В этот раз публикация будет не про исторические события и персонажей, а об одной истории, совсем недавно приключившейся с автором канала "Мир глазами историка". История отчасти забавная, отчасти поучительная.
Началось всё с того, что в середине марта сего года в мобильном приложении СберБанка внезапно появилась информация о том, что якобы по кредитной карте имеется задолженность в размере почти 11000 рублей, в связи с чем счёт карты заблокирован. Казалось бы почти рядовая ситуация, но дело в том, что по указанной кредитной карте операции прекратились аж 8 лет назад в связи как раз с погашением всей имевшейся задолженности и аннулированием карты с закрытием счёта. Сама пластиковая карта само собой возвращена СберБанку. И потому в мобильном приложении СберБанка на смартфоне автора этой статьи никаких сведений об этой кредитной карте не было. А вот в марте 2025 кредитная карта вдруг объявилась, правда, данные самой карты узнать было нельзя, кроме последних 4-х цифр номера карты. Зато данные счёта карты оказались доступны. И ко всему прочему оказывалось, что если в какой-то там срок СберБанку деньги перечислить, то можно дальше пользоваться кредитной картой.
Поскольку отношение у автора этой статьи к деньгам зачастую похоже на безответную любовь, то само собой 11-ти тысяч рублей на выброс не оказалось. Зато в наличии было страстное желание разобраться в ситуации незамедлительно. Зная по собственному опыту, что СберБанк России привык действовать в чьих угодно интересах, но только не частного клиента, нужно было оперативно решать проблему. Пока эти деятели не решились на самовольное списание предъявленной суммы с зарплатной дебетовой карты. Поэтому сразу же в день обнаружения этой дезинформации автор статьи решил дублем направить сообщение в службу поддержки мобильного приложения и через это же приложение к смартфону позвонить в поддержку Сбера.
По телефону как водится долго передавали эстафету от специалиста к спецалисту. Но всё-таки специалист для такой "сложнейшей" ситуации нашёлся, подробно выслушав и уточнив некоторые данные о том, как СберБанк на пустом месте нарисовал автору задолженность, женщина-специалист пояснила как подать письменное обращение через любое отделение СберБанка. Что автор в тот же день и сделал. Текстовое же обращение в службу поддержки за тот день из переписки таинственным образом исчезло. Поскольку вместо вразумительного ответа на вопрос "в связи с какими операциями возникла задолженность?" сразу от СберБанка пришла смска следующего содержания (см. ниже) и больше ни гу-гу и неделю, и полторы, и две.
Пришлось перейти на более жёсткий вариант вопроса и сам вопрос расширить.
Ваш банк незаконным образом пытается мне вменить мнимую задолженность по кредитной карте. Требую предоставить мне детализацию всех операций по всем кредитным картам, оформленным мной за весь период.
После очередной смски всё с теми же напоминаниями и после самостоятельной попытки автора в мобильном приложении получить хоть какие-то данные, благо подобный сервис в приложении Сбер имеется. Но максимум достигнутого — данные по операциям за последние 1,5 года, а точнее отсутствие каких-либо операций по счёту. Наконец на электронную почту и в личный кабинет мобильного приложения пришёл ответ на письменный запрос:
..., мы рассмотрели ваше обращение №250313-7001-630698 от 13.03.2025. Задолженность по счету кредитной карты у вас по ранее совершенным операциям. Задолженность отображена корректно. Подготовили для вас выписки. Срок хранения информации – 5 лет в соответствии ч.1 ст.29 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учёте». Ознакомиться с ними вы можете в любом офисе банка с номером обращения и паспортом или в приложении СберБанк Онлайн. СберБанк
Выписки — это те же данные за 1,5 года вместо хотя бы 5 лет и что-то типа справки с таким же содержанием, что и письмо слово в слово. В общем, намёк ясен: "давай деньги и не возражай". Причём этот ответ пришёл после неоднократного продления сроков рассмотрения.
В течение оставшейся части марта, всего апреля и вплоть до преддверия майских праздников продолжалась эта странная переписка. Автор статьи в очередной раз требовал ускорить передачу данных по банковским операциям со счётом кредитной карты хотя бы за доступные 5 лет. Представители СберБанка предельно вежливо обещали, что вот-вот всё будет, но надо опять подождать. Попутно сбрасывая ушрожающие СМС сразу после обещаний подготовить побыстрее данные об операциях со счёта кредитной карты.
В конце концов автор этой статьи, решив, что без судебного иска не обойтись, стал готовить исковое заявление, благо имеется некоторая юридическая практика, для признания необоснованными требований об оплате мнимой задолженности перед СберБанком. Отправил почти ультимативное письмо в службу поддержки и одновременно в некую Службу омбудсмена СберБанка, реквизиты которого нашёл на сайте банка.
Здравствуйте. К 28 апрелю ваш банк должен был подготовить данные об операциях по моей давно закрытой кредитной карте. Сведений до сих пор нет. Сегодня звонит некая Наталья номер 5969 (с её слов) и в очередной раз начинает петь эту вашу песню о несуществующем долге.
Ничего я вашему не должен, до 7 мая не будет это признано банком, я подаю материалы в суд.
И сведения по моей карте в полном объёме предоставьте мне немедленно.
(текст письма в Службу поддержки в мобильном приложении СберБанка)
Сначала позвонила начальник тех сотрудниц, которые вели с автором статьи переписку, и из разговора с ней стало известно, что за последние 5 лет по счёту кредитной карты никаких операций не проводилось, последний до этого баланс на карте был нулевым. На вопрос автора статьи о том, как могла "заработать" неработавшая кредитная карта, был получен ответ, что при переходе на систему МИР такое могло случиться. А через некоторое время был звонок из Службы омбудсмена СберБанка, с ним состоялся короткий, но обстоятельный разговор, в котором автор статьи пояснил, что мнимый долг за подлинный не признаёт, оплачивать не будет, списать со счёта другой карты будет незаконно, судебной перспективы у претензии Сбербанка нет.
Вы обратились в банк по задолженности кредитной карте. Просите предоставить выписку за 5 лет и ранее, когда образовался долг.
Решение:
В индивидуальном порядке, мы аннулировали задолженность по кредитной карте MIR5129.
Мы подготовили выписку по карте за 5 лет. Операции за этот период отсутствуют. За более ранний период выписку не можем предоставить, т.к срок хранения документов истёк.
Рекомендуем в любом офисе банка подать заявление на закрытие счета карты.
С уважением, Дмитриева Кристина
Специалист ПАО Сбербанк
(из письма на электронную почту автора статьи)
И вот в июне история с мнимой задолженностью подошла к счастливому завершению. ПАО СберБанк вынужден был принять своё поражение.
Вот так почти 3 месяца ушло на достижение победного результата. Автор поместил данную публикацию не из одного хвастовства, хотя и этого есть чуть-чуть, что уж скрывать. Наверняка N-ная часть аудитории разными способами рассталась бы с деньгами с той или иной степенью добровольности. Кто-то бы, повинуясь своему фатализму, смирился бы, и вопрос только в том, каким путём СберБанк отобрал бы деньги у субъекта. Кто-то сам бы перечислил сразу требуемую сумму или договорился бы о рассрочке (такие предложения от Сбера были). Кто-то дождался бы судебного приказа и постановления ФССП. Кто-то, может быть, в гневе сломал бы свой телефон. Стоит всё-таки учесть, что правовое государство существует там, где граждане сами готовы отстаивать свои права.
NB! Оформив подписку "премиум", можно заказать статью наинтересующую тему. Побробности в статье, ссылка выше.
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.