Двадцатипятилетнему юбилею со дня премьеры фильма посвящается...
В 2000-м году известный кинодел Ридли Скотт, представил киноленту "Гладиатор", на которую делали большую ставку студийные воротилы из Дримворкс и Юниверсал. Боссы щедро раскошелились в бюджет и не смотря на опасения аналитиков, ждали от старины Ридли положительный результат. А тому приходилось непросто, правки сценария, капризы и конфликты звездных актеров, сложный съемочный процесс, и даже смерть актера во время съемок , но все эти испытания Ридли и компания преодолели как гладиаторы победители на арене колизея и не только сорвали кассу в мировых кинотеатрах, но и возродили жанр – пеплум.
Что является важнейшим фактором в историческом жанре для восприятия? Атмосфера. Куда мы должны погрузиться с головой, ощутив через экран даже кинескопного ящика обитель Римской империи. Все эти незабвенные пейзажи лесов, степей кочевников, величественный Коллизей, где идущих на смерть приветствует орущая толпа, а в битве гладиаторов напряжение скачет от каждого выкрика зрителя, страха перед соперником, смертельного удара мечом. Вся эта картина складывается в утопический антураж событий показанных в фильме. Все эти масштабные декорации и костюмы, особый грим - это дорогостоящее экранное пиршество, которое создавалось сотнями людей в длительной и кропотливой работе, где те же костюмы шились по индивидуальному заказу, а декорации зданий словно ожили, и были перенесены машиной времени.
Хотя постойте... Картинка радовала глаз не всех. Зздесь и начинается противостояние историков и экспертных дельцов с Ридли Скоттом, и сценаристами "Гладиатора". Претензий было воз и большая римская тележка, мол не тот костюм, оружие, которое не соответствует эпохи, не то строение, оно явно опередило время, не та чаша и керамическая кружка, а кастрюля и вовсе из какого то ситкома. Понимаете что сделал Ридли Скотт? Он не оставил равнодушных, заставил историков копаться в студийных декорациях, на полном серьезе рассматривавших пуговицы на костюмах и штукатурку в помещениях Колизея. И знаете это сыграл на руку Ридли Скотту как дополнительная реклама, в ту пору заголовки "о чем врет фильм Гладиатор?" Или "Как Ридли Скотт переврал историю и снял лажу", в прессе сыграли в пользу дополнительного зрительского ажиотажа, прочитал, проникся и решил сам убедиться что ж там наснимали голливудские умельцы. Претензии историков касались не только атмосферы, но и не соответствия историческим реалиям, это касалось эпохи, событий и персонажей. Некоторые из экспертов и знающих зрителей, так яро закидывали фекалиями творение Ридли, будто тот снимал не художественный фильм, а документалку с летописями древнего Рима и собирался по ней преподавать историю в учебных заведениях. Обратите внимание, что у многих экспертов трактовка на исторические событий, в частности на эпоху показанную в фильме, разнится и порой в значительной степени. Так кто же все-таки врет? Бракованные летописи, или автор художественно произведения?
На момент начала производства "Гладиатора", пеплум давно уж как загнулся, еще в 60-е годы когда ряд крупнобюджетных проектов рухнул в прокате, как "Клеопатра" с Элизабет Тэйлор и Ричардом Бертоном, опустошившая карманы боссов 20 век фокс. А производство таких масштабных фильмов дело дорогостоящее и возрождая жанр в студии очень рисковали, бюджет Гладиатора вырос с 80 до 103 миллионов, а рекламная компания составила 43 миллиона. Но дело мастера боится, и как тогда говорили, Ридли Скотт поднял из римских руин Пеплум.
