Найти в Дзене
БиблиоЮлия

Читаем Толстого: "Сказка об Иване-дураке и его двух братьях..."

Автор статьи: Ольга Пучкова Мое первое знакомство с творчеством Льва Николаевича произошло еще в дошкольном возрасте - сначала рассказы для детей из Букваря - Пошла Катя поутру в лес...., потом из серии "Мои первые книжки" - "Филипок", "Лев и собачка", "Как гуси Рим спасли", "Прыжок", "Акула" и другие. Помните - "А косточку я бросил за окошко"? Бабушка-колхозница (в отличие от другой бабушки - учительницы математики) нам, детям, книги не читала, а пересказывала своими словами как бывальщины. Поэтому рассказ классика о мужике, который для своего престарелого отца, роняющего глиняные миски из дрожащих рук,   выдолбил деревянное корытце (как поросенку), а его маленький сын решил это корытце приберечь - когда отец состарится, он будет и его из него кормить, - этот рассказ я запомнила с ее слов. И про Жилина с Костылиным бабушка рассказывала так, словно они были если не ее дальней роднёй, то  хорошими знакомыми. И действие в ее рассказе происходило не когда-то в давным-давно, а почти в наше

Автор статьи: Ольга Пучкова

Мое первое знакомство с творчеством Льва Николаевича произошло еще в дошкольном возрасте - сначала рассказы для детей из Букваря - Пошла Катя поутру в лес...., потом из серии "Мои первые книжки" - "Филипок", "Лев и собачка", "Как гуси Рим спасли", "Прыжок", "Акула" и другие. Помните - "А косточку я бросил за окошко"?

Бабушка-колхозница (в отличие от другой бабушки - учительницы математики) нам, детям, книги не читала, а пересказывала своими словами как бывальщины. Поэтому рассказ классика о мужике, который для своего престарелого отца, роняющего глиняные миски из дрожащих рук,   выдолбил деревянное корытце (как поросенку), а его маленький сын решил это корытце приберечь - когда отец состарится, он будет и его из него кормить, - этот рассказ я запомнила с ее слов.

И про Жилина с Костылиным бабушка рассказывала так, словно они были если не ее дальней роднёй, то  хорошими знакомыми. И действие в ее рассказе происходило не когда-то в давным-давно, а почти в наше время.  Я только пойдя в школу узнала, что и смелый  сильный духом Жилин, и рыхлый унылый Костылин  и быстрая как горная козочка Дина  - это герои толстовского "Кавказского пленника".

А сегодня хочется вспомнить сказку писателя - у нас дома ее не было, и папа взял томик из собрания сочинений в библиотеке.

Итак, Сказка об Иване-дураке и его двух братьях: Семене-воине и Тарасе-брюхане, и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятах.

У одного богатого мужика было  три сына. Старший, Семен на военной службе у царя выслужил высокий чин и женился на барыне,  Тарас наторговал  богатства  и женился на купчихе. Но так как денег всегда не хватает, оба они приехали к отцу требовать у того свою долю, несмотря на то, что хозяйством занимались Иван с сестрой-вековухой. Иван не стал спорить  а отдал братьям большую часть и стал по-прежнему крестьянствовать.

Но тут стало досадно старому дьяволу, что братья из-за дележа не поссорились, и  он послал к ним трех чертенят, чтобы те братьев смутили и заставили враждовать.

Чертенятам удалось опозорить Семена-воина - его войско разбежалось, разорить Тараса-брюхана наведя на того зависть на чужое добро. А вот с Иваном ничего не получилось, хоть они ему и  вредничали изо всех сил. Наоборот, Иван их всех троих поймал и хотел пришибить, и чтобы избежать погибели  чертенята научили Ивана,   как из снопов понаделать солдат, из дубовых листьев - золотые монеты, и указали корешок, который излечивает все болезни.

