Найти в Дзене
История X

Загадка подводной лодки М-200: Из-за чего ее "раздавил" корабль?

Советский флот 1950-х годов был гордостью страны. Но один эпизод, случившийся 21 ноября 1956 года, до сих пор вызывает споры, обсуждения и множество версий. В этот день подводная лодка М-200 "Месть" вышла в обычный рейс — и не вернулась…

Что же произошло в тот вечер в Сурском проливе? Почему спасательная операция затянулась? И можно ли было избежать трагедии?

Малютки, которые не прощают ошибок

К 50-м годам прошлого века в СССР активно использовались малоразмерные подводные лодки типа М — "Малютка". Эти лодки были компактны, мобильны и легко перевозились по железной дороге. Однако за удобством скрывались трудности обитания: тесные отсеки, слабая вентиляция, высокая нагрузка на экипаж.

Несмотря на это, "Малютки" показали себя эффективно во время Второй мировой. Некоторые из них, благодаря своим небольшим размерам, могли незаметно проникать в узкие заливы, обходить минные поля и поражать врага внезапно.

21 ноября 1956 года: начало перехода

Подводная лодка М-200 покидала Таллин, направляясь в Пальдиски. Экипажу была поставлена задача провести замеры магнитного поля. Командиром лодки был недавно назначенный капитан третьего ранга Шумани — молодой, но с ограниченным опытом управления субмариной.

-2

На борту также находился капитан второго ранга Штыков, представитель штаба, временно сопровождавший рейс. После замеров подлодка начала обратный путь. Именно в этот момент на горизонте появились огни неизвестного судна

Ошибка, которая стоила жизни

В 19:45 вахтенный сигнальщик заметил на расстоянии четырёх миль огни, приближающиеся к подлодке. Это был эскадренный миноносец "Статный". Из-за отсутствия радиолокации и перепутанных указаний на мостике, подводная лодка начала опасный манёвр.

По правилам, суда должны расходиться левыми бортами, однако Шумани принял решение уходить правым, нарушив морскую практику. Последний манёвр оказался роковым — лодка подставила правый борт под удар миноносца.

Удар пришёлся на пятый и шестой отсеки, которые были мгновенно затоплены. М-200 опустилась вертикально и легла на дно.

-3

В воде оказалось 8 моряков – двое погибли сразу, шестеро были спасены.

Ещё шесть человек — находившиеся в месте удара — погибли мгновенно.

20 моряков остались заперты внутри затонувшей субмарины.

Надежда была — но время ушло

Спасатели обнаружили аварийный буй, через который была установлена связь с первым отсеком, где находилось 6 молодых подводников.

Старшим среди них был лейтенант Владислав Колтаков, который умолял штаб разрешить самостоятельный выход, так как уровень углекислого газа стремительно рос, а вода начала поступать внутрь.

Комиссия решила действовать иначе — при помощи кранов и буксировки попытаться приподнять лодку. Но в этот момент:

  • начался шторм
  • оборвался телефонный кабель
  • операция была временно остановлена

Когда работы возобновились, связь с отсеком уже не удавалось восстановить. Лодка молчала…

Финал

Лишь 29 ноября, спустя 8 дней после столкновения, подлодку подняли со дна и отбуксировали в порт. Все 6 человек в первом отсеке погибли. Они были похоронены с воинскими почестями в Пальдиски.

Саму лодку вскоре списали, а эскадренный миноносец "Статный" ещё долгие годы служил флоту, охраняя в том числе и атомный ледокол "Ленин".

Последствия

Командиры обоих кораблей — Шумани и Савчук — были признаны виновными и получили по 3 года заключения. Однако спустя полтора года Савчук был помилован, восстановлен в звании и продолжил службу.

Инцидент вызвал большой резонанс внутри флота, но вопрос о причинах провала спасательной операции так и остался открытым. Почему драгоценное время было упущено? Почему не разрешили экстренный выход подводникам?

История М-200 "Месть" — не просто трагедия. Это напоминание о хрупкости человеческой жизни, о важности точных решений и о том, как одно неверное действие может изменить всё.

Сегодня в Пальдиски осталась мемориальная плита. А море — всё ещё хранит свою тишину. Но время от времени, по ночам, на водной глади, местные рыбаки замечают необычные огни, точно в том месте, где когда-то погрузилась подлодка...

Все изображения взяты из открытого источника
Все изображения взяты из открытого источника

Буду благодарен за вашу финансовую поддержку, лайки и комментарии!

Заходите в наш Телеграм если интересна правда о нашей настоящей истории