Найти в Дзене
Дмитрий Март

Директор цирка. Максим Никулин продолжает дело своего великого отца

С 1983 года Московским цирком на Цветном бульваре руководил всенародно любимый актер Юрий Никулин. С декабря 1996 года, в честь празднования 75-летия народного артиста СССР, цирк стал называться его именем. А на днях в МДК состоялась интересная творческая встреча с членом Национальной академии циркового искусства России Максимом Юрьевичем Никулиным, генеральным директором и художественным руководителем цирка на Цветном бульваре, которым он руководит почти три десятка лет. Чуть ниже приводим некоторые вопросы и ответы в нашей авторской интерпретации. Максим Никулин родился 15 ноября 1956 года в Москве. Его мама, Татьяна Покровская, тоже работала в цирке. Однако сам он даже не мечтал пойти по родительским стопам, поскольку понимал, что его непременно будут сравнивать с отцом. Поэтому решил поступить в МГУ на факультет журналистики. С 1974 года работал корреспондентом в «Московском комсомольце», потом в главной редакции всесоюзной радиостанции «Маяк» и на Центральном телевидении, где
Оглавление

Старейший в российской столице Московский цирк Никулина на Цветном бульваре в этом году отмечает очередной крупный юбилей.

Коллаж автора. Фото из архива "7 секретов"
Коллаж автора. Фото из архива "7 секретов"

Он был основан ещё 145 лет тому назад, в 1880 году, конным акробатом, дрессировщиком лошадей и потомственным артистом Альбертом Саламонским, который, кстати, чуть позже, в 1888 году, создал и Рижский цирк.

С 1983 года Московским цирком на Цветном бульваре руководил всенародно любимый актер Юрий Никулин. С декабря 1996 года, в честь празднования 75-летия народного артиста СССР, цирк стал называться его именем.

А на днях в МДК состоялась интересная творческая встреча с членом Национальной академии циркового искусства России Максимом Юрьевичем Никулиным, генеральным директором и художественным руководителем цирка на Цветном бульваре, которым он руководит почти три десятка лет.

Чуть ниже приводим некоторые вопросы и ответы в нашей авторской интерпретации.

В 2000 году открыли композицию (автор - скульптор Александр Рукавишников) Юрию Никулину на Цветном бульваре —  как раз напротив цирка. Фото из архива "7 секретов"
В 2000 году открыли композицию (автор - скульптор Александр Рукавишников) Юрию Никулину на Цветном бульваре — как раз напротив цирка. Фото из архива "7 секретов"

НАША СПРАВКА

Максим Никулин родился 15 ноября 1956 года в Москве. Его мама, Татьяна Покровская, тоже работала в цирке. Однако сам он даже не мечтал пойти по родительским стопам, поскольку понимал, что его непременно будут сравнивать с отцом.

Поэтому решил поступить в МГУ на факультет журналистики. С 1974 года работал корреспондентом в «Московском комсомольце», потом в главной редакции всесоюзной радиостанции «Маяк» и на Центральном телевидении, где был ведущим программы «Утро».

Примечательно, что в 11-летнем возраста он снялся в культовой комедии «Бриллиантовая рука», в которой главную роль сыграл его отец.

Максим изображал мальчика с сачком, который идет по мелководью, пока его не догоняет и не сталкивает в сторону Геннадий Козодоев (Андрей Миронов). Впрочем, киноактером «сын Никулина» (так его обычно называют) тоже не захотел быть.

С Андреем Мироновым. Фото из архива "7 секретов"
С Андреем Мироновым. Фото из архива "7 секретов"

Далеко не заглядывал

- Почему вы решили стать журналистом? Хотя многие наверняка думали, что вы продолжите династию...

- Скажу честно: когда я заканчивал десятый класс, то вообще ничего не хотел. Иногда у меня спрашивают: «А вам не обидно, что у вас постоянно спрашивают об отце?

Хотя вы ведь тоже человек самодостаточный. Директор цирка!» Я всегда отвечаю так: «Не обидно!» Честное слово, мне точно не обидно. Свою роль тут сыграло то, что я никогда не стремился к публичности.

Она мне никогда не была нужна. Хотя и появилась «автоматом» благодаря работе на радио и телевидении. Однако у меня не было даже желания выступать перед кем-то на подмостках.

Я точно не актер. К чести моих родителей, они меня «хвостом» за собой на арену не тянули. И никуда и никому не рекомендовали. Даже разговоров таких никогда не было. И не только о цирке, но и о театре или о кино.

Родители никак не могли понять, куда же я пойду после школы. А я тогда действительно ничего не хотел. Мне нравилось играть на гитаре. Я стремился только к одному: чтобы от меня все отстали и не мешали моему увлечению музыкой.