-2

Тем временем несчастные братья вернулись в родительский дом, прося помощи, и Иван дал одному солдат,  другому - золота, и те вскорости стали царями. Сам Иван тоже получил царскую корону - царь за излечение своей дочери от смертельной болезни выдал ее за Ивана замуж, но тот не загордился, а по-прежнему занимался крестьянской работой. И жена -царевна "научилась работать, стала мужу подсоблять. И ушли из Иванова царства все умные, остались одни дураки. Денег ни у кого не было. Жили — работали, сами кормились и людей добрых кормили"..

Тут уж старому дьяволу стало  совсем  невмоготу -  он решил сам перессорить и уничтожить братьев. Сначала оборотился воеводой  и подбил Семена идти воевать индейского царя. Но" не допустил царь индейский Семенова войска до выстрела, а послал своих баб по воздуху на Семеново войско разрывные бомбы кидать. Стали бабы сверху на Семеново войско, как буру на тараканов, бомбы посыпать; разбежалось все войско Семеново, и остался Семен-царь один. Забрал индейский царь Семеново царство, а Семен-воин убежал куда глаза глядят."

С Тарасом-брюханом дьявол тоже справился,, при помощи инфляции и девальвации))

-3

Но в Ивановом царстве дьявол потерпел фиаско​​​​​​ - золотые монеты  там считали игрушками, а войско тараканского царя отказалось жечь и убивать мирных, безответных жителей.  Да еще и немая девка - сестра Ивана - не пустила дьявола за стол, потому что у того ладони были  гладкие, без мозолей - значит, лодырь.

Дьявол начал доказывать, что он, дескать, работает не руками, а головой, а это в сто раз труднее, и пообещал научить этому  и Ивановых дураков.

"Была в Ивановом царстве каланча высокая построена, и на нее лестница прямая, а наверху вышка. И свел Иван туда господина, чтобы ему на виду быть. Стал господин на каланчу и начал оттуда говорить. А дураки собрались смотреть. Дураки думали, что господин станет на деле показывать, как без рук головой работать. А старый дьявол только на словах учил, как не работамши прожить можно.
Не поняли ничего дураки. Посмотрели, посмотрели и разошлись по своим делам.
Простоял старый дьявол день на каланче, простоял другой — все говорил. Захотелось ему есть. А дураки и не догадались хлебца ему на каланчу принесть. Они думали, что если он головой может лучше рук работать, так уж хлеба-то себе шутя головой добудет. Простоял и другой день старый дьявол на вышке — все говорил. А народ подойдет, посмотрит-посмотрит и разойдется"
-4
Через некоторое время дьявол так ослабел что начал покачиваться и постукивать головой о столбы на аышке. Народ .принял это за "работу головой"
Иван "приходит к каланче, а старый дьявол уж вовсе с голоду ослабел, стал пошатываться, головой об столбы постукивать. Только подошел Иван, спотыкнулся дьявол, упал и загремел под лестницу торчмя головой — все ступеньки пересчитал.
— Ну,— говорит Иван,— правду сказал господин чистый, что другой раз и голова затрещит. Это не то что мозоли, от такой работы желваки на голове будут.
Свалился старый дьявол под лестницу и уткнулся головой в землю. Хотел Иван подойти посмотреть, много ли он работал, вдруг расступилась земля, и провалился старый дьявол сквозь землю, только дыра осталась."

Ну и как водится, - стали жить-поживать и добра наживать, "Только один обычай у него и есть в царстве: у кого мозоли на руках — полезай за стол, а у кого нет — тому объедки".

Как говорится, сказка - ложь, да в ней намёк))

-5

Ольга открыла марафон чтения произведений Л.Н. Толстого рассказом о не всем известной сказке писателя, по-моему, очень актуальной. Спасибо большое ей за участие в марафоне!

Понравилась статья? Читали "СКАЗКУ"?

Друзья, напоминаю. Читаем произведения любимого классика Льва Николаевича Толстого с 9 июля по 9 сентября 2025 года ко дню его рождения. Сегодня первый день! Правила марафона ниже:

А в премиум-клубе скоро обсуждаем "Эмпайр Фолз" Ричарда Руссо, в ТГ  – публикую короткие новости из книжного мира. Присоединяйтесь!

Сказки
3041 интересуется