Найти в Дзене

ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО ХУДОЖНИКА

В этом году исполняется 190 лет со дня рождения Николая Григорьевича Рубинштейна - выдающегося музыкального деятеля. Он был одним из виднейших пианистов своего времени. Однако его исполнительское искусство мало известно за пределами России. Большей частью Н. Г. Рубинштейн концертировал в Москве. Даже в других русских городах он выступал не слишком часто. Одно из важных исключений составляют его триумфальные выступления на концертах Всемирной выставки в Париже в 1878 году, где он исполнял Первый фортепианный концерт П. И. Чайковского. Из числа его выступлений в России следует особо упомянуть концертное турне, которое он совершил во время русско-турецкой войны. Сбор с концертов он отдал на организацию помощи раненым воинам. Репертуар концертов Николая Григорьевича поражает своей широтой. Он исполнял произведения И. С. Баха, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Ф. Листа, Р. Шумана, Антона Рубинштейна и многих других композиторов. Рубинштейн был пропагандистом русской музыки. Исключительную роль он сы

В этом году исполняется 190 лет со дня рождения Николая Григорьевича Рубинштейна - выдающегося музыкального деятеля. Он был одним из виднейших пианистов своего времени. Однако его исполнительское искусство мало известно за пределами России. Большей частью Н. Г. Рубинштейн концертировал в Москве. Даже в других русских городах он выступал не слишком часто. Одно из важных исключений составляют его триумфальные выступления на концертах Всемирной выставки в Париже в 1878 году, где он исполнял Первый фортепианный концерт П. И. Чайковского. Из числа его выступлений в России следует особо упомянуть концертное турне, которое он совершил во время русско-турецкой войны. Сбор с концертов он отдал на организацию помощи раненым воинам.

Репертуар концертов Николая Григорьевича поражает своей широтой. Он исполнял произведения И. С. Баха, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Ф. Листа, Р. Шумана, Антона Рубинштейна и многих других композиторов. Рубинштейн был пропагандистом русской музыки. Исключительную роль он сыграл как интерпретатор фортепианных произведений Чайковского.

Н. Г. Рубинштейн, кон. 1870-х гг.
Н. Г. Рубинштейн, кон. 1870-х гг.

Чтобы получить живое представление об игре Н. Г. Рубинштейна, надо обратиться к воспоминаниям его современников, например, музыкального критика Г. А. Лароша: «Какое поэтическое перо, какой художественный подбор выражений сумеют передать потомству очарование и могущество этой игры. Волнуя и поражая своих слушателей, он умел оставаться ясным и спокойным: удивительное самообладание, какое-то античное целомудрие и чувство меры соединилось в его игре с титанической силой, с обаятельной чувственной прелестью».

Н. Г. Рубинштейн Н.Г, кон. 1870-х гг.
Н. Г. Рубинштейн Н.Г, кон. 1870-х гг.

Не менее интенсивной была деятельность Н. Г. Рубинштейна-дирижера. Он провел свыше 250 концертов в Москве, ряд концертов в Петербурге и других городах. Рубинштейн оказал влияние на формирование отечественной исполнительской школы. Он включал в свои программы сочинения русских композиторов – М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. А. Балакирева, А. Г. Рубинштейна, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова. Под его управлением впервые были исполнены многие произведения Чайковского, в частности, четыре его симфонии, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», «Итальянское каприччио», музыка к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка» и другие. Рубинштейн был также музыкальным руководителем и дирижером спектаклей Московской консерватории, в том числе осуществил первую постановку оперы Чайковского «Евгений Онегин».

Особой заслугой Николая Рубинштейна стало его активное участие в деле развития музыкального образования. Он много сделал для создания Московской консерватории. Дело это оказалось не простым. Недостаточно было заручиться поддержкой правящих кругов, хотя это тоже требовало определенных усилий. Надо было найти средства для существования консерватории. Сборы от симфонических концертов могли в какой-то мере служить основой, но не покрыли бы всех необходимых затрат. Возникла мысль об общественной подписке, причем не только в Москве, но и в провинции. Эту идею поддержали газеты – «Московские ведомости», «Русские ведомости» и «Современная летопись». Выступления в прессе показали, что московская общественность поняла важную роль и значимость для России будущей консерватории.

Здание, в котором помещалась Московская консерватория. 1900-е гг.
Здание, в котором помещалась Московская консерватория. 1900-е гг.

В феврале 1866 года вышел «рескрипт» от председательницы Русского музыкального общества Великой княгини Елены Павловны. «С учреждением в Москве высшего музыкального училища, - говорилось в этом документе, - открывается Обществу более обширный круг деятельности; ему будет дана возможность развивать те природные музыкальные дарования, которых так много в России и которые, к сожалению, доселе бесследно пропали для искусства». Директором был назначен Н. Г. Рубинштейн.

В течение зимы и лета 1866 года Москва стала деятельно готовиться к открытию нового учебного заведения. Много хлопот выпало на долю Рубинштейна. Нужно было заключить контракт с владелицей здания на Воздвиженке, где планировалось разместить классы консерватории, а также пригласить учителей, организовать прием в консерваторию.

Новое здание московской консерватории. 1901 г.
Новое здание московской консерватории. 1901 г.

