Найти в Дзене
Absurd police

Без фигни - 3

«В финале Джон умрет» - комедийный фильм ужасов, снятый по книге Дэвида Вонга (она переведена на русский, так же как и две следующие книги серии, «Эта книга полна пауков: серьёзно чувак, не прикасайтесь к ней» и «Что за херню я только что прочел?» Красноречивые названия, правда?). И вроде бы и завязка сюжета интересная, и отзывы, в основном, положительные, но мне фильм показался скучноватым. Весь сюжет крутится вокруг двух приятелей-раздолбаев, которые обнаруживают загадочную субстанцию, употребление которой открывает человеку возможность видеть некие скрытые аспекты реальности. Парни оказываются втянуты в сверхъестественные приключения, в которых будут параллельные миры, монстры, заговоры и, в конце, спасают мир от апокалипсиса. Однако, при неплохом потенциале, сюжет распадается на отдельные, слабо связанные эпизоды. И нет какой-то магистральной идеи, которая могла бы их объединить. Нет интриги. То есть формально интрига вроде бы есть, но какая-то она… не интригующая? Да, наверное так
  1. «В финале Джон умрет» - Дон Коскарелли, 2012 год.

«В финале Джон умрет» - комедийный фильм ужасов, снятый по книге Дэвида Вонга (она переведена на русский, так же как и две следующие книги серии, «Эта книга полна пауков: серьёзно чувак, не прикасайтесь к ней» и «Что за херню я только что прочел?» Красноречивые названия, правда?).

И вроде бы и завязка сюжета интересная, и отзывы, в основном, положительные, но мне фильм показался скучноватым.

Весь сюжет крутится вокруг двух приятелей-раздолбаев, которые обнаруживают загадочную субстанцию, употребление которой открывает человеку возможность видеть некие скрытые аспекты реальности. Парни оказываются втянуты в сверхъестественные приключения, в которых будут параллельные миры, монстры, заговоры и, в конце, спасают мир от апокалипсиса.

Однако, при неплохом потенциале, сюжет распадается на отдельные, слабо связанные эпизоды. И нет какой-то магистральной идеи, которая могла бы их объединить. Нет интриги. То есть формально интрига вроде бы есть, но какая-то она… не интригующая? Да, наверное так вполне можно сказать, «не интригующая интрига». Не очень понятна логика показанного мира, все появляется как-то вдруг и непонятно откуда. Да и шутки не такие уж и смешные.

2. «Творение богов» - Уэршань, 2023 год.

Богата земля китайская сказаниями…

На самом деле, действительно богата. В отличие от Европы, где варварская традиция мифотворчества резко оборвалась с появлением христианства, в Китае миф жил. Мифологические сюжеты многократно пересказывали, потом переписывали, их интерпретировали, дополняли и видоизменяли в соответствии с модами наступающих эпох, но они существовали в коллективной памяти людей беспрерывно, с того самого дня, когда возникли впервые. Для исследователей мифологии Китая в этом коренится проблема, крайне сложно выделить оригинальный сюжет из массива последующих изменений. Время превратило эти истории в безумный винегрет, в котором перемешались кони, люди, боги, сверхъестественные сущности, китайская бюрократия и даосские монахи с их поучениями. Реальные исторические фигуры и фольклорная нечисть легко оказываются внутри одного сюжета, а верхний и нижний миры обретают бюрократические аппараты, тождественные земным. Но для народа… это знакомые с детства истории, увлекающие современных людей так же, как увлекали их предков много веков назад.

В корпусе средневековой китайской литературы выделяются «четыре классических романа» (буквально «Четыре великих творения»): «Троецарствие», «Речные заводи», «Путешествие на Запад» и «Сон в красном тереме». Размеры и сложность этих текстов делают их малопонятными для европейского читателя. Однако, благодаря большому количеству адаптаций и экранизаций у нас кое-что знают про «Путешествие на Запад». Ну, хотя бы знают, что такая книга существует и в ней про царя обезьян Сунь Укуна.

Несколько в тени «Путешествия на Запад» пребывает «Восхождение в ранг духов», делящее с ним многих персонажей. Этот текст 16 века повествует о падении династии Шан и становлении династии Чжоу. Как водится, вместе с реальными историческими фигурами, тут действуют культурные герои, боги и демоны, происходит много битв. В конце особо отличившихся производят в боги, собственно поэтому и название такое (лично мне в этом месте начинает мерещится награждение солдат на плацу, только орут древние китайцы что-то вроде «Служу Нефритовому Императору!»). Я могу ошибаться, но кажется академического перевода этого романа на русский язык не существует. А потому, мне нечего больше сказать о первоисточнике.