Никаких других идей в голове не было и в помине. Я тогда вообще далеко не заглядывал. Родные думали, что я имею право самостоятельно выбрать дорогу в жизнь.

Ну я и выбрал. Причем совершенно случайно. Хотя когда я заканчивал школу, в семье началась тихая паника. Она не была сильно выражена, но явно присутствовала.

Новое здание Цирка на Цветном бульваре. С высоты выглядит непривычно. Фото из архива "7 секретов"
Новое здание Цирка на Цветном бульваре. С высоты выглядит непривычно. Фото из архива "7 секретов"

К счастью, на помощь пришел один знакомый - известный в СССР корреспондент, который посоветовал мне пойти в журналисты. В общем, в гуманитарии. А что? Отличная идея! Так и все подумали, в том числе я сам.

Не было внутреннего посыла

- Почему это была отличная идея?

- Потому что точные науки были явно не для меня. Они отпали уже в «полуфинале» моих исканий будущей профессии. В школе успехами по физики или по математике я не мог похвастаться.

Значит, нужно что-то «неточное». Журналистика тут стала прекрасным выходом из патовой ситуации. К тому же, с дипломом МГУ можно работать где угодно. Так оно в итоге и получилось.

Другое дело, что уже через год мне в «гуманитарке» тоже страшно надоело. В результате я перевелся на вечернее отделение МГУ и устроился в «Московский комсомолец».

Вскоре понял, что журналистика — это точно мое. В отличии от артистической карьеры, о которой я никогда не помышлял. Я и сегодня уверен: на сцене без внутреннего посыла ничего не получится.

Чтобы пойти в артисты, должно быть не чье-то пожелание, а собственное желание. Как известно, многие дети театральных и киношных знаменитостей поступают на актерский факультет. А потом работают где угодно, но только не по «родительской» специальности.

Внутри цирка. Фото из архива "7 секретов"
Внутри цирка. Фото из архива "7 секретов"

- Сегодня на дворе нелегкие времена. Вроде бы не до смеха. Как вам живется?

- АО «Московский цирк Никулина на Цветном бульваре» - это сугубо частная компания. Мы живем на свои деньги. Никаких дотаций или субсидий не получаем.

В общем, крутимся как может. Спросите: «И как?» Пока получается. Причем получается неплохо. Я имею в виду не выживание, а вполне нормальную жизнь. Скажу прямо, хотя я и не хвастаюсь: у нас достаточно успешная структура.

Напомню, как я попал в Цирк на Цветном бульваре. Это произошло случайно и было вызвано трагическими событиями. Тогда убили заместителя моего отца - директора-распорядителя Михаила Седова.

Он отвечал в цирке за всю административную и деловую деятельность. Папа приходил домой с совершенно перевернутым лицом. Невероятно уставшим и вымотанным...

Начал разгребать дела

- Тогда ведь были лихие 90-е?

- Именно лихие. Михаила Седова убили в 93-м... В те годы никто не знал, куда мы все идем, в том числе, куда идет страна. Мы жили вместе с отцом. Ему пришлось столкнуться с такими вещами, о которых он понятия не имел.

Какие-то встречи, переговоры, выяснения отношений... Но это все точно не его уровень. Он же артист, а не администратор. Было очевидно, что ему нужен человек, на которого можно опереться.

С М. И. Шуйдиным на арене Цирка на Цветном бульваре, 1977 год. Фото из архива "7 секретов"
С М. И. Шуйдиным на арене Цирка на Цветном бульваре, 1977 год. Фото из архива "7 секретов"

И я предложил свою кандидатуру. Без зарплаты, на волонтерских началах. Я готов был приходить несколько раз в неделю, чтобы помочь разобраться в текущей ситуации.

Хотя сам тогда еще работал на телевидении. Но у меня выпуски были утренние, а потом я уже был свободен. Так я постепенно стал помогать разгребать дела. Вот лежат документы на столе.

Решая те или иные вопросы, откладывал бумаги либо направо, либо налево. И незаметно втянулся. В общем, с головой окунулся в цирковые вопросы. Я вернулся в цирк — можно сказать и так.

Потому что я ведь типичный цирковой ребенок. Хотя, как мне рассказывали, даже заключались пари, сколько я продержусь в кресле. Особенно после смерти, в 1997 году, отца.

Оптимисты давали «максимум год». А пессимисты говорили так: «Да он сразу все продаст и смоется!» Но прошло уже почти тридцать лет, а я все еще не смылся. Да и не собираюсь никуда валить.

Есть такая присказка: он родился в опилках. Так говорят о цирковых детях, которым больше некуда деваться, кроме как идти по стопам родителей-артистов.

Такой ребенок учится стоят на руках раньше, чем на ногах. Я хоть и «родился в опилках», но потом пошел в другом направлении. Однако в итоге вернулся в тот мир, в котором родился. И который с детства всегда был так хорошо знаком. Поэтому мне вовсе несложно было в него входить.