1 сентября 1866 года состоялось торжественное открытие Московской консерватории, на котором присутствовало большое число сочувствовавших, помимо учителей и будущих учеников. На открытии выступил с речью выпускник Петербургской консерватории П. И. Чайковский и сказал о значении профессионального музыкального образования. Уже на следующий день начались занятия.

Многие организационные вопросы приходилось решать с первых месяцев работы учебного заведения, даже после начала занятий. В этом – особенность первого директорства, сочетавшего руководство с продолжением работы по основанию консерватории. Николай Рубинштейн проявил себя настоящим политиком, когда подбирал педагогические кадры для консерватории. Он обладал многочисленными связями с зарубежными музыкантами и авторитетом в музыкальном мире. Педагоги, которых он собрал в Московской консерватории, оставались предметом зависти не только петербуржцев, но и консерваторий других стран.

П. И. Чайковский - профессор Московской консерватории. 1877 г.
П. И. Чайковский - профессор Московской консерватории. 1877 г.

Известно, что первое время пианисты проходили двухступенчатое обучение. После прохождения подготовительных классов они переходили в старшие, где занимались со специалистами «по фортепианной виртуозности», как их тогда называли. Последними руководил сам Н. Г. Рубинштейн, но ему пришлось пригласить еще одного педагога, профессора фортепиано, потому что желающих обучаться было слишком много, и его класс был переполнен.

Ценность преподавания Николая Григорьевича заключалась не только в том, что он, как великий музыкант мог раскрыть всю глубину разучиваемых произведений. Он заботился о том, чтобы работа учеников приносила максимальные результаты. Рубинштейн требовал от них осмысленности, постоянного участия «головы» в технических занятиях. Он считал, что строго продуманный анализ произведения помогает раскрыть творческую мысль композитора, поэтому приучал учеников к сознательному истолкованию исполняемой музыки.

Несмотря на крутой и вспыльчивый нрав, многие современники отмечали доброту и отзывчивость Н. Г. Рубинштейна. Учеников консерватории и ее преподавателей Николай Григорьевич считал почти своей семьей. Нуждающимся он помогал не только деньгами, некоторым из них он предоставлял приют в своей квартире.

Помимо занятий в консерватории регулярно проходили заседания Совета профессоров, на которых председательствовал Николай Григорьевич. Совет обсуждал учебные программы, устанавливал порядок экзаменов, определял их содержание, назначал состав экзаменационных комиссий. Рубинштейн всячески поощрял проведение ученических концертов, которые проводились сначала два раза в месяц, а потом еженедельно.

Николай Григорьевич оставался на посту директора до конца жизни. Его преданность своему делу и любимой консерватории поражает. Будучи тяжело больным, он продолжал преподавать и дирижировать. Врачи настояли, чтобы он поехал на лечение во Францию. Рубинштейн согласился, но по дороге в Ниццу в марте 1881 года умирает в Париже. В церкви на отпевании кроме брата, близких друзей, И. С. Тургенева и многих других лиц из русской колонии присутствовали виднейшие французские музыканты – П. Виардо, Э. Колонн, А. Тома, Ш. Гуно, Ж. Массне, Э. Лало и другие. Через несколько дней свинцовый гроб с телом Рубинштейна был увезен на его родину, в Москву.

Николай Григорьевич отдал, по существу, всю свою жизнь музыкальному просвещению в России. Славе и богатству за границей он предпочел напряженную музыкально-культурную работу на родине в Москве. Его авторитет и популярность были исключительны.

После кончины Рубинштейна его друзья и почитатели сделали все возможное для сохранения и развития традиций, заложенных им. Консерваторию возглавил сначала его коллега и ближайший сподвижник Н. А. Губерт, а затем ученик С. И. Танеев. Художественным руководителем Московского отделения Русского музыкального общества согласился стать его старший брат А. Г. Рубинштейн. Новый концертный сезон он открыл концертами, посвященными памяти брата. Такие концерты в день кончины Николая Григорьевича проводились в Москве ежегодно в течение многих лет.

В 1900-х годах существовал «Рубинштейновский кружок», созданный московскими музыкантами. Даты смерти Николая Григорьевича продолжали отмечаться. 11 марта 1912 года при Московской консерватории был торжественно открыт Музей имени Н. Г. Рубинштейна. На его основе вырос Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки, ныне Российский национальный музей музыки.

Памятник на могиле Николая Григорьевича Рубинштейна в некрополе Даниловского монастыря.
1890-е гг.
Памятник на могиле Николая Григорьевича Рубинштейна в некрополе Даниловского монастыря. 1890-е гг.

П. И. Чайковский высоко ценил Н. Г. Рубинштейна как музыканта и интерпретатора своих сочинений. Он писал ему: «Я бы, конечно, никогда не сделал бы себе имени, если бы у меня не был под рукой такой превосходный истолкователь, как ты. Если б тебя не было в России, то я был бы обречен на вечные искажения». Чайковский посвятил Рубинштейну Второй концерт для фортепиано с оркестром, «Русское скерцо», романс «Так что же!». Остро переживая потерю близкого человека после смерти Рубинштейна, написал трио «Памяти великого художника», которое было исполнено в первую годовщину смерти Николая Григорьевича.

Н. Горбунова