Но вот, в 2023 году в прокат вышла первая часть масштабной киноадаптации этого произведения. Всего планируется три фильма и если планка качества не упадет, то это будет очень хорошо. Потому что фильм получился красивый, интересный и видно, что все очень постарались. Даже пригласили на одну из главных ролей россиянку, актрису Нарану Эрдынееву, родом из Улан-Удэ. Она сыграла лису-оборотня.

Сюжет довольно сложный, но основная линия следующая. Молодой принц династии Шан, после победы в военном походе, случайно будит лису-оборотня. Демон, вселяется в тело девушки и соблазняет принца. Одурманенный чарами, он узурпирует трон убив отца и брата. Придя к власти, последний император Шан проявляет себя патологическим садистом, он упивается властью и развлекается с лисой, ставшей его любовницей, абсолютно безразличный к страданиям своего народа. Царство начинает приходить в упадок, да так стремительно, что даже в небесных сферах это замечают. В мир людей отправляются Цзян Цзыя, Эрлан Шэнь и Нэчжа, которые должны помочь принцу Цзы Фа свергнуть тирана, установить новую династию и восстановить порядок в Поднебесной.

Фэнтези, короче.

И тут есть одно большое и жирное «НО». Для западного зрителя в фильме все-таки довольно высокий порог вхождения. И создатели в этом даже не виноваты. Просто для китайского зрителя все появляющиеся на экране персонажи так же понятны как для нас понятны былинные богатыри или греческие боги. Вот если, скажем, снимается фильм по мифам Древней Эллады. Появление в кадре Зевса, Афродиты или Аида не потребует дополнительных объяснений. А если дизайн персонажа будет хорошим, то и представления не потребуется, мы вполне будем способны опознать каждого по внешности. Эти герои не требуют дополнительной интродукции, потому что зритель уже ожидает, что Аид будет мрачен, Афродита начнет кокетничать, а Зевс ущипнет очередную Машку за ляжку. Мы ведь растем вместе с ними, начиная с советских мультфильмов и книжек Куна, а заканчивая древнегреческими пьесами, которые переводились и издавались в изрядных объемах.

Китайский мифологический пантеон нам чужд. От слова совсем. Всех этих героев мы, западные зрители, видим впервые, и в душе не чаем, кто это такие. Стоит сказать спасибо создателям «Творения богов», потому что они попытались решить эту проблему единственным возможным способом - рассказывая историю эмоционально, так чтобы зритель, даже если не может уследить за всеми тонкостями сюжета и механики мира, увлекался хотя бы драмой героев.

Жду продолжение.

3. «Черный пес» - Гуань Ху, 2024 год.

Молодой парень выходит из тюрьмы, куда попал за непредумышленное убийство. Возвращаясь домой, он находит старого врага, лелеющего желание свести с ним счеты, больного отца и опустевшие улочки родного городка. В рамках подготовки к Олимпийским играм в Пекине и в целях общего развития территорий город будет до основания снесен и отстроен заново.

Китай - страна мегапроектов, этот народ все еще вполне способен отстроить город с ноля. Однако атмосфера таких циклопических строек неизбежно бывает окрашена в тона не только оптимизма, но и депрессии. Будущее сулит жителям городка перемены к лучшему, однако всякие перемены пугают, а кроме того требуют расставаться к привычным, устоявшимся и обжитым. Особенно тяжело приходится главному герою, чье положение аутсайдера без будущего только усугубляется проносящейся по его миру бурей.

Большинство жителей уже уехали, в городке остались только неприкаянные, которым некуда особо податься, да криминальные элементы. А еще по пустырям вокруг города шныряют стаи одичавших псов, которых люди, уезжая, бросили. Нуждаясь в деньгах, герой устраивается в команду по отлову бродячих собак, но работа ему не слишком нравится, животных ему жалко. Или он просто ощущает свое с ними родство, ведь он оказался таким же брошенным и ненужным как и они.

Особенно большую награду назначили за одного пса. Черного пса, которого никто не мог поймать. Герой тоже подключается к облаве, в надежде на большой куш. Однако, между человеком и животным возникает дружба, которая в итоге помогает парню снова встать на ноги.

Создатели «Черного пса» берутся за довольно сложную тему судьбы маленьких людей, остающихся за бортом мощного экономического рывка, совершаемого китайским обществом. И им удается показать историю пусть и грустную, но не чернушную, с открытым оптимистичным финалом. В конце фильма происходят два события: солнечное затмение, плохой знак по представлениям суеверных китайцев, и открытие Олимпиады. Между этими двумя масштабными событиями, способными скукожить и затмить любую человеческую жизнь, герой расстается с прошлым и обретает надежду на будущее.

