Найти в Дзене

Здания Сената и Синода

Величественный архитектурный ансамбль, возвышающийся на Сенатской площади Санкт-Петербурга, известен как здания Сената и Синода. Этот монументальный комплекс, созданный в первой половине XIX века, являет собой яркий образец зрелого классицизма и неизменно приковывает взгляды своей гармоничной композицией и изысканным декором. Невозможно просто пройти мимо этого архитектурного шедевра, не задержавшись, чтобы внимательно рассмотреть его детали: величественные колоннады, изящные скульптурные группы, искусно выполненные барельефы и горельефы, повествующие об истории и величии Российской империи. История этого места началась задолго до появления нынешних зданий Сената и Синода. Первым строением, возведенным на этом участке набережной Невы, был фахверковый дом, широко распространенная тогда в Западной Европе технология возведения зданий. Столь модное строение принадлежало... светлейшему князю Александру Даниловичу Меншикову, одному из самых влиятельных сподвижников Петра I и большому любител

Величественный архитектурный ансамбль, возвышающийся на Сенатской площади Санкт-Петербурга, известен как здания Сената и Синода. Этот монументальный комплекс, созданный в первой половине XIX века, являет собой яркий образец зрелого классицизма и неизменно приковывает взгляды своей гармоничной композицией и изысканным декором. Невозможно просто пройти мимо этого архитектурного шедевра, не задержавшись, чтобы внимательно рассмотреть его детали: величественные колоннады, изящные скульптурные группы, искусно выполненные барельефы и горельефы, повествующие об истории и величии Российской империи.

Сенатская площадь. Вид с Дворцового моста.
Сенатская площадь. Вид с Дворцового моста.

История этого места началась задолго до появления нынешних зданий Сената и Синода. Первым строением, возведенным на этом участке набережной Невы, был фахверковый дом, широко распространенная тогда в Западной Европе технология возведения зданий. Столь модное строение принадлежало... светлейшему князю Александру Даниловичу Меншикову, одному из самых влиятельных сподвижников Петра I и большому любителю роскоши. Однако, после опалы и ссылки Меншикова, его имущество было конфисковано, и дом на Неве перешел во владение вице-канцлера Андрея Ивановича Остермана, еще одного видного деятеля петровской эпохи. В 1744 году, во времена правления императрицы Елизаветы Петровны, дом был пожалован канцлеру Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину, одному из наиболее влиятельных политиков своего времени. Для него на этом месте возвели новое здание в стиле барокко, отражавшее вкусы и архитектурные тенденции эпохи.

"Медный всадник" Этьена Фальконе. Фото автора.
"Медный всадник" Этьена Фальконе. Фото автора.

В 1763 году, после восшествия на престол императрицы Екатерины II, дом Бестужева-Рюмина перешел в казну. Вскоре после этого было принято решение о переносе сюда Сената, высшего органа государственной власти в Российской империи. Здание было перестроено под руководством архитектора Александра Виста, чтобы соответствовать новым потребностям и функциям. В период с 1780-х по 1790-е годы барочный дом Бестужева-Рюмина подвергся очередной масштабной перестройке. Архитекторы стремились придать зданию более строгий и классический облик, соответствующий господствовавшим в то время архитектурным вкусам. Фасады были полностью переработаны и получили новую архитектурную обработку, характерную для русского классицизма.

Фото автора.
Фото автора.
Здания Сената и Синода. Фото автора.
Здания Сената и Синода. Фото автора.
-5

Однако, современный вид здания Сената и Синода приобрели в результате масштабной реконструкции, осуществленной в первой трети XIX века по проекту выдающегося архитектора Карла Росси. Император Александр I поручил Росси создать новое здание, которое бы символизировало величие и мощь Российской империи. В результате на Сенатской площади возник грандиозный архитектурный комплекс, ставший одним из самых значительных символов Санкт-Петербурга и русского классицизма. Росси удалось органично объединить здания Сената и Синода в единый ансамбль, создав гармоничное и монументальное сооружение, которое и по сей день восхищает своей красотой и величием. Этот комплекс не только является архитектурным памятником, но и играет важную роль в истории и культуре России.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