Отец и сын. Фото из архива "7 секретов"
Отец и сын. Фото из архива "7 секретов"

Фамилия помогает

- Как вас принял коллектив?

- Я пришел «с холода», как говорится. У меня не было ни своих симпатий, ни своих антипатий, потому что я же не рос по карьерной лестнице изнутри.

У меня не было ни перед кем каких-либо обязанностей. В этом было мое существенное преимущество. Причем отмечу, что я не был назначенцем.

Когда не стало отца, меня выбрали на общем собрании акционеров. Хотя было предложено несколько кандидатур. И многие возмущались: как же так — не успел прийти и сразу в генеральные директоры!

- Почему выбрали именно вас?

- Уже тогда все прекрасно понимали, почему. Из чисто деловых и сугубо меркантильных соображений. Потому что с фамилией Никулин гораздо проще чего-то добиться для цирка, чем с фамилией Иванов, Петров или Сидоров.

И так было все эти годы и даже десятилетия. Кроме того, сыграла память о моем отце и огромнейшее к нему уважение. Причем это всегда происходит даже на подсознательном уровне.

Отец, сын и внук - тоже Юрий. Фото из архива "7 секретов"
Отец, сын и внук - тоже Юрий. Фото из архива "7 секретов"

Когда я бываю на Новодевичьем кладбище, то на аллее артистов иногда встречаю экскурсии. Люди замечают меня и начинают улыбаться.

Они видят меня, а вспоминают о моем отце. По таким вещам я давно уже понял, насколько в народе его любят. Он был великим даже не артистом, а именно человеком.

- Легко ли быть сыном самого Юрия Никулина?

- Прежде всего отмечу, что об отце я могу рассказывать часами, нисколько не завидуя его популярности. Иногда у меня спрашивают: может, вы хотите что-нибудь рассказать о себе.

Нет, ничего я не хочу! Я прекрасно осознаю, что у меня с отцом калибр совершенно разный, так чего мне рассказывать о себе. Второй Никулин никому не нужен.

Когда я развивался в журналистике, то есть совсем в другом направлении, меня, естественно, тоже постоянно сравнивали с отцом. Увы, я вижу, как «добрые люди» оплевывают детей знаменитых родителей.

Это касается, скажем, и Кости Райкина, и Феди Бондарчука, и многих других. Мол, папа да, а этот куда лезет? Так что, чтобы обо мне так не говорили, я даже не стал суетиться в актерском направлении. Мне кажется, и правильно сделал!

В 2001 году на Новодевичьем кладбище был установлен памятник работы скульптора Александра Рукавишникова. Любимого ризеншнауцера Фёдора Максим привёз отцу  из Германии. Фото из архива "7 секретов"
В 2001 году на Новодевичьем кладбище был установлен памятник работы скульптора Александра Рукавишникова. Любимого ризеншнауцера Фёдора Максим привёз отцу из Германии. Фото из архива "7 секретов"

500 человек

- У вас большой коллектив?

- 500 человек. Не хочу хвалиться, но, с другой стороны, я действительно горжусь тем, что у нашего цирка все хорошо. В этом смысле чувствую себя вполне успешным бизнесменом.

Да, я не артист, а самый обычный топ-менеджер. Не скажу, что очень крупной компании, но и не такой уж маленькой, как вы понимаете. У меня часто спрашивают: «Как вы управляете?»

Я пожимаю плечами: «Не знаю...» Да и откуда мне знать, ведь управлению я нигде не учился. С другой стороны, как мне кажется, цирком не нужно руководить.

Это как дорогие швейцарские часы, которые служат человеку, а потом послужат еще и его детям, и его внукам. Как можно управлять часами? Никак. Это же механизм.

Его нужно обслуживать. Вовремя смазывать, чистить, полировать. Именно этим я и занимаюсь, если честно. Я точно никем не управляю и не командую. Потому что люди и без меня прекрасно знают, что им нужно делать.

Мой отец, когда был в кресле генерального директора, тоже так поступал. Когда ему нужно было сделать кому-то внушение, он переживал больше, чем тот человек, которого он отчитывал. Он краснел и потел.

Мне было, признаюсь, порой так смешно, что я уходил в свой кабинет. Мне кажется, на любом месте самое главное — оставаться человеком. Десять заповедей никто не отменял. Не надо думать о них постоянно - нужно жить по ним...

- Максим Юрьевич, благодарим за интересную творческую встречу, желаем дальнейших успехов во всем!

Читайте другие материалы автора:

Знаменитости на канале "Дмитрий Март" | Дмитрий Март | Дзен
Артисты на канале "Дмитрий Март" | Дмитрий Март | Дзен
Кино на канале "Дмитрий Март" | Дмитрий Март | Дзен