Каст у фильма был непростым, но сложности выбора актеров себя полностью оправдали. Многие из актеров внешне и по характеру были словно сошедшие с древних фресок персонажи. Конечно, благодаря не только старательным гримерам, но и актерским талантам, которые были очевидны для режиссера, и раскрывал их Ридли, как опытный рыбак, который знает на какую наживку ловить на живца. Не смотря на узнаваемость и значимость образа Максимуса, которого сыграл Рассела Кроу, с точки зрения актерского исполнения ключевой фигурой был Хоакин Феникс, сыгравший Коммода. Ридли создал и показал этих персонажей на контрасте эмоций - разбитый горем угрюмый Максимус. И такой разный в зависимости от ситуации эмоциональный император Коммод. Рассел Кроу называл сценарий фильма мусором и проходной авантюрой. Сценарий переписывали, в том силе и под Кроу, с которым было очень непросто, но Ридли сумел подобрать ключи к характерному австралийцу, иногда он шел на хитрость давая возможность Расселу импровизировать, а затем как бы невзначай снимал дубль по сценарию. Хоакин Феникс был фаворитом режиссера на роль Коммода, не смотря на молодость тогда актеру было 25 лет, и предложения студии выбрать другого актера, Скотт отстоял кандидатуру Феникса и вынул всю изнанку из того, где в одной сцене ему надо было сомневаться, злиться, бояться, плакать, заигрывать и переживать. Хоакин в кадре демонстрировал, как без слов изображать нужные эмоции, демонстрируя редкое по качеству исполнения - игру лицом.
Луцилла, сестра Коммода, в исполнении Конни Нильсен говорила о том, что Ридли на съемочной площадке периодически испытывал ее, нет на верность Римской империи, а на прочность актерской харизмы. Роль ведь тоже непростая и сильная рука режиссера достала из датской актрисы все глубинные таланты, так, что получилось весьма недурно. Актриса являлась поклонницей истории и Римской империи, и как оказалась была внештатным консультантом, много читала и многое знала и даже вносила правки в сценарий и текст.
Что еще является важнейшей составляющей успеха пеплума? Правильно, батальные сцены. И с битвами у фильма полный порядок. Большая команда профи, где были мастера по оружию обучавшие актеров и массовку обращению с ним. На съемки первой битвы фильма с германскими варварами ушло 20 дней. Оператор Джон Мэтисон использовал камеры, снимавшие с разной частотой кадров, делая эффект покадровой съемки с замедлением, так с помощью крупных планов создавали страх и ужас кровопролитной битвы, подобный прием мы уже видели, ранее в 1998 году это проделывал Спилберг в картине "Спасти Рядового Райана". Для съемок Были привлечены лучники из спортивного сообщества Лондона. Из королевской конной артиллерии пригласили опытных наездников из Лондона и графства Суррей. Каскадеры Стива Дента и Вальтера Дифранческо не щадили себя, ну или же их не особо жалели, к стандартному набору синяков и ссадин, добавились переломы ребер, вывих плеса и коленного сустава.
В сцене где Максимус разделывается с преторианцами отправляя их всех к праотцам, сердитый полководец получает ранение, символично, что сам Кроу в том эпизоде повредил ногу и повредил палец на руке, который распух как упитанная индейка на день Благодарения. Сказалось эго Рассела Кроу, огромных размеров, когда он отказался от дублера Стюарта Кларка в том эпизоде.
Съемка Первой Битва на арене Гладиаторов была разделена на несколько частей, отдельно снимали Кроу и его верного спутника Джимона Хонсу, который сыграл раба гладиатора Джуба и отдельно снимали актеров массовки и в частности Ральфа Меллера, здоровенного культуриста для того и позвали ведь одним своим видом со звериным оскалом, мог вогнать зрителя в диван по самую подушку. Первая бойня в Коллизеи в сценарии называлась Битва за Карфаген, в дань победе римлян над варварами полководца Ганнибала, что символично следующим фильмом Ридли Скотта станет "Ганнибал" 2001 года с Энтони Хопкинсом во главе действа. Битвой с колесницами передали большой привет фильму "Бен Гур" классика 1959 года. Ридли Скотт сохранил всю жестокость в кадре в сцене добивания поверженных бойцов. Это было необходимо по сюжету для передачи всех ужасов кровавых разборок в Коллизе.
Развлекать народ на арене могут не только люди, но и животные, когда появляется хищный тигр это добавляет адреналина в кадр. Специально для съемок было создано чучело тигра, получилось весьма достоверно, и главное что Рассел Кроу боевик-передовик не пострадал.
И финальная битва с властным Коммодом, о которой разное говорили, в частности Феникс о том, что Коммод расчетливый, он бы не допустил поединок с маститым Максимусом и укокошил бы того втихую. Или же Квинт поднял бунт солдат, которые перешли на сторону полководца, свергнув Коммода. Но вариантов хэппи-энда не было, битва состоится на глазах жаждущей зрелища толпы и Максимус погибнет, концовка в тему, дабы разжалобить впечатлительных зрителей и красиво закончить историю - непобежденный гладитор на арене боя сделал дело и ушел на встречу своей семье.
