Найти в Дзене
Pro-книги и не только...

«Гении и аутсайдеры»: о чём рассказывает Малкольм Гладуэлл в своей самой известной книге

На днях я провела свою первую встречу в книжном клубе «Pro-книги» в жанре нон-фикшн (научно-популярная литература), на которой мы обсуждали книгу Малкольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры. Почему одним всё, а другим ничего?». Здесь я хочу поделиться своими впечатлениями и выводами после встречи. Немного об авторе Малкольм Гладуэлл — канадский журналист, писатель и общественный деятель, известный своими провокационными и увлекательными работами, которые стирают границы между наукой, бизнесом и социологией. «Гении и аутсайдеры. Почему одним всё, а другим ничего?» — одна из самых известных работ Гладуэлла, в которой он анализирует факторы, способствующие достижению успеха. Гладуэлл начал свою карьеру как журналист, работая в таких изданиях, как The Washington Post, а позже стал редактором The New Yorker. Его стиль письма сочетает научный подход с элементами повествования, что делает его книги доступными и привлекательными для широкой аудитории. 10 000 часов практики В книге «Гении и аутсайд

На днях я провела свою первую встречу в книжном клубе «Pro-книги» в жанре нон-фикшн (научно-популярная литература), на которой мы обсуждали книгу Малкольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры. Почему одним всё, а другим ничего?». Здесь я хочу поделиться своими впечатлениями и выводами после встречи.

Немного об авторе

Малкольм Гладуэлл — канадский журналист, писатель и общественный деятель, известный своими провокационными и увлекательными работами, которые стирают границы между наукой, бизнесом и социологией.

«Гении и аутсайдеры. Почему одним всё, а другим ничего?» — одна из самых известных работ Гладуэлла, в которой он анализирует факторы, способствующие достижению успеха.

Гладуэлл начал свою карьеру как журналист, работая в таких изданиях, как The Washington Post, а позже стал редактором The New Yorker. Его стиль письма сочетает научный подход с элементами повествования, что делает его книги доступными и привлекательными для широкой аудитории.

Малкольм Гладуэлл
Малкольм Гладуэлл

10 000 часов практики

В книге «Гении и аутсайдеры» Гладуэлл выдвинул знаменитую теорию о том, что для достижения мастерства в любой сфере требуется не менее 10 000 часов практики. Этот тезис вызвал множество дискуссий и привлёк внимание к вопросам, связанным с природой одарённости и упорного труда.

Его теория нашла отклик в моей душе, и, думаю, она будет близка тем, кто начал какое-то новое дело, будь то занятия танцами или открытие собственного бизнеса. Иногда нам действительно не хватает упорства и настойчивости, особенно когда мы думаем, что уже сделали достаточно, а результата всё нет. Руки опускаются, мотивация пропадает, и мы задумываемся о том, чтобы бросить начатое.

Ещё один психологический момент: мы не всегда правильно оцениваем ориентиры. Возьмём, к примеру, человека, который добился успеха. Сначала мы говорим себе: «Ну он же смог, чем я хуже?», а потом, столкнувшись с первыми неудачами, начинаем думать: «У меня ничего не получается, наверное, это не моё…». На самом деле мы даже не задумываемся о том, какой путь прошёл человек, прежде чем мы увидели его успех.

В подтверждение своей теории Гладуэлл приводит истории успеха Билла Гейтса и группы The Beatles.

Поэтому не сдавайтесь, товарищи, и упорно трудитесь, чтобы достичь своей мечты!

Все главные инсайты из книги я конспектирую, чтобы позже освежить в памяти
Все главные инсайты из книги я конспектирую, чтобы позже освежить в памяти

Смягчающий прием в коммуникации

Могли ли вы когда-нибудь подумать, что причиной авиакатастрофы станет неспособность пилота донести до диспетчера, как на самом деле обстоят дела на борту? Гладуэлл приводит несколько примеров таких случаев, когда при расшифровке чёрных ящиков и анализе диалогов между пилотом и диспетчером эксперты приходили к такому выводу. Хотя пилот, казалось бы, должен был крикнуть о том, что ситуация критическая, он продолжал использовать «смягчающий приём», стараясь сгладить значение своих слов.

«Мы прибегаем к смягчающему приёму, когда проявляем вежливость, испытываем стыд или смущение либо выражаем почтение по отношению к вышестоящим лицам».

При этом диспетчер не осознаёт всей трагичности ситуации и вместо экстренной посадки отправляет самолёт на второй круг.

Самое печальное, что подобные ситуации встречаются и в повседневной жизни. Гладуэлл приводит понятие индекса дистанции власти: чем он выше, тем хуже. Представьте, что вы — владелец бизнеса, а ваш подчинённый обнаружил серьёзную ошибку в финансовом отчёте. Однако при разговоре с вами из-за возникшей дистанции в общении он не смог прямо сообщить об этом и использовал смягчающий приём. В результате вы не поняли всей серьёзности происходящего, и через несколько месяцев ваш бизнес прогорел. Или представьте, что из-за неправильно выстроенной коммуникации с ребёнком он постесняется рассказать вам, как на самом деле обстоят дела в школе, и вы узнаете об этом только тогда, когда будет уже сложно что-то исправить.

Обратите внимание на этот пункт, ведь цена ошибки может быть очень высока.

Действительно ли гении особенные?
Согласно выводам Гладуэлла, гении — обычные люди, и высокий IQ не всегда является залогом успеха. В подтверждение этого он приводит исследование Льюиса Термана, который отобрал группу детей с высоким уровнем интеллекта и наблюдал за ними на протяжении всей их жизни. В результате мало кто из его подопечных стал фигурой национального масштаба, и среди столь тщательно отобранных гениев не было ни одного лауреата Нобелевской премии.

Среди факторов, влияющих на успех, Гладуэлл отмечает:

  • культурное наследие
  • возможности
  • развитие «гибких навыков» (soft skills)
  • трудолюбие и упорство
  • удача (оказаться в нужном месте в нужное время)
  • наличие опытного наставника, который поможет быстрее достичь цели.

Главный вывод, который я для себя сделала: даже несмотря на факторы, которые от нас не зависят и которые мы не можем изменить (например, культурное наследие), каждый может добиться успеха. Главное — правильно использовать необходимые инструменты и не сдаваться.

Обсуждаем книгу на встрече книжного клуба. Было и над чем улыбнуться)
Обсуждаем книгу на встрече книжного клуба. Было и над чем улыбнуться)

Кому эта книга будет интересна?

  1. Студентам и учёным — тем, кто изучает социологию, психологию или бизнес, поскольку книга затрагивает темы успеха, образования и социального влияния.
  2. Предпринимателям — людям, которые стремятся понять, что делает бизнесменов и новаторов успешными, а также хотят извлечь уроки из чужого опыта.
  3. Для широкого круга читателей — любителям литературы, интересующимся историями жизни известных личностей и тем, что стоит за их достижениями.
  4. Родителям и педагогам — тем, кто хочет лучше понять, как у детей формируются таланты и способности и какие факторы этому способствуют.
  5. Психологам и коучам — профессионалам, работающим с мотивацией и развитием личностного потенциала, будет интересно ознакомиться с идеями автора о факторах, влияющих на успех.