиченко. Так или иначе, ни женой, ни музой Шахназарова артистка не стала и впоследствии ушла от него к очередному поклоннику, словно подтверждая его слова о вечном одиночестве.

С тех пор о спутницах Карена Шахназарова ничего не слышно, но он, кажется, не слишком опечален этим одиночеством.

«Кино — моя единственная всепоглощающая страсть, единственный смысл в жизни. И в конечном счете это чувствовала каждая женщина из тех, что были со мной»,

— резюмировал режиссер, словно ставя жирную точку в этой главе своей жизни.

Ведь для него, истинного художника, кино – это не просто работа, это сама жизнь, ее пульс, ее дыхание, ее вечный двигатель.

А вам нравится творчество Карена Шахназарова? Пишите свое мнение в комментариях.

Мы делимся с вами самыми интересными новостями, а вы можете угостить нас виртуальной чашечкой кофе! Поддержите нас — и мы продолжим радовать вас свежими историями!