С возведением величественного здания Адмиралтейства в период с 1806 по 1823 годы, Сенатская площадь в Санкт-Петербурге преобразилась, приобрела новый, более монументальный и представительный облик. На фоне этого архитектурного шедевра, прежние постройки, в том числе и здание Сената, стали казаться устаревшими и несоответствующими новому статусу площади. Старое здание Сената, возведенное еще в XVIII веке, обветшало, износилось и морально устарело. Его архитектурные формы и конструктивные решения уже не выдерживали критики, не соответствовали требованиям времени и общей стилистике обновленной Сенатской площади. Здание требовало капитального ремонта или полной реконструкции.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

В связи с этим возникла острая необходимость в пересмотре архитектурного облика Сенатской площади и, в частности, в строительстве нового здания Сената, которое гармонично вписалось бы в окружающий ансамбль и соответствовало бы высоким требованиям, предъявляемым к правительственным зданиям. Судьбоносное решение о дальнейшей судьбе здания Сената было принято в 1827 году императором Николаем I. Государь лично курировал вопросы градостроительства и архитектуры, стремясь придать Санкт-Петербургу облик величественной европейской столицы. Николай I издал Высочайшее повеление, которым утвердил строительство нового дома Сената по образу и подобию здания Главного штаба, которое к тому времени уже было признано одним из самых ярких и выразительных архитектурных сооружений в городе.

Фото автора.
Фото автора.
Галерная улица. Фото автора.
Галерная улица. Фото автора.

Император желал создать на Сенатской площади единый архитектурный ансамбль, в котором здания Сената и Главного штаба были бы выполнены в едином стиле и гармонично дополняли друг друга. Для реализации этого амбициозного проекта был объявлен конкурс на разработку архитектурного проекта новых зданий Сената и Синода. В конкурсе приняли участие ведущие архитекторы того времени, каждый из которых представил свое видение будущего облика Сенатской площади. Конкурсная комиссия получила несколько интересных и оригинальных предложений, каждое из которых имело свои достоинства и недостатки.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Среди представленных проектов особо выделялось предложение архитектора Павла Петровича Жако, русского архитектора французского происхождения. Жако предложил построить одно общее здание для Сената и Синода, которое напоминало бы по своей архитектуре знаменитую галерею Лувра в Париже. Это было смелое и новаторское предложение, которое, однако, не соответствовало требованию императора Николая I о создании зданий, похожих на Главный штаб. Другой известный архитектор, Василий Петрович Стасов, предложил более консервативный вариант – перестроить лишь здание Сената, сохранив при этом его основные архитектурные элементы и пропорции. Этот проект также не получил одобрения императора, так как не соответствовал его замыслу о создании нового, более величественного и монументального облика Сенатской площади.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Наиболее удачным и соответствующим требованиям императора оказался проект, представленный выдающимся архитектором Карлом Ивановичем Росси. Росси предложил построить два новых здания – для Сената и для Синода – в стиле ампир, который был характерен для архитектуры Главного штаба. Его проект отличался строгой симметрией, четкими линиями и использованием классических архитектурных элементов, таких как колонны, портики и фронтоны. Здания Сената и Синода, согласно проекту Росси, должны были образовать единый архитектурный ансамбль, который гармонично вписывался в окружающую среду и соответствовал статусу Сенатской площади как одного из главных административных центров Российской империи.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

18 февраля 1829 года проект Карла Росси был утвержден императором Николаем I. Этот день стал отправной точкой для реализации масштабного строительного проекта, который должен был преобразить облик Сенатской площади. Уже 24 августа того же года состоялась торжественная закладка здания Сената. В церемонии приняли участие высокопоставленные чиновники, представители духовенства и известные петербургские архитекторы. Строительство зданий Сената и Синода велось под руководством опытного архитектора Александра Штауберта, который отвечал за техническую реализацию проекта и координировал работу строителей и мастеров. Строительство велось в сложных условиях, требовало больших финансовых затрат и использования передовых технологий того времени.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

