МОИ КОНТАКТЫ И РЕСУРСЫ
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ АНАЛИЗИРУЕМОГО МАТЕРИАЛА
- Материал представляет вопрос о смысле жизни как фундаментальный для человеческого бытия, напрямую влияющий на эмоциональное состояние и ощущение счастья.
- Для упрощения анализа предлагается разбить общую и сложную проблему смысла жизни на три составных компонента, которые могут быть исследованы психологией:
- Осмысленность (Coherence): трактуется как понимание индивидом непротиворечивости и неслучайности происходящих с ним событий, способность находить в них внутреннюю логику и значение.
- Предназначение (Purpose): определяется как наличие у человека жизненных стремлений, целей и направленности деятельности.
- Значимость (Significance): понимается как субъективное осознание и переживание ценности и важности собственной жизни.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ (РАЦИОНАЛЬНОЕ ЗЕРНО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДИАЛЕКТИКИ)
- Стремление разложить сложное и абстрактное понятие «смысл жизни» на более простые и конкретные составляющие («осмысленность», «предназначение», «значимость») интуитивно нащупывает диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретному. Этот подход, даже в его метафизическом исполнении, представляет собой шаг вперед по сравнению с чисто умозрительным, нерасчлененным рассмотрением проблемы.
- Введение категории «предназначение», связанной с целями и стремлениями, содержит в себе признание активной роли субъекта. Хотя эта активность трактуется сугубо индивидуалистически, сама идея о том, что человек не просто пассивно существует, а ставит цели и преобразует действительность в соответствии с ними, является рациональным моментом, отражающим реальную человеческую практику.
- Подчеркивание фундаментальности вопроса о смысле жизни для «каждого из нас» указывает на его всеобщий характер, хотя и без понимания его конкретно-исторического и классового содержания. Это признание, пусть и наивное, отражает тот объективный факт, что вопрос о месте человека в мире является одной из центральных проблем мировоззрения на определенном этапе развития общества.
ЗАМЕЧАНИЯ (КРИТИКА С МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ)
- Идеализм: Концепция полностью отрывает сознание от бытия. «Смысл жизни» и его компоненты рассматриваются как чисто психологические, субъективные состояния («ощущение счастья», «осознание ценности», «понимание»). Источник смысла ищут не в объективной материальной действительности и общественных отношениях, которые формируют личность, а внутри самого индивидуального сознания. Это классический пример идеалистического подхода, где духовное первично, а материальное вторично.
- Метафизика: Явления «осмысленности», «предназначения» и «значимости» представляются как изолированные, статичные категории, которые можно развивать по отдельности. Игнорируется их диалектическое единство и борьба. Например, в условиях капитализма «предназначение», навязанное буржуазной идеологией (карьера, обогащение), вступает в глубочайшее противоречие с подлинной человеческой «значимостью». Рассматривая смысл жизни вне исторического развития и классовых противоречий, автор занимает метафизическую позицию, неспособную вскрыть источник и движущие силы проблемы.
- Индивидуализм: Весь анализ строится вокруг абстрактного, изолированного индивида («я», «моя жизнь»). Полностью игнорируется тот факт, что сущность человека есть совокупность общественных отношений. Проблема «потери смысла жизни» для рабочего, отчужденного от результатов своего труда, и для капиталиста, страдающего от кризиса перепроизводства, имеет совершенно разные объективные основания. Такой подход затемняет классовый характер общественных противоречий.
- Психологизация: Данный материал является ярким примером психологизации социальных проблем. Объективные социальные противоречия (эксплуатация, отчуждение, классовый антагонизм), порождающие у миллионов людей чувство бессмысленности существования, подменяются личными психологическими проблемами. Вместо анализа и изменения объективных условий предлагается путь интроспекции и изменения субъективного восприятия. Это выполняет идеологическую функцию, примиряя индивида с несправедливой действительностью и уводя его от революционной борьбы.
РЕКОМЕНДАЦИИ (ПУТИ «СНЯТИЯ» ДЛЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ)
- Необходимо перевести анализ на материалистическую почву. «Снятие» идеалистического подхода заключается в том, чтобы рассматривать сознание и его состояния не как самодостаточную сущность, а как отражение объективного бытия, прежде всего, общественного бытия.
- Осмысленность должна пониматься не как субъективное чувство, а как научное познание объективных законов развития общества и природы. Подлинный смысл происходящего открывается через понимание логики исторического процесса и своего места в нем, а не через попытки найти утешительные интерпретации случайных событий личной жизни.
- Предназначение необходимо «снять» с индивидуалистического уровня на общественно-исторический. Истинное предназначение человека в современную эпоху — не в достижении личных целей, а в сознательном участии в практической революционной деятельности прогрессивного класса, в борьбе за построение бесклассового коммунистического общества.
- Значимость следует определять не через самооценку, а через объективную общественную пользу деятельности индивида. Жизнь человека приобретает подлинную значимость тогда, когда она вплетена в ткань коллективной борьбы за освобождение всего человечества и способствует общественному прогрессу.
- Психика индивида должна анализироваться в неразрывной связи с конкретными историко-социальными условиями, как отражение противоречий своей эпохи и своего классового положения.
ПРИМЕНЕНИЕ И «СНЯТИЕ» В КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
- В условиях капитализма: Диалектический подход к проблеме смысла жизни становится инструментом пробуждения классового сознания. Чувство безысходности и бессмысленности объясняется как закономерный результат отчуждения труда и эксплуатации. Вместо поиска «внутренней гармонии» в рамках порочной системы, человеку предлагается обрести подлинный смысл в классовой борьбе. Практическое применение — это помощь индивиду в переходе от состояния «вещи в себе» к состоянию «вещи для себя», к осознанию себя как части революционного класса и активному участию в его борьбе.
- Пример: Буржуазный психолог предлагает офисному работнику, страдающему от бессмысленности своей деятельности, найти «предназначение» в карьерном росте или хобби. Диалектик-материалист покажет, что его состояние — отражение объективного отчуждения, и подлинный смысл он сможет обрести, только объединившись с другими трудящимися в борьбе за уничтожение системы наемного рабства, за общество, где труд станет свободной творческой деятельностью.
- В коммунистическом обществе: После ликвидации классовых антагонизмов противоречие между личным и общественным «снимается». Смыслом жизни становится свободное и всестороннее развитие каждой личности как самоцель, которое, в свою очередь, является условием свободного развития всех. Предназначение человека заключается в творческом, сознательном преобразовании природы и общества на научной основе. Неантагонистические противоречия (например, между личными склонностями и общественными потребностями) разрешаются коллективно и планомерно, без эксплуатации и подавления.
ВЫВОДЫ
- Представленный материал позитивной психологии предлагает идеалистическое, метафизическое и сугубо индивидуалистическое толкование смысла жизни.
- Его практическая функция в условиях буржуазного общества является идеологической и реакционной, поскольку он уводит человека от осознания реальных социальных противоречий, предлагая иллюзорное решение в сфере индивидуального сознания.
- Диалектико-материалистический подход, напротив, «снимает» эту проблему, перенося ее из области психологии в область общественно-исторической практики. Он определяет подлинный смысл жизни человека как сознательное участие в революционной борьбе за уничтожение эксплуатации и построение коммунистического общества.
Продолжение следует...