Авторам фильма удалось грамотно объединит жанры, ведь "Гладиатор", это еще и драма, где нашлось место политическим интригам, заговорам, людским переживаниям, в фильме весьма недурно прописаны диалоги, ну и актерское исполнение на ощутимо высоком уровне. В доказательство этому есть сильные сцены. Откровенный разговор - отца и сына - Марка Аврелия и Коммода, Ридли просил искренности, и Ричард Харрис для убедительности даже стал на колени, выброс эмоций двух сильных драматических актеров в той сцене можно было измерить градусником, было очень горячо и режиссер накалил обстановку снимая сложный эпизод с десяток дублей изводя актеров.
Достал он и Кроу до глубины актерской души, в сцене где тот изможденный и разбитый горем вернулся домой к убитым жене и ребенку. Говорят, что Кроу не спал несколько дней для вхождения в образ, кто знает легенда это, или же Рассел храпел как слон, так, что разбудил соседей в отеле на Мальте, где происходили съемки, но эпизод получился запоминающимся.
Хоакин Феникс оперативно переключался в режиме активации разных эмоций Коммода в совместных сценах со знатоком истории Конни Нильсен, эти фрагменты с правильными актерским паузами, содержали страх, сомнение, любовь и ненависть, сопереживание, и отчаяние. И все это мы могли почувствовать через экран. Феникс на съемочной площадке мог взрываться в один миг меняя гнев на милость и наоборот, Ридли даже не надо было его особо настраивать, Хоакин жил своим персонажем.
Изменили сцену казни, где изначально Коммод был наблюдателем, император стал возле узников, герой Хоакина бросал вызов не только своей армии и сторонним наблюдателям, а себе, преодолевая страхи и переживания. Следы крови на лице властного императора - это следы на его тщедушной совести.
С исполнителем роли Проксимо, Оливером Ридом, у Рассела Кроу отношения не заладились. Рид недоумевал, что себе позволяет этот гражданин нехороший, и даже собирался подраться с ним, в шутку как считала съемочная группа, но разве он шутил? Рид ранее уже дрался на съемках, ругался с продюсерами, спорил с режиссерами, и всегда кутил, пил гулял без оглядки на возраст.
Ему был 61 год, когда другие актеры "Гладитора" мирно храпели в гостиницах на Мальте, а Рид отжигал по полной. Из показаний бармена кабака где 2 мая 1999 года Рид выпил восемь бутылок пива, две бутылки ямайского рома и несколько стопок виски и коньяка, после выиграл в армрестлинг у пятерых, годившихся ему во внуки спортивных, крепких матросов ВМФ Англии. А после окончания гулянки сердце немолодого актера не выдержало, медики не смогли откачать Оливера. Позже журналисты узнали, что в пабе устроили турнир "кто больше выпьет", а Оливер не смог пройти мимо и выиграл за явным преимуществом. Студийные боссы были в гневе и предлагали заменить Рида отсняв сцены с другим актером, но Ридли так понравился Оливер в образе Проскимо, что он доснял сцены с Проксимо, используя дублера и помощь художников графиков.
"Гладиатор" - это так же запоминающаяся музыка, композитором являлся уже тогда заслуженный Ханс Циммер, музыка которого столь дельно дополнила памятный сцены фильма. Основной композицией из рубрики "абсолютный топ" стала "Теперь мы свободны", написанная Циммером и Лизой Джеррард, с ее же незабвенным исполнением.
Только в кинотеатрах "Гладиатор" собрал 465,5 миллионов зеленых, а были еще отличные продажи на носителях, и массовые продажи прав телекомпаниями мира. Фильм собрал множество престижных наград и номинаций, в том числе и пять премии Оскар, в частности за лучший фильм и лучшую мужскую роль Расселу Кроу. Гладиатор стал культовым и хорошо смотрится в наши дни, потому сам жанр давно уж как пребывает в забвении, фильм не устарел, картинка все так же бодрит, батальные сцены впечатляют, музыка способна растрогать, атмосфера все та же завораживает и отправляет нас в былую эпоху, игра актеров как по Станиславскому: когда актер должен верить в правду того что он делает, а мы зрители - верим актерам.