24 августа 1829 года было заложено здание Сената, а в 1830 году началось строительство здания Синода. Строительство велось параллельно и завершилось в 1834 году. В результате на Сенатской площади появился величественный архитектурный ансамбль, состоящий из зданий Сената и Синода, выполненных в стиле ампир и гармонично сочетающихся с окружающими постройками, в том числе и со зданием Главного штаба. Новые здания Сената и Синода стали символом могущества и величия Российской империи, а также ярким примером выдающегося архитектурного мастерства Карла Росси.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Здание Сената и Синода представляет собой монументальный архитектурный ансамбль, являющийся одним из самых значительных творений выдающегося зодчего Карла Ивановича Росси. Этот грандиозный комплекс, ставший последним крупным проектом мастера, поражает своим масштабом, гармоничностью форм и богатством декоративного убранства. Здание состоит из двух симметричных корпусов, каждый из которых обладает собственным архитектурным обликом, но при этом органично вписан в единое целое. Корпуса объединены монументальной аркой, выполненной в подчеркнуто торжественном стиле. Триумфальная арка, соединяющая два здания, имеет следующие параметры: высота вместе со скульптурой - 26 метров, высота свода - 12 метров, ширина - 20 метров.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Эта арка, словно триумфальные ворота, служит не только физическим соединением двух зданий, но и символическим выражением идеи единства светской и духовной власти. Архитектурное решение арки отличается особой пышностью и великолепием: она украшена многочисленными аллегорическими скульптурами, олицетворяющими правосудие, мудрость, силу и другие добродетели, необходимые для успешного управления государством. Эти скульптурные композиции, выполненные с высоким мастерством, придают арке особую выразительность и монументальность. Протяженные фасады здания Сената и Синода формируют парадный облик Сенатской площади, являясь доминантой окружающего пространства.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Архитектурный ритм фасадов подчеркнут мотивом лоджий с десятиколонными коринфскими портиками, которые повторяются в центре каждого корпуса, создавая ощущение симметрии и гармонии. Колоннада, выполненная в том же классическом стиле, отмечает и закругленный угол здания Синода, обращенный к Неве, что придает всему ансамблю особую живописность и завершенность. Коринфские колонны, использованные в оформлении портиков и колоннад, являются одним из ключевых элементов классического стиля, характерного для архитектуры Росси. Изящные капители колонн, украшенные листьями аканта, придают зданию особую элегантность и изысканность. Вертикальный ритм колонн создает ощущение величия и монументальности, подчеркивая значимость и важность функций, которые выполнялись в этих стенах.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Архитектору Карлу Росси удалось решить сложнейшую задачу: на ограниченном пространстве объединить два разных по своему назначению здания – Сенат, являвшийся высшим органом государственной власти, и Синод, представлявший собой высший орган управления Русской православной церковью – в единый архитектурный ансамбль. Это требовало не только высокого профессионализма, но и глубокого понимания политического и духовного контекста эпохи. Триумфальная арка, соединяющая корпуса Сената и Синода, стала символом компромисса и гармонии между светской и духовной властью, отражая идеологию Российской империи того времени.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

После революции 1917 года здание Сената и Синода утратило свое первоначальное назначение. В 1925 году здесь разместился Российский государственный исторический архив, который на протяжении многих лет бережно хранил ценнейшие документы, отражающие историю России. В этих стенах работали многие известные историки и архивисты, изучавшие и систематизировавшие архивные материалы. Архив находился в здании Сената и Синода до 2006 года. В новейшей истории России зданию Сената и Синода было возвращено его историческое значение. В мае 2008 года в той части здания, где когда-то заседал Сенат, начал свою работу Конституционный суд Российской Федерации, являющийся высшим органом конституционного контроля в стране.

-34
-35

После тщательной реконструкции и реставрации историческим интерьерам были возвращены былое великолепие и представительность. В мае 2009 года в той части здания, которую ранее занимал Синод, открылась Президентская библиотека имени Бориса Ельцина, ставшая одним из крупнейших информационных и культурных центров России. Библиотека располагает богатейшим собранием документов, книг, фотографий и других материалов, отражающих историю России, а также жизнь и деятельность первого президента Российской Федерации.

Фото автора.
Фото автора.
-37

Таким образом, здание Сената и Синода, являющееся выдающимся памятником архитектуры эпохи классицизма, продолжает играть важную роль в политической и культурной жизни современной России. Оно служит не только местом работы Конституционного суда и Президентской библиотеки, но и символом исторической преемственности и связи времен. Величественный ансамбль, созданный гением Карла Росси, по-прежнему восхищает своей красотой и гармонией, напоминая о славном прошлом и вдохновляя на новые свершения.

Фото автора.
Фото автора.

Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил. Смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки и не судите строго.