Найти в Дзене
Военная история

Техосмотры теперь будет 2 раза в год, но это не все, что ждет автолюбителей с авто старше 10 лет

В июле 2025 года в России обсуждается новый законопроект, который может серьёзно повлиять на владельцев старых автомобилей. Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) предлагает увеличить транспортный налог для транспортных средств старше 15 лет и обязать их проходить технический осмотр дважды в год. Средний возраст автопарка в стране уже достиг 16 лет, и инициатива направлена на ускорение обновления автопарка. Какими могут стать последствия для владельцев и как это скажется на их расходах?

Сегодня в России насчитывается около 55 миллионов автомобилей, из которых примерно 40 миллионов имеют возраст более десяти лет. При этом средний срок эксплуатации машин составляет около 16 лет — один из самых высоких показателей в Европе. Старые автомобили чаще требуют ремонта, потребляют больше топлива и оказывают большее негативное воздействие на окружающую среду из-за устаревших технологий. Кроме того, такие машины не всегда соответствуют современным требованиям безопасности.

РОАД отмечает, что отсутствие ограничений по возрасту автомобиля препятствует обновлению транспортного парка страны. Для сравнения, в Японии старые транспортные средства облагаются более высокими налогами, а в ряде европейских государств действуют государственные программы утилизации с целью стимулирования покупки новых автомобилей. В России же подобные меры пока недостаточно развиты, и новая законодательная инициатива направлена на изменение текущей ситуации с помощью финансовых стимулов.

Одним из основных предложений законопроекта является повышение транспортного налога для автомобилей старше 15 лет. Точные размеры надбавок ещё обсуждаются, однако представители РОАД отмечают, что рост налоговой ставки не должен стать чрезмерным, чтобы не оказать слишком большого давления на бюджет большинства владельцев. В настоящее время налог вычисляется на основе мощности двигателя и региона регистрации транспортного средства. Например, в Москве ставка составляет 12 рублей за каждую лошадиную силу, что для машины с мощностью 100 л.с. равно 1200 рублей в год. При удвоении ставки ежегодные расходы владельца возрастут до 2400 рублей. Для более мощных автомобилей сумма может увеличиться значительно. В регионах с более низкими тарифами рост будет менее ощутим, но всё же заметен. Цель повышения — сделать эксплуатацию старых машин менее экономически выгодной и побудить владельцев задуматься о приобретении новых транспортных средств или более современных подержанных авто.

Ещё одной мерой является обязательное прохождение технического осмотра два раза в год владельцами автомобилей с возрастом более 15 лет. На данный момент легковые машины возрастом от 4 до 10 лет проходят проверку раз в два года, а для авто старше 10 лет — ежегодно. В коммерческом транспорте требования жёстче: например, для такси и автобусов осмотр проводится ежегодно для машин младше 5 лет, и раз в полгода для более старых автомобилей. В 2025 году стоимость техосмотра выросла на 7,5% и в среднем составляет от 1000 до 1500 рублей в зависимости от региона. При увеличении частоты проверок владельцам придётся тратить на техосмотр 2000–3000 рублей в год, а также оплачивать ремонты для устранения выявленных неисправностей. РОАД подчёркивает, что такая мера направлена на повышение безопасности на дорогах, так как старые автомобили нередко становятся участниками ДТП из-за технических неполадок.

Основная цель инициативы — стимулировать обновление автопарка в стране. По оценкам ассоциации, для достижения этой задачи необходимо ежегодно продавать около трёх миллионов новых автомобилей в течение десяти лет. При этом продажи новых автомобилей в 2024 году составили лишь 1,4 миллиона единиц, что значительно ниже требуемого показателя. Крупные производители, среди которых «АвтоВАЗ» и китайские автокомпании, поддерживают инициативу, рассчитывая увеличить свои рыночные доли.

Для владельцев старых моделей, таких как Lada 2107 или зарубежных автомобилей 1990-х годов выпуска, внедрение новых правил может стать существенной финансовой нагрузкой. Многие пользуются такими машинами из-за их доступности и простоты обслуживания, особенно в регионах с низким уровнем доходов. Законопроект находится в стадии обсуждения, и его окончательные положения будут сформированы до конца 2025 года. Возможный ввод новых требований ожидается с 2026 года.

Автовладельцам рекомендуется заранее подготовиться к изменениям. В первую очередь стоит проверить техническое состояние автомобиля, так как исправные тормоза, фары и шины облегчат прохождение техосмотра. Кроме того, можно обратить внимание на государственные программы утилизации, предлагающие скидки при обмене старого автомобиля на новый. Например, в 2024 году «АвтоВАЗ» предоставлял скидку до 50 тысяч рублей при сдаче старой машины в утилизацию.