В какой-то степени «Черный пес» напомнил мне о другом фильме. В фильме «Прочь из Японии» Ёсисигэ Ёсиды события также происходят накануне открытия Олимпиады, только другой, в Японии. Так вот фильм Ёсиды совершенно и полностью беспросветный и жуткий.

У китайцев история получилась светлее.

4. «Вечнодействующая радиоволна» - Ван Пин, 1958 год.

Классический китайский фильм, имеющий для китайцев такое же значение, как для нас «Семнадцать мгновений весны». Фильм рассказывает о двух разведчиках-коммунистах, действовавших в Шанхае в период революционных событий, а потом и во время Второй мировой войны.

После Синьхайской революции и падения в 1912 году императорской власти в Китае была установлена буржуазная республика. Однако, вскоре внутри революционной партии Гоминьдан, в свое время объединившей все прогрессивные силы общества под руководством Сунь Ятсена, произошел раскол, коммунисты ушли в оппозицию и вскоре в стране разразилась гражданская война. Шанхай, крупный промышленный и торговый центр, а также порт, находился под властью нового лидера Гоминьдана Чан Кайши, но коммунистическое подполье действовало там постоянно. После вторжения японцев и начала Второй мировой войны подпольщики включились в борьбу с захватчиками. О многих из этих людей сохранились лишь обрывочные сведения.

Герой фильма «Вечнодействующая радиоволна» - реальное историческое лицо. Молодого коммуниста, его направляют в Шанхай, где ему предстоит стать радистом и обеспечить связь между подпольщиками и центром. Из среды городских работниц ему подбирают в напарницы девушку, с которой они должны изображать семейную пару. Ну как, поначалу то они изображают, а потом уже и нет (там есть довольно милая сцена партийной свадьбы). Поначалу этим молодым и пылким людям приходится непросто. Изобрать семью торговцев с хорошим достатком, общаться с неприятными им людьми, носителями враждебной идеологии, притворяться. Оба желали бы принимать участие в прямой борьбе, но партии нужны разведчики. И они справляются. Их радиостанция действует в период противостояния с Чан Кайши и продолжает действовать после вторжения японцев, долгие годы войны обеспечивая ценными сведениями руководство коммунистической партии.

Фильм несколько пропагандистский (с достаточно карикатурными гоминьдановцами), но все равно интересный и трогательный.

5. «Как перевоспитать дракона» - Ван Дзюнь, 2024 год.

-5

Что-то пошло нет так.

Мультфильм «Как перевоспитать дракона» (кошмарная локализация) также как и фильм «Творении богов» основан на романе «Восхождение в ранг духов». Так же он имеет непосредственное отношение к нашумевшему мультфильму «Нэчжа».

Суда по всему дело было так. Хотя, это только мои предположения, чтобы их кто-то где-то подтвердил я не видела.

Наравне с более прямолинейной и эпичной кинематографической адаптацией, китайцы задумали на основе «Восхождения в ранг духов» забабахать целую мультипликационную вселенную, на манер кинематографической вселенной Марвел (тут даже есть забавные сцены после титров). Весьма амбициозная задача. Могло бы и сработать. Подход Марвел предполагал начать построение вселенной с сольных фильмов об отдельных героях. Так появился мультфильм «Нэчжа». То был успешный успех. Маленький хамоватый тролль полюбился людям даже за пределами Китая и вскоре вышел второй мультфильм, посвященный Цзян Цзыя. Но уже тут что-то пошло не так. Фильм получился красивый, спору нет, но тон его стал заметно мрачнее, а порог вхождения выше. Фокус «Нэчжа» в том числе и в том, что у истории очень низкий порог вхождения, биография героя довольно сильно изменена по сравнению с исходником и подана с продолжительной и обстоятельной интродукцией. Даже тупой лаовай, ничего не знающий о сокровищах китайской культуры, сможет сообразить кто, что, куда и зачем. Кроме того, в центр сюжета поставлена универсальная проблема nature vs nurture.

Мультфильм о Цзян Цзыя получился сюжетно сложнее. А кроме того, не получилось соединить два фильма сценарно. Как в Марвел, где герои одних фильмов упоминаются или в качестве камео появляются в других, что должно создать иллюзию будто все события происходят в одном и том же мире и в определенной последовательности.

Видимо, на этом этапе концепцию начали менять. Все яйца сложили в корзинку Нэчжа и в этом году кассу порвал сиквел мультфильма о демоническом мальчишке. А вот третий из изначально задуманных проектов, об Эрлан Шэне, уже доделывали кое-как по остаточному принципу. Получилась тоска зеленая. Лучше бы вообще бросили. Даже ругать не буду, там нечего ругать, просто руины другого, более масштабного проекта.

А жаль. Могла бы получится отличная киновселенная, с помощью которой зарубежный зритель знакомился бы с китайской мифологией.