Почтальонка из Низовки Валентина Владимировна Романова – неисправимая оптимистка. О своей работе рассказывает с юмором и жизнелюбием:
- Я когда на работу в 2012 году пришла, получила первую зарплату всего 3800 рублей. А сейчас МРОТ повысили – пусть и на 70 процентов ставки тружусь, все равно прилично получается. А где еще деньги взять, когда нужны?
- Меня сейчас до Низовки на почтовой машине возят. Разве плохо? Нет, и пешком, конечно, на Станцию Ардатов за почтой хожу, но по средам только на транспорте.
- У нас такая работа, что природой невозможно не любоваться: вот вам и снег, и дождь, и прохлада. Недавно иду с зонтиком, дождь вроде кончился, чуть прошла – снова начался. Ну вот, думаю, не зря зонт несу.
- Меня ноги, кажется, сами несут по знакомому маршруту. Я от Низовки до Станции Ардатов за минут 15-20 добегаю. А что в этом плохого? Движение – жизнь, тем более с моими болячками. Надо себя молодо держать, чтоб ноги не останавливались.
Она везде, где другой бы нашел повод для обиды и несправедливости, отыскивает положительные моменты, в разговоре заражает легкостью, а об ответственности и работоспособности Валентины Владимировны докладывают коллеги по отделению в пос. Станция Ардатов – «она и «Маяка» больше других выписывает, и план продаж всегда хорошо выполняет».
Быть почтальоном Валентина Владимировна никогда не планировала – окончила школу бухгалтеров, трудилась мастером на ватной фабрике, а как пришло время выходить из декретного отпуска, бывшая начальница почты в поселке Станция Ардатов, односельчанка Нина Дмитриевна Жочкина уговорила пойти к ним, всему научила.
В самой Низовке почтового отделения не было никогда, даже в советское время. Тогда, в 80-х годах, село они обслуживали вдвоем с напарницей, каждый раз тащили со Станции по 2-3 огромные сумки, хорошо, их знали, машины, в основном грузовые, никогда не проезжали мимо – всегда предлагали подвезти.
Валентина Владимировна выходила на работу даже ночью – подменяла сменщиков. Почту в поселок доставляли на поезде – он прибывал на Станцию Ардатов около двух часов ночи, они с тележками встречали его на перроне, сгружали корреспонденцию, посылки, распределяли по секциям, откуда наутро их забирать приезжали с разных концов района. Она уже и не помнит, вся ли почта доставлялась на поезде, или только часть, лишь эти ночные смены врезались в память, да что корреспонденция не вмещалась в одну тележку, ездить приходилось несколько раз, но тяжести не чувствовалось – Валентина Владимировна по привычке жизнерадостно находит причину: «молодые были».
На почте тогда она проработала три года – потом снова ушла в декрет, а после переехала с семьей в Малое Игнатово. Там была заведующей фермой, продавцом, даже какое-то время на почту выходила. В малом селе прожила около 20 лет, а потом вернулась в почти родную Низовку – почти потому, что Валентина Владимировна появилась на свет в ныне несуществующем поселке Заря, откуда в 70-х годах жители стали разъезжаться – они с родителями перебрались в Низовку.
В 2012 году ей по старой памяти предложили должность почтальонки, она не отказалась и вот уже 13 лет бессменна на этой должности. Сама рассуждает, что прежде люди на такой работе не задерживались потому, что село большое, клиентов много, да и на Станцию Ардатов не всякий готов бегать. Она же как-то освоилась, привыкла, как сама смеется, приучила людей иметь почтовые ящики, даже с собаками и кошками подружилась – в кармане нередко держит хлеб, чтобы задобрить либо новеньких лающих стражей, либо самых недружелюбных.
Собаки - одна из главных неприятностей для почтальонов. Раньше их столько не было, а сейчас заводят, и зачастую огромных. В прошлом году им даже раздали специальные отпугиватели собак, которые издают неприятные им вибрацию и звук. Штука, говорит Валентина Владимировна, очень полезная – пользовалась часто, оттого быстро села батарейка и аппарат стал негодным. Тогда заказала себе новый, уже с зарядником – он наряду с удостоверением почтальона всегда у нее в сумке, и если документ вытаскивала и показывала всего лишь раз в жизни, то отпугиватель вынимает регулярно.
- У меня и сумка внушительная – такую не прокусишь, - смеется. – Следы-то вон есть, но вроде держится.
Других трудностей у почтальона, как она сама рассуждает, почти нет. Люди относятся уважительно, ждут в каждом доме, потому что пенсии предпочитают получать по старинке, наличкой – банкомата в Низовке не имеется, а в город не наездишься. Многие выписывают районную газету, республиканские, национальные издания. Среди других популярных газет – «Пенсионер Мордовии», среди журналов - «ЗОЖ», «Тысяча советов», «Айболит» и другие. Среди самых активных подписчиков – Раиса Николаевна Ермолаева, Михаил Иванович Клементьев, которые берут не одно издание, выписывают их из года в год.
- Сейчас, конечно, читают меньше, - рассуждает Валентина Владимировна. - А что в этом удивительного? Прихожу как-то к клиентке, ей 75 лет. Внуки помогли освоить «Тик-Ток», так она вся в нем – слушает застольные песни, которые очень любит. Когда ей с «Тик-Током» газеты или книги читать?
Письма Валентина Владимировна доставляет в основном официальные – личных почти нет, разве что из армии шлют парни, которые не всегда имеют возможность позвонить по мобильному телефону. Телеграмму даже не вспомнила, когда последний раз передавала – в этом году точно не было. Зато официальных уведомлений, платежек немало – ей даже доверяют заплатить за коммунальные услуги в отделении.
Валентина Владимировна – богатая бабушка, у нее семеро внуков – старшая скоро отметит совершеннолетие, младшему всего два годика. Дети – дочь и сын, живут тут же, в Низовке, на соседней улице, так что внуки регулярно изъявляют желание поработать почтальонами, но она не разрешает, опять же из-за собак. Доверяет разве что по своей улице пройтись, опустить по ящикам газеты. Главным своим помощником называет внука Даниила – за то, что пока она трудится, приглядывает за ее маленьким хозяйством – козами, курами, ведь иной раз ходит по Низовке дотемна, домой возвращается пол-девятого вечера.
Валентина Владимировна уже на пенсии, но отдыхать пока не планирует – работа по душе, и с людьми общаться хочется, ведь как сама рассуждает, «сядешь дома и уже нос на улицу не высунешь». Тем более что она благодарна всем своим клиентам:
- Я часто слышу «спасибо». Знаете, как по средам некоторые ждут районку – задержусь, мне уже говорят, мол, что опоздала, я уж и на улицу выходил почту смотреть. Или в день пенсии спросишь, за что «спасибо», удивляются: «Как за что? Ты же радость нам принесла». А как приятно носить людям радость…
Ю. ЧЕРЕНКОВА.
Фото автора.